Увеличится число детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития

План

по самообразованию

Тема самообразования: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

Цель:                                                                                                      

1.Повысить свой профессиональный уровень.

 2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для исследовательской активности детей;

2. Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

3. Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.

4. Изучение методик, технологий ТРИЗ-РТВ.

 

Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Ожидаемые результаты:

Увеличится число детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.

Социально – личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

Интегративные характеристики: Развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке.

Интеллектуальная сфера: Острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, умение хорошо излагать свои мысли, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.

Творческая сфера: Пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно – прикладных занятиях и играх.

 

 

  Этапы реализации   Задачи   Сроки
  Подготовительный Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме самообразования 2014 - 2015 учебный год
  Диагностический Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса 2015 - 2016 учебный год
  Практический Внедрение опыта работы (работа с детьми, работа с родителями) 2016 - 2017 учебный год
  Обобщающий   Распространение опыта своей работы 2017 – 2018 учебный год
  Аналитический Анализ созданных педагогических условий для развития 2018 - 2019 учебный год

 

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.

Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ-РТВ в играх, рекомендации родителям по созданию условий для развития воображения, мышления, творческих способностей детей.

 

 

  Содержание деятельности Сроки (начало- окончание) Форма предоставления результатов

1.Изучение психолого – педагогической, методической литературы

по теме самообразования

2014-2015 учебный год

Цель: Повысить свой профессиональный уровень, развитие любознательности и познавательной активности.

1.Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно – образовательного процесса. Сентябрь-Октябрь   Формулировка темы,выделение стержневой проблемы и целевойустановки с учётом возрастных особенностей детей 6-7 лет.
2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор информации поданной теме в Интернете. Ноябрь Декабрь Изучение литературы, посещение интернет - лекций, интернет- семинаров и форумов по теме применения технологии ТРИЗ в ДОУ и проектной деятельности.
3.  Изучить книги: -Генрих Альтшуллер «Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач». - Страунинг А. М. «Задачи вокруг нас», Обнинск, 1997 – 111с. - Нурмухаметова А. Б., Нурмухаметова И. Ф. «Играя, развиваем. Развивая обучаем», Набережные челны, 1997 – 80 с.   - Шаехова Р. К. «Играя Размышляем», Казань, 2004 – 96 с.   - Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений» (3-е изд., Минск, ИВЦ Минфина, 2007 г.).                                                                                                                                                    - «Педагогика + ТРИЗ» - сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования (выпуск 5, Вита – Пресс, 2001 г.) В течение года Январь-Февраль   Подбор методического оснащения. Составление конспектов занятий, развлечений.  
4. - Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ: №8 (1988 г.), №5,6 (1989 г.), №1,2,3,5 (1990 г.), №4 (1993 г.), №1 (1994 г.),  №5 (1996 г.),  №11 (1997 г.), №5,9 (1998 г.). - Журналы «Ребёнок в детском саду»: №1,2,4 (2001 г) - Газета «Детский сад во всех сторон» № 31, 41, 42 (2001г.)   Март– Май Поделиться опытом работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми.  

2. Разработка программно-методического обеспечения

 образовательного процесса

2015 -2016 учебный год

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; разрабатывать программно- методического обеспечения образовательного процесса.

 

1. Разработать перспективные планы работы по всем видам деятельности для разновозрастной группы Сентябрь -  Май     Календарно - тематическое планирование    
2. Составить конспекты занятий по всем видам деятельности. В течение года   Картотеки
  3. Систематизировать практический материал по данной проблеме: Интернет - ресурсы (детские презентации). Развивающие компьютерные презентации: -«Инновации в образовании ТРИЗ - педагогика Педагогический совет.  Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста».   -«Презентация по ТРИЗ (СО)+игры».   -Изучать опыт работы воспитателей через интернет-ресурсы.   Октябрь-Ноябрь     Декабрь-Февраль     Январь     Март-Апрель   Наглядный материал  
4. Семинар-практикум для воспитателей:«Применение технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников».   Просмотр деятельности педагога: Автор материала учитель-логопед высшей категории, учитель-методист: Винограденко Ирина Михайловна
5. Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. 6. Родительское собрание: «Знакомство с технологией ТРИЗ».   Май     Родительская встреча: 1. - Игра «Знакомство». 2. - «Что такое ТРИЗ в детском саду» (мини — лекция). 3. - «Давайте поиграем»(знакомство с играми для детей) 4. - «Способности ребенка?» (выступление психолога) 5. - Анкетирование родителей: «Какие способности у моего ребенка?» 6. - «Как развивать детскую любознательность?»(дискуссия) 7. - «Умеете ли вы отвечать на детские вопросы?» (памятка для родителей) 8. - Экспресс – опросник: «Цветные анкеты».  
7. Подготовка материала к информационным стендам.   День открытых дверей.
8. Разработка «МИР ЗАГАДОК» Авторская программа кружкапо ТРИЗ в играх для детей 5 – 7 лет. Сентябрь - Май Изучение литературы, сбор игр и упражнений для разных возрастных игр, обобщение собственного опыта.

