Традиции и новаторство в творчестве Л.Улицкой

У каждой фазы века есть своё мироощущение, свой дух. Лучше всего осмыслен феномен конца времени. В последние десятилетия XX века атмосфера конца повторилась, но уже в форме не модернизма XIX века, а постмодернизма. «Не было утончённого, щекочущего нервы распада, опьянения болезнью и гибелью, но было скептико-гедонистическое чувство завершённости и исчерпанности всех культурных форм: остаётся только играть ими, по-новому сочетать, повторять - уже в кавычках - то, что было сказано другими», так образно определил свою мысль литературовед и философ М.Эпштейн 95. Главной для современности стала приставка «пост-»: постмодернизм, поставангард, постреализм, постиндустриализм, постгуманизм, посткоммунизм, постколониализм, постструктурализм, постутопизм и др. По утверждениям многих критиков, на пороге XX века опять главенствует тема конца: Нового времени и Просвещения, истории и прогресса, идеологии и рационализма, субъективности и объективности. Смерть Бога, объявленная Ницше в конце XIX века, получила отклики в конце XX века целой серией смертей и самоубийств: смерть автора, смерть человека, смерть реальности, смерть истины и др.

Само понятие «постмодернизм» обычно включает два значения. Первое обозначает культурное понятие, второе - сугубо литературное. Здесь мы подразумеваем, главным образом, первое значение.

Для уточнения этого термина приведём некоторые выдержки из словарных статьей по «постмодернизму»:

«Постмодернизм - широкое культурное понятие, в чью орбиту последние два десятилетия попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки».

«Постмодернизм - основное направление современной философии, искусства и науки»98.

«Постмодернизм - многозначный и динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений. Постмодернизм выступает как характеристика определённого менталитета, специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных возможностей человека, так и его места и роли в окружающем мире»99.

По определению М.Эпштейна, «обычно постмодернизм определяется как культурная формация, исторический период или совокупность теоретических и художественных движений, которым свойственен принципиальный эклектизм и фрагментарность, отказ от больших, всеохватывающих мировоззрений и повествований»1.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что мы сейчас находимся в особой духовной атмосфере культуры. Такую атмосферу, многие писатели и критики иногда условно называют постмодернистской101.

Многие учёные характеризуют время конца XX века как «конец истории». Очевидно, здесь речь тоже идёт об особой культурной ситуации в мире - такой, когда мировые войны и вражда народов перестали быть главным содержанием жизни и человечеству больше не грозит полное самоистребление.

Опыт XX века убедил, что претензии на обладание истиной очень опасны и бесчеловечны. «Знающий истину» всегда пытается навязать её миру, причём нередко - огнём и мечом. XX век учит не разделять, а объединять. Учит уживаться и пробует создать неагрессивное искусство, - такое, которое не навязывает никакой идеологии, а несёт в себе объединительное начало, примиряющее разные взгляды, заменяющее их борьбу - диалогом.

В сегодняшнем цивилизованном мире принято считать, что современно мыслящий человек - это тот, кто по своему усмотрению, безо всякого нажима извне формирует собственное отношение к реальности. Он самостоятельно решает, какой язык, какие взгляды и принципы мышления соответствуют его мировосприятию, и не прикреплен намертво, раз и навсегда к какой-то одной точке зрения. Для того, чтобы стал возможным такой «выбор себя», нужно создать возможность выбора, и, значит, нужно иметь свободный доступ к информации о том, как смотрят и смотрели на вещи люди разных времён и стран, об их культурах и идеологиях.

Такое ощущение равной доступности всего, равной близости культуры вчерашнего дня и позапрошлого тысячелетия усиливается у людей ещё, На наш взгляд, благодаря средствам массовой информации. Оно стало особенно острым в компьютерное время. Компьютер способен приблизить любую эпоху, технические возможности современности делают возможным ощутить себя в ней, переселиться в виртуальную реальность. Она может оказаться для человека более волнующей, более значимой, чем подлинная жизнь. А это значит, что в восприятии человека реальное может стать нереальным, а нереальное — реальным. Они могут меняться местами, сливаться до неразличения.

Более того, войти в Интернет можно под чужим именем, в чужой роли -сменив свой возраст, пол, национальность. Значит, - можно «отменить» самое реальное - себя. Для человека, который пребывает в этой ситуации, граница между настоящим и придуманным в значительной мере стирается: перестанешь ощущать, где кончается жизнь и начинается область воображаемого. Всё становится несколько нереальным. Это ощущение несут в себе произведения постмодернизма. Всё не вполне серьёзно, а фантазии чем-то похожи на реальность. Человек живёт в призрачном мире, где настоящее от выдумки не отличишь. Как видим, постмодернистская ситуация делает всё, что нам известно, одновременно близким и далёким, в ней всё настоящее и всё не всерьёз.

Постмодернистская ситуация - это ситуация мирного сосуществования разных, даже взаимоисключающих, точек зрения на жизнь. Она серьёзно влияет на мировосприятие человека, приучая его свободно определять свою жизненную позицию, выбирая из многих возможных. Социологи связывают такое положение вещей с демократией в политике и плюрализмом в идеологии. Собственно, постмодернистское искусство пытается сделать демократизм и плюрализм не только законами жизни общества, но и законами самого художественного творчества, «внедрить» их в поэтику художественного произведения.

Постмодернизм - одно из самых заметных явлений в современной русской литературе. Именно он оказался в последние годы в центре внимания многочисленных литературных дискуссий и читательских обсуждений.

С середины 1980-х годов, когда изменились условия общественно-политической и культурной ситуации, в современной русской литературе появились формалистические тенденции, и на этом фоне произошло открытие новой литературы, получившей тогда в критике совершенно разные названия: по С. Чупринину это «другая проза», «андеграундом» называл её В.Потапов, Н.Иванова характеризует её как «прозу новой волны», иногда её называют ещё как «литература эпохи гласности», «литература эпилога», «артистическая проза», «расхожий модернизм» и «типичный сюр», «бесприютная литература», «плохая проза», и, наконец, утвердившейся в определении этой литературы термин "постмодернизм".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: