Лекция № 1. Предмет и задачи экологии. Среда как экологическое понятие. Факторы среды.
История развития экологии.
АРИСТОТЕЛЬ - разделил животных на группы по месту обитания.
Р.БОЙЛЬ (17в.) – провёл экологический эксперимент (влияние атмосферного давления на живые организмы).
К.ЛИНЕЙ (18в.) - предложил и обосновал понятие «вид», классифицировал животных и растений по одному признаку.
Ж.БЮФОН (18в.) - рассмотрел влияние климатических факторов на живые организмы.
Ж.Б.ЛАМАРК(18в.) - впервые создал эволюционное учение (организмы могут изменяться под влиянием окружающей среды)
Ч.ДАРВИН (19в.) – создал эволюционную теорию (учение о борьбе за существование).
В начале 20 века экология стала самостоятельной наукой. Большой вклад в её развитие внесли отечественные учёные: К.А.Тимирязев,
В.В.Докучаев, В.Н.Сукачёв, В.Н.Вернадский.
Э.ГЕККЕЛЬ (1866г.) - предложил понятие «экология». Экология – это отношение организма с окружающей средой.
Н.Ф.РЕЙМЕРС – обобщил большое количество понятий «экология»:
|
|
1. Экология – это часть биологии, изучающая отношения орг-мов между собой и с окружающей их средой.
2. Экология – это комплексная наука, изучающая среду обитания живых организмов. Экология является теоретической основой охраны природы.
Охрана природы - это комплексная межотраслевая дисциплина, котора разрабатывает и применяет методы сохранения и воспроизводства природных ресурсов.
Задачи экологии.
1. Изучение взаимоотношений организмов и их популяций с окружающей средой.
2. Исследование действия среды на строение. Жизнедеятельность и поведение организмов.
3. Установление зависимости между численностью популяции и средой.
4. Исследование отношения между популяциями разных видов в сообществе.
5. Изучает прямое и косвенное воздействие человека на окр. среду.
Структура и этапы развития экологии.
В настоящее время в экологии выделяют несколько классификаций.
I Классификация по объектам изучения:
1. аутэкология – изучает отдельный организм и среду его обитания.
2. популяционная – изучает группу организмов и их среду обитания;
3. синэкология – изучает экосистему и ее среду.
4. глобальная – изучает биосферу.
II Современные направления в экологии
1. промышленная эк. – изучает воздействие промышленности на природу и влияние условий среды на работу предприятий
2. медицинская эк. – изучает все аспекты влияния окруж. среды на здоровье чел-ка, факторы, ведущие к заболеваниям;
3. эк. чел-ка – изучает место чел-ка в экосистеме, их взаимное влияние и изменения.
4. социальная эк. - изучает общественные отношения во взаимодействии с окружающей средой
|
|
Этапы развития экологии
1. Изучение и описание природы
2. Изучение экосистем
3. Изучение взаимовлияния экосистем
4. Изучение биосферы
5. Изучение положения человека в биосфере
Факторы среды.
Среда- все то, что окружает живой организм в природе. На Земле существует 4 среды обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, среда, образуемая самими живыми организмами.
Экологические факторы – это любые внешние факторы, оказывающие влияние на численность и распространение орг-мов.
Экологические факторы:
1. абиотические – факторы неживой природы;
2. биотические – все виды взаимодействия между живыми организмами;
3. антропогенный – фактор, связанный с деятельностью человека.
На каждое воздействие фактора орг-м отвечает адаптацией.
Виды изменчивости факторов:
1. регулярные (закономерные) – изменяются качественные признаки
организма;
2. нерегулярные (стихийные) – изменяются количественные признаки
организма.
Характер воздействия факторов:
1. раздражитель – если изменяется скорость биохимических процессов;
2. модификатор – изменяются анатома - морфологические признаки;
3. ограничитель – если уменьшаются возможности распространения на
территории;
4. сигнал – это быстрая реакция организма на изменения среды.
Эврибионты – это организмы, которые выносят широкие пределы
толерантности.
Стенобионты – организмы, способные выносить узкие пределы
толерантности
5. Закономерности воздействия факторов:
1. закон оптимума – каждый фактор имеет определённые пределы положительного влияния на организм;
2. каждый фактор не одинаково влияет на функции организма;
3. действие факторов зависит от пола, возраста, физиологических различий орг-мов;
4. к каждому фактору среды виды приспосабливаются своим путём;
5. факторы взаимодействуют друг с другом, т. е. изменение одного влечёт изменение другого;
6. правило ограничивающего фактора(закон min) сформулировал Юстус Либих: «Фактор, напряжённость которого приближается к пределу выносливости, называется ограничивающим». За пределами выносливости наступает гибель организма. При удалении фактора от оптимума затрудняется существование вида.
Лекции №2 Наземно-воздушная среда. Атмосфера.
В каждой среде действует своя совокупность абиотических факторов. Некоторые из них играют важную роль во всех трех основных средах. Наземно-воздушная среда - самая сложная по экологическим условиям. Наземная жизнь адаптирована к специфическим влияниям важнейших факторов этой среды.
Абиотические факторы, приспособленность к ним живых организмов.
1. Свет:
• X и Y лучи (жёсткие космические лучи)- очень опасны для организмов, поглощаются озоновым экраном;
• УФ- лучи (коротковолновые – губительны для организма, задерживаются озоновым экраном; длинноволновые – необходимы для выработки витамина Д, загара, ускоряют хим. реакции, оказывают бактерицидное действие)
• Видимый свет – обеспечивает цветное зрение;
• Инфракрасные лучи – тепловое действие;
Свет - прямой – оказывает отрицательное воздействие на организмы.
Свет рассеянный – благоприятно воздействует на организмы.
Значение света:
• Образуется хлорофилл (регулируется фотосинтез).
• Регулирует дыхание и испарение.
• Активизирует ферменты, ускоряет хим. процессы.
• Определяет распределение растений по поверхности Земли.
Растения по отношению к свету:
1. светолюбивые – растения, приспособленные к сухим местам обитания, поэтому имеют небольшую листовую пластину, мало хлорофилла;
2. тенелюбивые – это растения, развивающиеся в постоянных условиях затенения (мхи, папоротники);
3. теневыносливые - приспособлены к незначительному затенению.
2.Тепло.
|
|
Степень адаптации растений к низким температурам:
1. не холодостойкие – гибнут при 0º, растения тропических лесов;
2. не морозостойкие – не переносят кратковременных заморозков, растения субтропиков (-5- -7 º)
3. морозоустойчивые – растения на территориях с сезонным климатом.
Адаптация растений к высокой температуре:
1. нежаростойкие – гибнут при 30-40 º;
2. жаровыносливые – растения пустынь(40-50 º);
3. жароустойчивые – выносят 70-80 º (бактерии, сине-зеленые водоросли).
Животные по степени адаптации к температуре делятся на:
-пойкилотермные (холоднокровные)
- гомойотермные (теплокровные)