3. Внедрение опыта работы

(работа с детьми, работа с родителями)

2016 - 2017 учебный год

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях.

1. Итоговая диагностика по технологий ТРИЗ-РТВ у детей. 2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности Всоциальной сети работников образования nsportal.ru. Сентябрь-Май   Сентябрь-май Информационные листы в виде таблицы с результатами.   Публикации в социальной сети    
Работа с детьми 1. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. 2. Обследование речи и творческого воображения детей. Применение метода ТРИЗ в проектной деятельности.     3. Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности.   Сентябрь   Октябрь – Апрель   Ноябрь Календарно-тематическое планирование - (Утверждение плана работы).    Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок, наблюдения. – (Диагностика детей).     Игровые моменты, дидактические игры и упражнения. - (Создание развивающей среды в группе, уголка для творчества детей).
Работа с родителями: 1. Знакомство с современными системами семейного воспитания.     2. Использование «ТРИЗовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми. Декабрь     Январь Анкетирование, наглядная агитация, консультации, беседы, родительского собрания. Анализ анкетирования. Доклад на тему: «Значение нестандартного мышления в жизни человека».   Сбор игр и упражнений для развивающего общения с детьми. Картотека игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологии.
Работа с педагогами: 1. Подготовка материала по теме: «Игры и упражнения с исп. технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ». Февраль Изучение литературы, сбор игр и упражнений для разных возрастных игр, обобщение собственного опыта. Консультация для педагогов на тему: «Игры и упражнения с исп. технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ».

4. Распространение опыта

своей работы

2017 – 2018

учебный год

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях.

Составление календарно - тематического планирования, конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по технологий ТРИЗ-РТВ.

Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальнойсети работников образования nsportal.ru. Сентябрь - Май   Публикации в социальной сети
«Детское экспериментирование - как средство интеллектуального развития дошкольников». Ноябрь - Январь Семинар - практикум для воспитателей.
  Составить Авторскую программу на тему: «Я –МАЛЕНЬКИЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ».   В течение года   Изучение литературы, сбор игр и упражнений для разных возрастных игр, обобщение собственного опыта.
- Конспект занятия по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии». - Тема: «Поможем Машеньке собраться в школу»(подготовительной к школе группе). - Тема: «Как Иван Царевич нашел Царевну» - Театральный (подготовительной к школе группе). Сентябрь - Май День открытых дверей.
Мастер - класс Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада» Апрель Семинар - практикум для воспитателей.

5. Анализ созданных педагогических

условий для развития

2018 - 2019

учебный год

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях.

1. Прогнозирование познавательной активности и интереса детей, их эмоциональное отношение к занятиям с применением ТРИЗ.     2. Обобщение собственного опыта и педагогической деятельности по теме Сентябрь – Май     Сентябрь - Май Занятия, игры, беседы, наблюдения. Диагностическая карта достижений ребёнка.   Подготовка обобщённых материалов, планирование работы на перспективу. Отчёт по проделанной работе по плану самообразования с сентября по май.
Консультации для воспитателей: «Методнаправленный на достижение идеального результата» (ТРИЗ). Апрель - Май Повысить образовательный уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей.  
Консультации для родителей на тему: - «ТРИЗ в детском саду и дома». - «В помощь родителям развивающие игры ТРИЗ»     Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.  
Опыт работы по методу ТРИЗ Январь - Май ООД «Познание», Ознакомление с окружающим на тему: «Огонь - друг, огонь - враг», с использованием элементов ТРИЗа.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: