Тема «Теоретические основы деятельности классного руководителя»

Классное руководство: учебник для учреждений сред. проф. образования / В.П. Сергеева, Е.А. Алисов, И.С. Сергеева и др. Под ред. В.П. Сергеевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 300 с.

В учебнике изложены функции и требования к классному руководителю. Раскрыто содержание, способы и формы воспитательной работы классного руководителя с учетом проблем воспитания в современных условиях. Методика представлена по всем направлениям воспитательной работы с учащимися младших классов в современных условиях.

Современному классному руководителю важно учесть особенности воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы с акцентуацией на начальные классы. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания.

С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.

Необходимо также учитывать:

 принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, о которых педагоги еще два - три десятилетия назад даже не догадывались;

- негативные тенденции, порожденные этими условиями. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

- Сегодня существует и усиливается противоречие между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.).

Эти противоречия меняют структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного (др.-греч. ἐκλεκτός «избранный, отборный» от др.-греч. ἐκλέγω «выбираю, отбираю, избираю») мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма (от лат. relativus — относительный, методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности содержания познания).

- Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых.

Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

Цель классного руководства заключается:

-   в формировании ценностных ориентаций обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и общества;

Если говорить более простым языком, то цель классного руководства заключается:

- в создании условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Определений о том, кого называют классным руководителем множество. Предлагаю рассмотреть несколько таких определений.

1. Классный руководитель — это:

- педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка;

- внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.

2. Классный руководитель – это педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических ситуациях школьной жизни.

3. Классный руководитель – это основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

Рассмотрев данные определения, хотелось бы выделить основную отличительную особенность классного руководителя от учителя.

Классный руководитель —  это:

- центральное лицо воспитательного процесса;

- это основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления воспитательной работы в классе;

- это педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректор межличностных отношений, помощник в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями;                       - защитник воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических ситуациях школьной жизни.

Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью.

Задачи его воспитательной деятельности определяются общими задачами воспитания и конкретными условиями жизни класса.

На разных этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретные задачи воспитания и, опираясь на ученический коллектив, проводит разнообразную воспитательную работу с классом и отдельными учениками. При определении этих задач, он учитывает возрастные особенности учеников, уровень их знаний и состояние успеваемости, дисциплины в классе, наличии таких качеств, как трудолюбие, коллективизм, сознание общественного долга.

Если говорить о задачах классного руководителя, то их огромное количество. Структурировав все эти задачи, можно выделить 4 основные группы:

1. социальная (вовлечение в систему социальных связей)

2. диагностическая (знание личностных качеств учащихся, правильная организация системы воспитания)

3. воспитательная (конкретизация нравственных норм)

4. процессуальная (выбор эффективных педагогических средств для планирования работы)

К социальным задачам можно отнести такие задачи как:

1. Формирование и развитие коллектива класса

2. Организация системной работы с обучающимися в классе

3. Гуманизация отношений между обучающимися, а также между обучающимися и педагогическими работниками.

К диагностическим задачам можно отнести такие задачи как:

1. Изучения класса в целом и отдельно каждого ученика.

2. Работа с родителями учащихся.

К воспитательным задачам можно отнести такие задачи как:

1. Формирование здорового образа жизни обучающихся.

2. Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.

К процессуальным задачам можно отнести такие задачи как:

1. Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы.

2. Организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

3. Координация воспитательной деятельности учителей.

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания, а также необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: