Часть I. Психология и парапсихология

Дубров А.П., Пушкин В.Н. – Парапсихология и современное естествознание

Www.e-puzzle.ru

ББК 88.6 Д79

Дубров А. П., Пушкин В. Н,

Д79 Парапсихология и современное естествознание. — М.: СП „Соваминко", 1989. — 280 с.* ил.

ISBN 5-85300-001 -2 (2-й э-д)

Книга адресована широкому кругу читателей, специалистам в области психофизиологии, психоэнергетики и психотроники.

я 0303020000-001 _

Д " 943 101) -89 БМ 0б1nвfl

ББК 88.6

© Дубров А. П., 1

ISBN 5-85300-001-2 (2-й з-д)

ПРЕДИСЛОВИЕ


Часть 1. Психология и парапсихология 6

1. Парапсихология: случайное сплетение факторов или теоретический антипод естествознания? 6

2. Предмет парапсихологии. Мозг и парапсихо л огические способности.... 18

3. Волновая структура мира и принципы голографической психофизики... 30

4. Акупунктура и проблема психоэнергетики 41

5. Проблема бессознательного. Психоэнергетика и психоанализ 50

6. Психоэнергетическая функция кожи 64

§ 1. Проблемы кожно-гальванического рефлекса 64

§2. Электропунктура - лечебный и психологический метод 71

Часть 2. Экспериментальная психология паранормальных явлений 81

1. Биоинформационный контакт человек-растение 81

2. Биополе как канал восприятия 94

3. Биоэнергетические аспекты соотношения образа восприятия с воспринимаемым объектом 106

4. Психокинез. 114

5. Биоинформационные контакты на расстоянии 128

6. Парапсихология и проблемы психологической науки 140

Часть 3. Фундаментальные понятия естествознания и парапсихологии... 147

1. Введение 148

2. История вопроса 149

3. Новая классификация пси-явлений и ее диалектические основы....... 156

4. Гносеологические особенности пси-явлений 161

5. Общие диалектические положения о времени и пространстве 162'

§ 1. Определение понятия времени 163

§ 2. Общие положения о биологическом времени и пространстве.... 164 § 3. Специфичность биологического времени и пространства на различных уровнях организации живой материи 165

6. Пространственно-временные пси-явления 168

7. Возможные механизмы пространственно-временных пси-явлений 171

8. Полевые и силовые пси-явления 178

9. Материально-энергетические преобразования в пси-явлениях 192

10. Биологическое электромагнитное поле и резонансные взаимодействия живых систем 198

§ 1. Биофизические основы действия электромагнитного излучения

и биоэнерготерапии 200

§ 2. Особенности биоэлектро магнитного поля *и резонансно-полевого

типа взаимодействия 205

И.Пси-явления и окружающая среда 210

Часть 4. Современные парапсихо логические исследования в СССР и за

рубежом 214

1. Исследование пси-явлений в СССР 215

§ 1. Общее положение 215

Стр.

§ 2. Наблюдения спонтанных пси-явлений в СССР 218

Телекинез, психокинез, левитация * 219

Полтергейст 221

Пирогения 222

Ясновидение, проскопия, ретроспекция 223

Психометрия 225

Дистанционное воздействие (суггестологическое внушение).... 227

2. Теоретико-экспериментальные исследования пси-явлений в СССР 231

§ 1. Нейропсихический статус экстрасенсов и пси-явления 231

§ 2. Возможные механизмы телепатической связи.... 235

§ 3. Психоэнергетика 238

§ 4. Биологическое поле 240

§ 5. Краткий анализ современных исследований пси-явлений за рубежом 247

§ 6. Аксиомы и постулаты парапсихологии 253

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 255

Список терминов 256

Литература 259


 

 

 

ЛУШКИН ВЕНИАМИН НОЕВИЧ

(1931 -1979)

- изеестный советским психолог, профессор. доктор психологических наук.

Окончил в 1956 г. МГУ им. М.В.Ломоносо- ва. Руководил лабораторией эвристики Научно-исследовательского института v общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР в Москве, в которой разрабатывал фундаментальную проблему продуктивного мышления.

Проф. Пушкин В.Н. автор более 170 научных работ и 8 монографий по проб* лемам психологии, труда, мышления, возможностей ч„лг«ека, психологическим аспектам кибернетики, биополя и экстрасенсорике. Труды проф. Пушкина В.Н. изданы в СССР и в 18 зарубежных странах на 13 языках, они представляют собой крупнейший вклад в развитие психологической науки и получили мировую известность.

 

ДУБРОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ (род 1931 г.) - биоризик, доктор биологичес ких наук.

Окончил в 1954 г. Московскую сельскох< зяйственную академию им. К.А.Тимир* зева. На протяжении 10 лет изучал би(логическое действие ультрафиолетово радиации на растения. С 1964 г. завед< вал лабораторией искусственного кл* мата Биолого-почвенного факультет Московского государственного униве; сите га им. М.В.Ломоноссва, а с 1967 i занимался изучением биологическог действия геомагнитного поля в Инстит^ те общей генетики АН СССР, Институт физики Земли АН СССР, работал в Цен ральном научно-исследовательско институте рефлексотерапии Минздрав СССР* 6 лабораториях биофизики, мед» цинской кибернетики над вопросами ак^ пунктиры. Ав'гор 100 научных работ и монографий, вышедших в СССР и э рубежом. Д-р Дубров А.П. являете членом Международного хронобиолог» ческого общества, Международной асс< циации по'иг,следованию проблем психотроники и ряда других научных обществ.

 



ПРЕДИСЛОВИЕ

Развитие современных естественных наук связано с решением целого ряда фундаментальных научных проблем. Особенно острые проблемы возникают на стыке с той сложнейшей областью действитель- ноети, которая по традиции относится к парапсихологии. Анализ фактического материала этой области, полученного на протяжении последнего столетия, позволяет предположить, что именно в настоящий момент можно ставить вопрос о рассмотрении явлений парапсихологии с точки зрения фундаментальных понятий современного естествознания.

Уже сейчас есть основания думать, что изучение пси-явлений помо- жет современной науке проникнуть в сложный мир психической деятельности человека и в то же время даст возможность естествоиспытателям решить фундаментальные вопросы, связанные с динамической структурой мира.

Рассмотрению совокупности этих проблем и посвящена настоящая работа. На материале экспериментальных и теоретических исследований, проведенных с участием авторов, оказалось возможным подойти к раскрытию закономерностей той материи и энергии, которые определяют психическую деятельность человека. Наш анализ позволил охарактеризовать явления общей психологии, психоэнергетики и парапсихологии как фундаментальные явления современного естествознания.

В связи с этими исследованиями психика человека как функция полевых, резонансных, голографических и иных, неизвестных еще возможностей живой материи получает свое место в нерасчлененном единстве. Это — единство психической регуляции, микро- и макромира. Психика как реальное проявление материи, энергии и информации может оказаться мощным орудием познания в руках владеющего ею человека.

Исследования паранормальных явлений и факты суггестологии и акупунктуры выдвигают необходимость создания в системе фундаментальных наук специального научного направления - информационной биофизики (экстрасенсорики), которое призвано раскрыть механизмы информационно-энергетических связей в регуляции процессов жизни и поведения человека.

Информационно-энергетическая регуляция психической деятельности предстает как комплексная современная проблема, имеющая глубокую связь с фундаментальными механизмами живой природы. Многочисленные факты в биологии и медицине и их теоретический анализ говорят о том, что существует некоторая реальность, условно и предварительно обозначаемая как биологическое поле, являющееся неотъемлемым компонентом живого организма и в значительной степени определяющее осуществление тех регуляторных процессов, которые средствами современной науки обнаруживаются как взаимодействие молекул.

Использование этой категории позволяет представить себе целостную картину фундаментальных процессов жизни и психики, охватить эти процессы некоторой единой теоретической структурой, благодаря чему все проблемы психофизиологии, психофизики и психо- энергетики оказываются объединенными в одно целое. В этой связи следует ожидать принципиальных открытий, которые могут совершиться в комплексе современных областей знания: физика откроет новые для нее системы субструктуры, биология сможет продвинуться в понимании фундамента жизни, психология сделает шаг в расшифровке материальной основы психики.

Однако необходимо преодолеть психологические барьеры, связанные с признанием существования таких форм материи, которые неизвестны традиционной науке, но, главное, преодолеть и методические сложности, ибо нужно иметь методы, которые могли бы выполнить функции связующего звена между необычными воззрениями, существующими в парапсихологии, и комплексом современных наук. Поступательное движение современной науки в этом направлении может начаться только после нахождения такого методического инструмента; например, одним из таких может быть эле к тролунк тура (а возможно, и методы нейтринной физики).

Поэтому в предлагаемой книге приведены экспериментальные исследования, выполненные этим методом, показывающие связь электрических свойств биологически активных точек с биологическим полем человека, с особенностями его психической деятельности, в частности с такими высшими мыслительными процессами, как процесс построения модели объектов, установления связей между объектами, общения. Понятие биологического поля позволяет продвинуться в анализе природы того волнового способа кодирования информации о внешнем мире, с помощью которого оказывается возможным адекватное отображение объектов.

Вместе с тем необходимо отдавать отчет в том, что использование теории биологического поля в единстве с понятием психоэнергетической регуляции не столько решает, сколько ставит проблемы, ибо категорию биологического поля нельзя абсолютизировать. Возможно, в будущем она сменится другой категорией, более адекватной кругу необычных для современного естествознания явлений. Следовательно, категория биологического поля, может быть, будет иметь лишь некоторое эвристическое значение, будет выполнять функции лесов для возникнования новых теоретических пос!роений в биологии, психологии и парапсихологии.

При всей их сложности и спорности психобиофизические структуры (биологическое поле) и явления пси хо л ого-биофизического взаимодействия, традиционно называемые паранормальными явлениями,— телепатия, психокинез, кожно-оптическое зрение, ясновидение, пси- диагностика и другие - при научном подходе к ним могут оказать серьезную помощь в разработке проблем материальных механизмов адекватного отражения действительности, в познании резервных возможностей человеческого организма, в построении новых моделей функционирования и регуляции живых систем, в создании экстрасенсорики как науки о потенциальных возможностях организма и новых видах рецепции, основанных на пространственно-временных особенностях нервно-психической деятельности человека и психолого-биофизи- ческом взаимодействии.

В результате изучения этих психобиофизических структур и явлений должно существенно измениться лицо современного естествознания и наметиться прогресс в решении фундаментальных методологических проблем науки. Все эти соображения делают рассмотрение парапсихологии значимым как в методологическом, так и в конкретнонаучном отношении.

В данной работе не ставилась задача систематического охвата всех деталей парапсихологии; это проблемное исследование, в котором авторы прежде всего опираются на собственные экспериментальные данные и теоретические результаты, а также на те научные материалы, которые, по их мнению, являются принципиальными. Работа написана представителями двух отраслей естествознания: психолог В. Н. Пушкин написал первые две части, а биофизик А. П, Дубров — третью и четвертую части. Эти разделы пронизаны некоторыми общими идеями. Тем не менее авторы отдают себе отчет в том, что работа в целом носит пограничный характер, но они рассчитывают на способность читателя к синтезу.

Настоящее издание является дополненным и расширенным по сравнению с его вариантами, вышедшими в Испании, Югославии (1980), США (1982), Греции (1984), Японии (1986), Польше (1989). В СССР книга была опубликована на финском языке в 1986 г. („Прогресс- Куустолиике *’).

 

ЧАСТЬ I. ПСИХОЛОГИЯ И ПАРАПСИХОЛОГИЯ

ГЛАВА 1. ПАРАПСИХОЛОГИЯ: СЛУЧАЙНОЕ СПЛЕТЕНИЕ ФАКТОВ ИЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНТИПОД ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ?

Нам необходимо разобраться в том, что представляет собой парапсихология. Этот термин имеет два значения. В первом своем значении слово парапсихология” используется для условного обозначения некоторой области необычных явлений, которые выпали из рассмотрения современных естественных наук. Факты эти* будучи психологическими по своей сути, тем не менее находятся вне или около традиционной научной психологии. Отсюда та частица „пара’1, которая включена в этот термин.

Против такого использования термина „парапсихология” что-либо возразить трудно: ведь, в сущности, почти все равно, как мы будем называть некоторую область явлений независимо от того, действительные эти явления или мнимые. Такое условное и чисто терминологическое значение слова „парапсихология” не является единственным его значением.

Если внимательно прочитать многочисленные парапсихологические статьи и книги, выходящие во многих странах, то можно сделать вывод о том, что парапсихология не просто обозначение некоторой области фактов. По мнению некоторых авторов, это наука о той области природы, перед которой сегодня бессильно человеческое познание. В этом смысле парапсихология оказывается научной областью, противостоящей естествознанию и примыкающей к системе околонаук. Вся область околонаук со стороны естествоиспытателей всего мира обычно встречает в высшей степени отрицательное отношение.

Так, устав Международной ассоциации научной психологии считает, что занятия парапсихологией не могут быть совмещены с пребыванием в системе научной психологии. Согласно этому же уставу, какие бы то ни были доклады, так или иначе освещающие проблематику парапсихологии, не могут быть включены в программу съездов научных психологов.

Такое отношение к тем, кто исповедует парапсихологию как некую противоположность принципам естественных наук, можно понять. Парапсихология, если ее рассматривать не как слово, обозначающее некоторую область фактов, а как теоретическую систему, представляющую собой антипод естествознания, имеет в своей основе по крайней мере два методологических философских положения» которые вступают в решительное противоречие с теми принципами, на основе которых привыкли мыслить современные естествоиспытатели.

Первое философское положение, лежащее в основе парапсихологии не как области фактов, а как концептуальной системы, противостоящей естествознанию, связано с тем, что объект этой специфической концептуальной системы принципиально отличен от объектов других наук, например от объекта научной психологии. Второй теоретической основой этой парапсихологии является положение о том, что механизмы необычных явлений, в эту область включаемых, не могут быть познаны и раскрыты с помощью тех объективных методов, которые обьпь но используются в традиционном естественнонаучном исследовании.

Эти два положения — принципиальное своеобразие объекта парапсихологии и его непознаваемость с помощью традиционных научных принципов — широко используются парапсихологами в том случае, когда осуществляются попытки теоретического анализа околонауки. Эти теоретические философские положения с особой отчетливостью обнаруживают себя в тех весьма частых утверждениях, когда парапсихологи говорят о невозможности познать естественнонаучные материальные основы некоторых странных явлений человеческой психики. Такие утверждения можно найти в публикациях парапсихологов.

Из этих утверждений следует, что в основе необычных явлений человеческой психики, таких, например, как телепатия, телекинез, разные формы целительства и т. д., лежит некая особая реальность, в принципе отличная от материи и тех информационных процессов, которые исследуются в системе современного естествознания. А раз так, то для изучения этой особой реальности обычные научные методы (эксперимент, наблюдение и т. д.) не подходят, да в них и нет необходимости. Именно поэтому здесь нужна особая концептуальная область (парапсихология), лежащая за пределами естествознания и являющаяся антиподом естественных наук.

Нужна ли парапсихология как особая концептуальная система? Нужно ли противопоставлять странные и необычные, но совершенно ре* альные факты и явления человеческой психики обычным объектам естествознания, тем процессам и явлениям, которые исследуются в системе научной психологии?

Авторы этой книги считают, что на эта вопросы возможен лишь один ответ — отрицательный. Какими бы ни казались странными и непонятными те или иные явления человеческой психики, все они имеют определенную материальную основу, которая не только может, но и должна быть раскрыта в ходе объективного естественнонаучного исследования. Ни сложность явления, ни глубокая зашифрованность его закономерностей и механизмов не может служить оправданием отказа от поиска этих закономерностей и механизмов, от включения той или иной области фактов в систему научного естествознания.

Чрезвычайно показательной в этом отношении является акупунктура — древний метод лечешя многих заболеваний с помощью введения игл в особые точки кожи человека. Как известно» метод этот долгое время рассматривался как нечто прямо противоположное принципам и методам естественных наук. По аналогии с парапсихологией акупунктуру называли парамедициной. Многие весьма солидные врачи и ученые прямо заявляли в печати о том, что акупунктура является разновидностью древной восточной мистики. Однако сейчас положение существенно изменилось. Так, в Москве в 1976 г. был открыт Научно-исследовательский институт рефлексотерапии, а задачу которого входит овладение теорией и практикой акупунктуры.

Если то или иное явление действительно существует, если оно достоверно зарегистрировано, если при его фиксации не было допущено ошибки или недобросовестной подтасовки фактов (а такое иногда случается, особенно в околонаучных областях), то явление это нужно отнести к определенному направлению естествознания и исследовать объективными научными методами. Быть может, не все факты такого рода сразу могут быть включены в систему естествознания. Некоторые явления пока трудно объяснить с помощью известных понятий и закономерностей. В этом случае придется создавать новые понятия, выдвигать новые гипотезы и разрабатывать новые методы исследования. Но ведь в этом и состоит поступательное развитие науки! Новые, необычные факты получают свое объяснение, а соответствующие отрасли наук развиваются.

Что же касается околонаук как концептуальных систем, противопоставляемых их адептами принципам научного естествознания, то такие околонауки не нужны. Не нужна и парапсихология как концептуальная система, основанная на положении об исключительности своего объекта и неподвластности этого объекта принципам научного естествознания. Термин же „парапсихология” вполне может быть оставлен для обозначения области необычных психологических фактов. В этой связи интересной и нужной представляется работа парапсихологов» направленная на поиски фактов, на поиски феноменов - людей, обладающих удивительными способностями. Следовательно, необходимо разделить практическую область парапсихологии и ее теоретические основы и по-разному относиться к ним.

Здесь следует специально подчеркнуть, что отрицание теоретической полноценности парапсихологии как концептуальной системы ни в коей мере не должно веста к отрицанию тех реальных фактов, на которые опирается парапсихология. Факты эти должны быть тщательно проверены, проанализированы» сопоставлены с другими естественнонаучными теориями и явлениями и на основе анализа включены в систему естествознания. Это прежде всего относится к информационному и энергетическому дистанционному воздействию одного человека

на окружающие объекты, способности отображать объекты вне пределов их досягаемости и т. д.

Тенденция же отрицать такого рода факты-у представителей традиционного научного естествознания в настоящее время велика. Это связано с тем, что сами основы естествознания строились таким образом, что они не включают в естественнонаучное рассмотрение не только паралсихологические, но и психологические факты. Вся картина современной науки нередко представляется как такая целостная система знаний, в основу которой положены знания о неживой природе. Что же касается живых систем, а тем более систем, обладающих целенаправленным поведением, то представления о сущности таких систем не могут считаться в современной науке завершенными.

Несмотря на огромные успехи физики и биолонш, естествознание все еще испытывает значительное влияние некоторой механистической традиции. Эта традиция со всей очевидностью обнаружила себя, например, в теории автоматов, которая лежит в основе построения современных компьютеров, призванных воспроизвести, моделировать сложные формы психической деятельности человека.

Если проанализировать то, как понимается в теории автоматов человеческая психика, то без большого труда можно обнаружить, что в основу моделирования кладется известная схема сти мул-ре акция. Наш анализ показывает, что такого рода стимульно-реактивный автомат не учитывает многих чрезвычайно важных содержательных процессов в деятельности человеческой психики, процессов, связанных с моде* лированием, отражением окружающей человека внешней среды. Поэтому человек решает некоторые задачи существенно более успешно, чем современные вычислительные машины (76)[1].

Еще в меньшей степени склонны современные естествоиспытатели считаться с редкими явлениями, которые описываются в парапсихологии. Более того, для ученого отрицание этих явлений оказывается как бы признаком хорошего тона, необходимым условием его научной респектабельности. Полностью зачеркивая существование телепатии и телекинеза, такой представитель науки полагает, что может приобрести репутацию серьезного исследователя. Если же он попробует в кругу своих коллег рассказать о случаях телепатии, которые в действительности произошли с ним, то он может быть заранее уверен, что его репутация как ученого серьезно пошатнется. Так наука, возникшая и окрепшая п борьбе с суевериями и предрассудками, сама начинает создавать свои суеверия и предрассудки. Жрецы науки перерастают в настоящих жрецов, создающих барьеры на пути человеческого познания.

Современного ученого, пытающегося утвердить свою научную репутацию отрицанием парапси хологических явлений, можно, конечно, понять. Факты телепатии действительно редки. Редки и люди, обла

дающие способностью передавать мысли на расстояние или воздейство- вать на окружающие объекты. Трудность состоит еще и в том, что феномен — человек, этими способностями располагающий, - далеко не всегда может произвольно их реализовать в той степени, в какой это необходимо для доказательства существования явления. Как и всякий человек, феномен испытывает колебания своих физиологических и психологических состояний. Далеко не всегда он бывает в нужной форме. Кроме того, регулирующие системы мозга, от которых зависит эффект, далеко не всегда подчиняются его сознательному контролю. Следовательно, он не всегда может произвольно управлять своими необычными способностями. Все эти ограничения, нередко приводящие к срывам экспериментов, только усиливают скепсис окружающих, в особенности тех исследователей, которые приглашены в качестве экспертов, регистрирующих это явление.

Но все эти трудности вовсе не отменяют сами эффекты. Трудности эти скорее свидетельствуют о глубокой зашифрованности той основы, на которой парапсихологические эффекты возникают. Ведь если бы эффекты такого рода были обыденными, если бы такими способностями обладали многие и факты телепатии и телекинеза были легко воспроизводимы, не существовало бы никакой проблемы парапсихологии в современном естествознании. Все было бы давно описано, изучено и включено в систему традиционной науки.

Однако вся история человечества свидетельствует о том, что область эта тщательно зашифровывалась на всех этапах и во всех ветвях развития человека. Такая стратегия зашифровки была, безусловно, оправданна. Та печать великой тайны, которая во все исторические периода лежала на области парапсихологии и которая нашла свое выражение в специфическом термине „оккультизм” (тайная наука), выполняла общечеловеческую функцию. Тайна эта спасала людей от недобросовестного использования великих сил природы. Сохраняя в тайне свое великое Знание, древние психологи пытались тем самым ограничить зло в мире.

Но именно в наше время таинственные и могущественные знания о человеке и его возможностях должны стать достоянием человечества. Известно, что именно наше время — время информационного взрыва — предъявляет особенно большие требования к психике чело* века, В связи с изменившимися условиями труда, в связи с нараста- ющим темпом жизни человек уже не может ограничиться своими обычными возможностями. Проблемой исключительной важности становится проблема использования резервных психологических возможностей человека.

Но для того чтобы иметь возможности использовать психологические резервы, необходимо знать гораздо больше о человеческой психике, чем мы знали до сих пор, необходимо раскрыть глубинные закономерности работы человеческого мозга. Загадки человеческой психики выдвигаются в ряд первоочередных задач научного исследования, подобно тому как еще совсем недавно основными научным*! проблемами стали проблемы, связанные с загадками и возможностями атомного ядра. Так наука меняет преимущественный, так сказать, доминантный объект своего исследования в связи с теми задачами, которые возникают перед человечеством.

Разумеется, основным методом исследования резервных психологических возможностей человека является эксперимент, в ходе которого эти возможности раскрываются. Примером такого эксперимента может служить метод болгарского исследователя Г. К. Лоза- нова, создавшего интереснейший вариант интенсивного обучения. Этот метод смог показать, какие огромные резервные возможности памяти имеет человек.

К такому шпу эксперимента относятся опыты с электровоздействием на биологически активные точки кожи, с помощью которого меняются состояния и характеристики нервной системы человека. Поэтому самым интересным был бы такой эксперимент, в ходе которого обычный человек смог бы приобрести феноменальные способности, например к телепатическому общению. Если бы такой эксперимент был создан, то это означало бы не только приобретение практических возможностей, но и раскрыше глубочайших закономерностей человеческой психики.

К сожалению, на данном этапе исследования значительную часть экспериментальной работы приходится проводить на феноменах - людях со своеобразной психологической аномалией, которая делает их парапсихологически одаренными. По своей познавательной функции для современной психологической науки феномены могут быть сопоставлены с функцией атома радиоактивных элементов в физике. Именно эти атомы благодаря своему распаду позволили раскрыть мно гие секреты структуры атомного ядра всех химических элементов. Феномены такие редки и как радиоактивные вещества по-своему уникальны.

Эта редкость людей, обладающих исключительными, как часто говорят, паранормальными способностями, не может еще и еще раз не вызвать вопроса: а существуют ли такие люди с их способностями? Быть может, таких людей, а значит, и явлений, подобных телепатии, телекинезу, ясновидению, вообще нет? Многих и многих представителей науки такой отрицательный ответ вполне бы устроил. Ведь если все эти явления действительно существуют, необходимо вносить весьма существенные коррективы в систему современной науки. Многие научные положения, которые сейчас кажутся незыблемыми, должны быть пересмотрены. Более того, в современном естествознании должны быть созданы новые отрасли науки, которых сейчас нет. Все это связано с большим и напряженным исследовательским трудом. Не лучше ли не обращать внимания на некоторые факты, игнорировать их, не доверять свидетельствам, просто отрицать непосредственные данные опыта? Тогда все останется по-старому и в науке не потребуется никаких перемен.

В этой связи чрезвычайно показательным является отношение к некоторым распространенным в Индии фокусам, которые демонстрируются на площадях, на рынках и вообще в местах скопления людей. Один из наиболее распространенных вариантов фокуса состоит, как известно, в следующем. Старший факир бросает вверх конец каната, который уходит высоко в небо. Второй участник фокуса, мальчик, забирается по этому канату и исчезает в облаках. Эту картицу видит толпа. Оказавшиеся в этой толпе обладающие фотоаппаратами европейцы фотографируют фокус и в результате получают изображение, на котором нет того, что наблюдала толпа. На изображении видно, что факир, так же как и мальчик, сидат на земле, а около них лежит свернутый канат.

На основании таких изображений делается вывод: все так называемые эффекты Востока — сплошной обман, иллюзия, которая может быть разоблачена с помощью технических средств объективной регистрации явлений. Вывод этот мог бы быть совершенно несомненным, если бы не одна любопытная деталь: вся большая и, как правило, разноязыкая толпа, перед которой демонстрировался фокус, все люди, которые стояли в этой толпе, видели одну и ту же картину.

Это значит, что фокусники смогли навязать людям те образы, которые считали нужными. Фокусники обычно действуют молча, т. е. не рассказывают людям, что именно должна видеть толпа. В данном случае, следовательно, момент словесного внушения может быть исключен, и для того чтобы фокус состоялся, чтобы толпа увидела, как мальчик забирается по канату вверх, необходимо бессловесное навязывание образов, необходимо мысленное внушение этах образов, которое не может быть осуществлено без передачи мысли на расстояние, иначе говоря, без телепатического воздействия.

Так, разоблачение с помощью фотографии одного странного явления (мальчика, забирающегося по канату) приводит к необходимости признать другое, еще более странное и необычное явление — мысленное навязывание толпе зрительных галлюцинаций. Здесь отрицание неизбежно приводит к некоторому очень важному утверждению, которое не замечают те, кто пытается разоблачить фокусы с помощью фото регистрации.

Случаи телепатии действительно трудно воспроизводимы в лабораторных условиях. Но почти каждый человек не только среднего, но и юношеского возраста сможет привести примеры дистанционного обмена информацией. Авторам этой книги везло — они имели возможность наблюдать целый ряд явлений, относимых обычно к области парапсихологии.

Мы наблюдали, например, четкие ясновидческие способности одной женщины, Елены Юрьевны Агарковой, которая детально описывала по телефону обстановку комнаты, в которой мы находились. Ранее она никогда не бывала в этой комнате. Среди объектов, находящихся и комнате, были и довольно необычные предметы, например композиция кораллов, привезенная из Вьетнама. Ясновидящая довольно точно указала место расположения этой композиции в комнате и охарактеризовала ее. Назвала она и содержание чеканки, висящей на степс, указав металл, из которого сделана чеканка, и точно отметив осо- иепносш изображения (рис. 1).

Четкие телепатические пары встречались авторам не так часто. Но laro это были такие пары, которые осуществляли не вероятностную, л точную передачу информации, так сказать, передачу всего материала один к одному- Не так давно, например, нам довелось наблюдать телематический контакт между матерью и умственно отсталой девочкой одиннадцати лет, находящейся в состоянии глубокой дебильности. Де- почка эта довольно плохо оперировала с цифрами и буквами, но мог-

ла полностью воспроизвести длинный ряд букв и цифр, на которые смотрела мать. Не имело никакого значения, образовывали буквы слова или бессмысленные сочетания.

Но чаще других пара психологических явлений нам приходилось наблюдать так называемую паранормальную диагностику и целитель- ство. Эти действия осуществлялись руками, на некотором расстоянии от тела человека, но без физического соприкосновения с ним. Целители и диагносты описывают свои действия как некоторый локационный процесс: они как бы посылают кванты энергии и получают ответ от организма больного. Это управление энергией и энергетическое воздействие на организм в ряде случаев действительно приводит к выраженному лечебному эффекту. В настоящее время мы располагаем достаточным статистическим материалом, чтобы со всей определенностью сделать вывод о реальном существовании такой необычной диагностики и лечения.

Наличие энергетических выбросов из пальцев можно проверить и другими, более объективными способами. После небольшой тренировки достаточно подержать руки над семенами растений, а затем высадить эти семена вместе с контрольной группой семян. Со значительной долей вероятности можно предвидеть, что „облученные” руками семена будут активнее расти, чем контрольные. Такого рода эффект проверялся много раз, и во многих случаях определенно регистрировалось биологически активное воздействие рук человека на растения.

Здесь очень коротко показаны некоторые факты, непосредственными свидетелями которых мы были. Многие факты станут объектом нашего специального и подробного анализа в дальнейшем. Здесь бы мы только хотели со всей определенностью сказать с позиции непосредственных участников и наблюдателей необычных экспериментов, что факты эти безусловно существуют и, следовательно, претендуют на право стать объектом научного исследования.                                                                                                                                                  ,

•j

Итак, в данном случае, по-видимому, было бы полезно избегнут^ двух крайностей: с одной стороны, абсолютизации теоретической ис-j ключительности парапсихологии как некоторой противостоящей ec*j тествознанию концептуальной системы, но, с другой стороны, в отн<И шении этой области необходима лишь та доля скептицизма и объективного исследования, которая не позволила бы „выплеснуть вместе^ с водой и ребенка”, т. е. потерять реальные факты, которые Moryt^j иметь значение для современного естествознания. Ни в коем случае! здесь нельзя повторить ошибку, которую совершила комиссия Фран*] цузской академии наук в отношении метеоритов. Как известно, эт^| комиссия под председательством великого Лавуазье вынесла припк

вор о том, что камни с неба падать не могут, потому что их там* 14 нет”. Известно, что этот приговор на многие десятилетия задержал раз- витие науки о метеоритах1.

Какими бы необычными ни казались факты, относимые к области парапсихологии, они должны быть предметом научного анализа и методов объективной регистрации, подобно тому как изучаются традиционные факты из жизни природы. Великий русский ученый, один из основателей современного естествознания — Д. И. Менделеев сто лет тому назад указал на то, каким должен быть подход к необычным фактам

(323).

Как подчеркивал Менделеев, ту или иную область странных фактов необходимо ограничить, с тем чтобы вычленить среди них определенную группу явлений, в отношении которой ученые располагают определенными научными методами. Затем в отношении этой категории явлений должны быть применены все возможные средства и аппаратура, которые имеются в наличии или могут быть созданы непосредственно для данного случая.

Но особое внимание Менделеев уделял вопросам создания теории, которая призвана объяснить эти странные факты, выходящие за пределы обычных явлений природы. Менделеев особенно подчеркивает, что при создании такой теории исследователи должны полностью отбросить какие-либо мистические соображения. Что же касается содержания теорий, то здесь великий русский химик открьюает полный иростйр творческой мысли ученых.

В этом отношении большой интерес представляет мнение Менделеева о гипотезе так называемых медиумических явлений, выдвигаемой французским исследователем Шевилларом. Характерно, что сам Менделеев не разделяет конкретного содержания концепции Шевилла- \гл. Однако он пишет: „Шевиллар держится гипотезы о животном магнетизме или некотором нервном напряжении, могущем как элек три честно протекать по телу и из него изливаться. Он полагает, что многие медиумические явления обязаны своим происхождением действию гик ой животно-магнетической жидкости. В таком отношении к предмету нет ничего недопустимого, абсурдного, и такой способ толковали и медиумических явлений, которого держится Шевиллар, не должен быть поставлен на одну доску с толкованием, придаваемым медиумическим явлениям спиритистами. В Шевилларе виден натуралист, не бросающий науки, а истинно желающий правильных дальнейших ее успехов” (322, с. 165).

В этой характеристике точки зрения Шевиллара видна творческая

5 Мноше музеи выбросили ценнейшие метеориты, ранее ими приобретенные. Это произошло в Германии, Дании, Швейцарии, Италии и Австрии. „В других странах ученые беспокоились, как бы их не стали рассматривать как отстаны.ч но сравнению с их знаменитыми коллегами из Парижа” {Paneth F. Science And Miracles, Durham University Ir. 1948-1949. Vol. 10. P. 49). (Примеч. ред.)

мысль великого ученого, признающего право на существование и таких мнений» с которыми сам он не согласен. Единственный критерий, которого, по мнению Менделеева, должен обязательно придерживаться естествоиспытатель, — это отрицание мистической концепции современных ему спиритов.

Эта научная позиция справедлива и при подходе к необычным фактам парапсихологии. Здесь возможны самые смелые подходы и гипотезы. Но гипотезы эти должны сохранять свой естественнонаучный характер, они должны обладать, в частности, определенным признаком естественнонаучной гипотезы — возможности экспериментальной проверки. Единственным ограничением в этом отношении является недопустимость попыток мистической интерпретации тех странных явлений, какими оказываются факты парапсихологии. Исследователь должен подходить к этим фактам с позиции естествознания, не нарушая его незыблемых материалистических принципов.

Такая позиция справедлива прежде всего потому, что нелегко заранее поставить границу, отделяющую возможные факты от невозможных явлений. История науки помнит те еще совсем недавние события, когда состояние полного равновесия и спокойствия, характерное для естествознания прошлого века, вдруг сменилось неистовой бурей открытий века двадцатого. Возник новый и очень странный для механического мировоззрения особый мир квантовой механики и элементарных частиц. Возникли новые идеи, причем создатели их критично и остроумно оценивали свои идеи как безумные.

Эта революция в физике, показавшая ограниченность сформированных в прежнем естествознании понятий, закончилась грандиозной, победой науки и техники. Эта же революция показала, что самая рез-^ кая ломка теоретических концепций возможна при одновременном* сохранении некоторых основных принципов естествознания. Великая] революция в науке показала, что механистический материализм, как] метафизическая основа естествознания, уже неспособен больше удов-| летворить уровень современных естественных наук, она означала по4 беду другого взгляда на мир — взгляда, основанного на диалектике^

Ломка естественнонаучных представлений имела огромные noJ следствия не только для науки и техники. Эта ломка по-иному сфор*| миро вал а ум современного человека. Новые факты и законы биолог гии и физики оказались великолепной интеллектуальной зарядкой^ Именно теперь современный человек, полностью осознавший безгра* ничные возможности своего интеллекта и естественных наук, готов] в самом широком смысле приступить к научному анализу парапси| хологических явлений. Современному исследователю в отличие оя его коллеги, работавшего сто лет назад, уже не грозит альтернатива! механизм или мистика. Какими бы удивительными ни были парапсн! хологические явления, они не могут быть более удивительными, чем! например, установленный в современной физике факт одновременно!

16 1

го пребывания одного электрона в двух различных точках пространства.

Следовательно, современный человек развит в интеллектуальном отношении настолько, что уже сможет в своем сознании отделить необычные и тем не менее реальные явления человеческой психики от области мистики, от области древнего оккультизма и перенести их в область полного противоречия не менее странного, но материалистического в своей основе современного естествознания.

Обладая способностью строить внутренние информационные модели окружающего мира и регулировать благодаря этим моделям свое поведение, мы лишь весьма опосредованно познаем Вселенную и ее свойства. В отношении же физического микромира познавательные возможности человека еще более ограниченны. Все это и создает те психологические барьеры, которые препятствуют проникновению в материальную основу психики человека. Но выхода у нас нет: эти психологические барьеры необходимо преодолеть. Ведь уже сейчас можно сделать вывод о том, что молекулярная биология, несмотря на ее огромные успехи, не смогла раскрыть глубинные тайны жизни, не говоря уже о тайнах материального фундамента психики. Тот уровень, который является объектом молекулярной биологии, по существу, не носит в себе специфически живого: ведь нуклеиновые кислоты могут иметь одинаковый химический состав как в живом, так и в умершем организме. Это простое соображение приводит к необходимости искать специфику собственно жизненных (а значит, и психологических) процессов на уровне существенно ином, чем уровень молекулярный,

Анализ свидетельствует о том, что эта до сих пор загадочная специфика живого связана прежде всего с информационными процессами в биологических системах, с тем кодированием, на основе которого осуществляется рост и функционирование организма. Эта информационная служба отдельных клеток и организма, как будет показано в дальнейшем, оказывается родственной материальным механизмам психической деятельности.

Биофизические исследования, осуществленные нами, показали, что в основе информационной службы поведения, как и в основе информационной службы жизни, лежат процессы, происходящие на самом глубоком физическом уровне. Следовательно, фундамент материи является одновременно и фундаментом жизни, и фундаментом психики. Нет никакого сомнения в том, что открытие физической основы парапсихо логических явлений позволит пролить свет на материальную основу жизни и психики и будет представлять для человечества отнюдь не только чисто теоретический интерес.

Многие важные моменты, связанные с психическим развитием и управлением процессом творческого мышления, предполагают знание тех закономерностей, которые лежат в основе всей психической деятельности человека. Помимо этого, следует иметь в виду, что та энергия, которая позволяет некоторым людям осуществлять диагно-

17

стику и лечение, определенным образом влияет на единство организма и на осуществление в нем регулярных процессов.

Все это говорит о том, что перевод некоторых странных и весьма интересных явлений из области парапсихологии, в которой о существ- ляется только их регистрация и описание, в область естествознания, в которой должны исследоваться их внутренние механизмы, может иметь не только теоретическое, но и практическое значение.

Все дальнейшее изложение будет направлено на то, чтобы показать, как представители современного естествознания могут воспринять и интерпретировать факты, относящиеся по традиции к области парапсихологии. В книге будут анализироваться те факты, которые авторами считаются абсолютно достоверными.

Начнем мы с некоторой общей характеристики предмета современной психологии и тех трудностей этой науки, для преодоления которых целесообразно использовать некоторые парапсихологические данные. Рассмотрение некоторых принципов работы мозга необходимо и для того, чтобы понизь фундамент явлений, относимых к парапсихологии.

Далее, часть книги будет посвящена проблемам энергетики, определяющей психическую деятельность. Эта психоэнергетика будет исследоваться с помощью методов, близких к акупунктуре. Рассмотрение проблемы биоинформационных контактов и проблемы кожного зрения подведет нас к некоторым фундаментальным проблемам современной естественной науки.

‘ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. МОЗГ И ПАРАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Позволим себе нарушить традицию, которая прочно укоренилась во всех работах по парапсихологии. Мы не начнем с перечисления парапсихологических фактов, не будем анализировать историю парапсихологических исследований. Обо всем этом можно прочесть в любой книге по парапсихологии. С нашей точки зрения, лучше всего начать с рассмотрения предмета научной психологии. Нужно сказать, что в самой научной психологии загадочного до сих пор более чем достаточно.

Здесь и далее мы вынуждены несколько нарушить не только пара- психологическую, но и психологическую традицию. Те представители научной психологии, которые все-таки склонны признавать реальность парапсихологических явлений, относят их к области, находящейся за пределами психологической науки, нам же думается, 4to есть все основания полагать, что научная основа парапсихологических явлений и фактов, относящихся к научной психологии, одна.

18

Психология — одна из разветвленных экспериментальных наблюдательных и теоретических наук современности. Развитие естествознания и развитие психологии делают настоятельной необходимость рас* смотрения вопроса о предмете психологии.

Основным предметом психологии следует считать раскрытие закономерностей построения и работы мозговых информационных моделей объектов внешнего мира, обслуживающих поведение животных и человека. Анализ показывает, что жизнь животных невозможна без тех информационных моделирующих окружающий мир процессов, которые называются психическими процессами. Эти процессы являются, следовательно, важнейшим фактором существования живой природы.

Чем выше уровень развития животного, чем сложнее его мозг, тем большую роль приобретает в его жизни и поведении построение внутренних информационных мозговых моделей. Особую роль выполняют эти мозговые модели в деятельности человека, являясь основой всех видов его труда и творчества.

Наши модели объектов окружающего мира не есть просто мертвые копии этих объектов, подобно, например, их фотографиям или отражениям в зеркале. Специфической особенностью этих моделей является то, что они живые, Это значит, что та материя, из которой они создаются, есть живая материя.

Каждый отображенный объект по-своему переживается человеком. Один и тот же объект отображается разными людьми по-разному, находит различную жизнь в их психике. Это удивительное свойство психического очень трудно определить. Его можно лишь назвать — субъективное переживание.

В связи со спецификой живой материи, являющейся субстратом информационных процессов, регулирующих жизнь и поведение, огромный интерес представляет то понимание жизни, которое развивал академик В. И. Вернадский (331). В ряде своих работ В. И. Вернадский четко разделяет безжизненную материю — он ее называет косной материей — и живое вещество и убедительно доказывает, что жизнь не может возникнуть из косной материи, как бы эта последняя ни усложнялась. Исходным пунктом его рассуждений является утверждение о вечности живой материи.

Вернадский писал: „...неизбежно приходится допустить, что начала жизни в том космосе, какой мы наблюдаем, не было, поскольку не было начала этого космоса. Жизнь вечна, поскольку вечен космос” (331, т. 5, с, 137). Вечность жизни, согласно В. И. Вернадскому, предполагает качественное своеобразие той материи и энергии, которая лежит в основе жизни. Разрабатывая эту идею, В. И. Вернадский выступает как последовательный материалист-диалектик. Для него реализация принципов материализма состояла не в том, чтобы свести сложные формы материи и энергии к известным уже проявлениям матери

ального мира, а в том, чтобы исследовать материю и энергию жизни во всей сложности их проявлений.

Он писал: „„.признание вечности жизни как-будто указывает на какое-то коренное различие живого от мертвого, а это различие должно свестись к какому-то различию материи или энергии, находящихся в живом организме, по сравнению с теми их формами, какие изучаются в физике и химии, т. е. в обычной косной, безжизненной материи, или оно указывает на недостаточность наших обычных представлений о материи и энергии* выведенных из изучения косной природы, для объяснения всех процессов живого...” (331, т. 5, с. 142).

Понимая психическое моделирование окружающего мира с помощью мозга как проявление этой живой материи, мы можем использовать учение В. И. Вернадского о специфичности и качественном своеобразии этой материи.

Опираясь на концепцию Вернадского в связи с интересующим нас вопросом, мы можем сказать, что механизмы парапсихологических явлений следует искать среди тех специфических проявлений материи и энергии, которые свойственны только живому веществу. Во всяком случае, основой психики в ее как психологических, так и парапсихологических качествах являются такие материальные структуры, которые, обладая признаками жизни, позволяют формировать модели окружающего мира.

Начать анализ материальных основ психики следует с описания некоторых особенностей работы мозга. Уже одно это описание позволяет продвинуться в понимании возникновения некоторых парапсихологических особенностей, которые, по существу, являются особенностями психологическими.

Мозг исчерпывающим образом описан с его анатомической стороны. Но еще многое в работе этого удивительного органа остается загадкой. Его связь с психикой, участие в построении моделей окружающего мира, в регуляции поведения бесспорны. Но как осуществляется эта связь? Исчерпьюающего ответа на этот вопрос пока нет в современной науке.

Известно, что мозг обеспечивает моделирование окружающего мира с помощью работы миллиардов нервных клеток — нейронов. Нейрон состоит из тела клетки» коротких древовидных отростков (дендри- тов), по которым в клетку поступают импульсы, и длинного отростка (аксона), по которому информация идет от клетки. Совместная, слаженная работа нейронов и позволяет осуществлять построение моделей внешнего мира и регуляцию поведения.

Здесь необходимо подчеркнуть, что те информационные процессы, которые осуществляются на основе работы нервных клеток и которые носят название психических, самым тесным образом связаны с биоинформационными процессами в обычных соматических клетках, иначе говоря, с информационной службой обычных клеток.

20

Современные данные об информационной службе живых клеток позволяют сделать вывод о том, что служба эта объективируется в определенных химических структурах и включает в себя три компонента: а) исходную, наследственную информацию, которая кодируется в молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), б) транспорт этой информации; осуществляемый рибонуклеиновой кислотой (РНК), и в) воплощение этой информации с помощью белковых структур.

Анализ показывает, что эти три компонента информационной службы характерны и для работы нервной клетки — нейрона. В этом случае тоже есть три составные части — информация исходная, транспорт информации и воплощение информации. Различие состоит в том, что исходная информация в работе нервных клеток, например обслуживающих зрение, поступает не из генетических структур, а из внешнего мира. Что касается двух других компонентов информационного процесса, то есть основания думать, что компоненты эти обеспечиваются теми же структурами, что и в клетках соматических: транспорт информации по нервному волокну происходит с помощью РНК, полученная нервной клеткой информация фиксируется в белковых структурах.

Эта общность контуров информационных систем соматической и нервной клеток свидетельствует о том, что психика не привнесена в живые системы извне, а является специализацией и модификацией информационных систем, изначально характерных для жизни. Общность такого рода натолкнула исследователей на мысль искать субстрат и природу психики в химических соединениях. Однако совокупность современных исследований по дистанционной передаче информации (см. главу о биоинформационном контакте „человек-растение”) свидетельствует о том, что молекулы представляют собой лишь структуры, на основе которых разыгрываются тончайшие биофизические процессы, участвующие в обеспечении психических процессов.

Было установлено, что для коры больших полушарий, как и для других отделов мозга, характерно многослойное клеточное строение, причем оказалось, что в различных районах коры имеется разное соотношение клеточных слоев, состоящих из различных разновидностей клеток. Составленная на основе таких исследований карта коры больших полушарий оказалась одновременно картой различных психических функций (рис. 2).

Наиболее специфицирована затылочная область коры, В затылочную область (на приведенной карте это 17-е поле) приходят нервные пути, отражающие состояние сетчатки глаза. На это поле как бы проецируются предметы, находящиеся перед глазами. Окружающие это ноле другие поля затылочной области (ноля 18 и 19) обеспечивают сложные формы и явления восприятия, целостность восприятия объектов, расположение их в перспективе и т. д.

Центром слухового восприятия является поле височной области, обозначенное номером 41. При поражении коры этого поля может на-

21

 

ступить частичная или полная глухота. Нейроны находящегося рядом 22-го поля обеспечивают восприятие более сложных звуковых явлений, связанных с интеграцией качества звука, таких, как интенсивность, тембр, ритм.

С различными видами чувствительности связана вся задняя часть коры, при этом особую межцентральную функцию выполняет теменная область. В этой обширной области существуют поля, объединяющие различные виды чувствительности. Существуют и такие области, которые управляют не столько непосредственным отображением окружающих предметов, сколько процессом установления отношений между предметами. Таким полем, устанавливающим отношения между объектами (предметами) и выполняющим в этой связи важнейшую интеллектуальную функцию, является поле 39, которое расположено как бы на стыке височной, затылочной и теменной областей коры.

Нейроны, обеспечивающие двигательные функции, находятся в передних корковых областях. Их нарушения приводят к расстройствам двигательной сферы» Среди полей двигательной зоны особую роль играет расположенное в задней нижней лобной области поле 44, которое управляет движениями речевого аппарата.

Наиболее дифференцированной, сложной и до сих пор еще загадочной областью коры является ее лобная область, в особенности ее передняя часть. Врачи-неврологи отмечают, что при поражении лобных долей нарушается внимание, появляется рассеянность, легкая отвлекаемо сть, снижается критика по отношению к собственным действиям. Характерным признаком так называемого лобного больного является безучастность, безразличие к окружающему, апатия, отсутствие активности. Сниженный самоконтроль также характерен для лобного больного: он без причины смеется, резко переходит от смеха к слезам и обратно.

Все это позволяет предположить, что лобные доли являются той инстанцией, которая обеспечивает функцию общей регуляции поведения. Именно в клетках этих долей формируется цель и осуществляется управление всей совокупностью действий, позволяющих достигнуть эту цель.

Такой регулятор действительно необходим. Ведь одновременно на все органы чувств человека приходит много различных воздействий из внешнего мира. И для того чтобы что-нибудь увидеть, необходимо осуществить выбор одного объекта из множества окружающих, остальные должны стать фоном, отойти на задний план.

Всю кору головного мозга можно рассматривать как самоуправляемую систему. Приведенные здесь нейропсихологические данные позволяют рассматривать моделирующую работу коры как функционирование двух больших и связанных друг с другом блоков этой системы - блока познания и движения и блока высшей регуляции поведения. Система корковой саморегуляции есть прежде всего система

23

взаимодействия между клетками и той информацией, которая в них содержится, что обеспечивает возникновение целостных картин и моделей. Своеобразным каналом связи между двумя указанными блоками является область коры, обеспечивающая управление речевой зоной. Характерно, что эта область находится на стыке познавательно- двигательной зоны с корой лобной доли. Таким образом, схема коры больших полушарий может рассматриваться как функциональная схема психической деятельности. Эта схема является не просто показателем распределения анатомических структур, но прямо указывает на выполнение этими структурами определенных психологических функций.

Важным моментом в регуляции этой деятельности является од- нов ременная парная работа больших полушарий мозга. Моделирование окружающей среды осуществляется с помощью двух симметричных и похожих на первый взгляд мозговых полушарий. При этом каждый центр чувствительности в том или ином полушарии коры получает импульсы как от органа чувств, находящегося на своей стороне, так и от органа чувств стороны противоположной.

Такое одновременное представительство правых и левых органов чувств в полях обоих корковых полушарий с особой наглядностью можно проследить на зрении. Идущие от сетчатки глаз нервные волокна имеют частичный перекрест — хиазму. Волокна, идущие от сетчатки левого глаза, благодаря хиазме частично оказываются в 17-м поле правого полушария, частично — левого. То же самое происходит с маршрутами нервных волокон, идущими от правого глаза: часть из них идет в свое полушарие, часть — в полушарие противоположное.

Есть основания полагать, что это двойное отображение в обоих полушариях, вероятно, обеспечивает ту двойную объективнофоно- вую регуляцию отображения действительности, благодаря которой человек одновременно получает возможность видеть объект и окружающие его предметы (фон). Такая двойная регуляция отображения и ее психологическое значение подробно будут рассмотрены ниже.

Здесь следует указать на то, что анатомическая схожесть двух полушарий не означает функциональную их тождественность. Последние исследования свидетельствуют о том, что корковые поля правого и левого полушарий хотя и обслуживают единую психическую деятельность и обеспечивают отображение одной и той же окружающей среды, но делают это каждое по-своему. Так, в настоящее время при* знано, что левое полушарие у правшей, будучи доминантным полушарием, связано с отображением отдельных, отчлененных друг от друга дискретных объектов. Что же касается полушария правого, то оно определяет создание некоторой целостной картины окружающей среды.

Структура мозговой регуляции психической деятельности поможет нам понять целый ряд удивительных явлений человеческой психики. Прежде всего эта структура позволяет подойти к пониманию

гипноза. Известно, что гипнотическое состояние как специфическое

24

состояние сна возникает под воздействием внушающего слова гипнотизера и разного рода монотонных воздействий* Человек засыпает и, казалось бы, полностью отключается от всех внешних раздражителей. Мы уже говорили о том, что регулятор поведения человека и его познания - кора больших полушарий, — в свою очередь» является некоторой самоуправляемой системой, в которой более высоко лежащие уровни осуществляют управление уровнями, расположенными ниже.

Самые сложные и высокоорганизованные структуры находятся в лобных долях полушарий, в которых осуществляется управление высшими формами поведения человека. А чем сложнее нервные образования, тем скорее они подвергаются внешним воздействиям. Поэтому, когда начинается гипнотическое воздействие, именно эти высшие клетки затормаживаются, отключаются. Этот процесс торможе- иия клеток лобных долей и приводит к состоянию сна, наблюдаемому в гипнозе. Что же касается остальных отделов коры, то они могут бодрствовать. Их самостоятельная активность обусловлена тем, что отключен высший регулятор.

Известно, что важным связующим звеном между высшей лобной регуляцией и всеми познавательными процессами является речь. Речевые зоны коры находятся в задней части лобной доли. Гипнотизер использует речь как орудие управления всей психической деятельностью загипнотизированного. Таким образом, в гипнозе возникает схема перекрестного управления. Гипнотизер как бы лишает человека собственных лобных долей и ставит на их место свои лобные доли, которые и осуществляют с помощью речи управление корой больших полушарий загипнотизированного.

Вообще речь является каналом регуляции, связывающим лобные доли с остальной корой. Но в обычной психической деятельности людей эта управляющая функция осуществляется с помощью внутренней скрытой речи. Вокализированная речь нужна человеку главным образом для общения. В гипнозе же эта речь становится главным каналом регуляции, которая имеет место между гипнотизером и пациентом.

Краткая характеристика основ гипноза понадобилась нам потому, чго именно гипноз нередко используется в качестве метода акту-»ипнации некоторых скрытых необычных свойств человека, которые иосит название парапсихологических способностей. Мозговой мехами im гипноза позволяет до некоторой степени пролить свет на особенное* ги управления этими способностями.

Из анализа работы мозга можно сделать вывод о том, что различные психологические функции связаны с определенными анатомическими мозговыми структурами. Это означает, что среди анатомических структур мозга необходимо искать те, которые управляют соот- йстстпующими парапсихологическими явлениями.

Материалы, содержащиеся в сборнике, посвященном работе

VI Всесоюзного съезда психиатров (1975), приводят данные, которые прямо свидетельствуют в пользу существования специальных мозговых анатомических структур, определяющих, например, телепатию. Так, указывается, что у некоторых больных с поражением базально-височных отделов коры больших полушарий, помимо прочих симптомов, отмечается наличие телепатических способностей (308).

Кратко охарактеризованная здесь мозговая регуляция психической деятельности совершенно необходима для понимания удивительных способностей, развиваемых с помощью специальной тренировки, еще в древности созданной в Индии. Результаты этой тренировки со всей отчетливостью свидетельствуют о важной регулирующей роли лобных долей в работе отдельных систем организма, способствующих реализации его резервных возможностей. Как показывает система тренировки йогов, возможности развития способности управлять процессами, происходящими в организме, огромны.

Такое единство организма хорошо понимали многие исследователи в глубокой древности» Так, древние индийцы разработали методы управления своим телом и собственным поведением. Если проанализировать путь развития, предлагаемый ими, то без большого труда можно заметить в этом пути очень сильную естественнонаучную ориентацию, учет работы различных мозговых структур, особенности функционирования нервных и соматических клеток.

Индийские мыслители учили, что работа над развитием и формиро- j ванием высших психологических процессов должна начинаться тогда,; когда человек в достаточной мере овладел техникой управления cbo-i


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: