Понятие о методах, приемах, правилах обучения. Условия выбора учителем методов обучения

Процессом обучения принято называть совокупность действий учителя и ученика, направленных на решение задач образования. Процесс обучения всегда является частью педагогического процесса. Иногда его называют учебным процессом. Традиционно процесс обучения тесным образом связан с познавательной деятельностью ученика. Именно в процессе обучения у учеников формируются знания, умения и навыки. Одновременно с этим происходит воспитание и развитие школьников.

Особенности учебного процесса тесным образом связаны с историческим ходом жизни общества. Связаны они с потребностями общества, с экономическими, политическими и культурными особенностями той или иной эпохи, а также с уровнем их развития. К примеру, в период Средневековья учебная система имела догматический характер. Приветствовалось механическое и бессмысленное заучивание словесных формулировок, теорий, понятий и т. п., предлагаемых в качестве непреложных истин. В связи с этим ученики в то время получали весьма скудное и ограниченное образование.

В следующий исторический период господствовал другой метод обучения, а именно – объяснительно–иллюстративный. Целью учителя было дать объяснение различным процессам и явлениям и проиллюстрировать свои доказательства на ярких, показательных примерах. Словом, ученики имели возможность хорошенько осмыслить новый материал, а затем воспроизвести его собственными словами. Благодаря этому они прекрасно его запоминали и усваивали.

В современном обучении применяют другой метод, включающий в себя сознательное и активное получение и усвоение знаний, умений и навыков, формирование и развитие у школьников познавательных интересов. В последнее время обучение в школе направлено на раскрытие и развитие творческих способностей учеников. А в связи с возрастанием научно–технического прогресса школа уже не может дать тот объем знаний, который становится необходим человеку в жизни. Поэтому одной из целей, поставленных перед ней, остается привитие человеку потребности в постоянном пополнении своих знаний.

Существуют три основные функции процесса обучения: образовательная, воспитательная и развивающая. Они тесно связаны между собой, что дает возможность формировать необходимые качества человека, которые будут ценны не только для самой личности, но и для всего общества в целом.

Образовательная функция выполняется посредством приобретения знаний, умений и навыков.

Что касается воспитательной функции, на деле она реализуется при становлении необходимых в современной самостоятельной жизни качеств индивида. К основным следует отнести волевые, эстетические, нравственные и другие качества. При этом формируется диалектико-материалистическое мировоззрение, в результате чего складывается всесторонне и гармонично развитая личность.

Результатом развивающей функции считается умственное развитие школьников, становление их познавательных качеств.

К познавательным качествам человека принято относить познавательную активность, природные способности, логическое мышление, способности к умозаключениям и выполнению логических операций.

На начальном этапе обучения в школе развивающая функция направлена на развитие свойств высшей нервной деятельности, что обеспечивает формирование познавательных и интеллектуальных возможностей ребенка.

В связи с этим очень популярным в настоящее время является развивающее обучение. Оно заключается в том, что в обучение школьников включаются виды деятельности, способствующие развитию сенсорного восприятия, двигательной, интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без сопутствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала.

При целостном подходе необходимо выделить 3 большие группы методов обучения:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: