Один из вариантов конструкции быстроходного вала редуктора представлен на рис.4. Для размещения на валу деталей он также как и тихоходный вал имеет ступенчатую форму и состоит из семи участков. При передаточном числе зубчатой передачи больше 2.5 быстроходный вал выполняют в виде вал-шестерни. Формирование изображения быстроходного вала в этом случае начинают с зубчатого венца, основные размеры которого определяются при расчете зубчатой передачи. Размер фаски зубчатого венца равен C1.
Рис.4. Разработка конструкции быстроходного вала редуктора
Диаметр хвостовика вала (участка с № 1 на рис.4) ориентировочно определяют из расчета вала на кручение по пониженным допускаемым напряжениям
d1= ,
где Tб – крутящий момент на быстроходном валу в Н•м, [ ] – пониженные допускаемые напряжения на кручение, [ ]=15 МПа для вала из стали 45. Полученное значение округляют до ближайшего числа из ряда нормальных линейных размеров. Длину хвостовика принимают равной l1=1.5d1 и также округляют по этому ряду. Участок вала с номером 2 предназначен для взаимодействия с уплотнением. Его диаметр равен d2=d1+5, а длина определяется по формуле (1), в которой B – ширина подшипника быстроходного вала (табл.4). В этой формуле при наружном диаметре подшипника быстроходного вала D<105 мм можно принять Lk=18 мм, при D 105 мм - Lk=22 мм. Подбор подшипников быстроходного вала следует начинать с шарикоподшипников радиальных однорядных средней серии. Для их размещения предназначены 3 и 7 участки. Диаметр этих участков определяют по формуле d2=d1+10 с округлением до ближайшего кратного 5 числа. В случае использования маслоотражательных, либо мазеудерживающих колец они также устанавливаются на участки 3 и 7. Отсюда длина каждого из этих участков равна l3=B+Sc, где Sc-толщина ступицы соответствующего кольца. Для маслоотражательного кольца , для мазеудерживающего кольца , где и Sk определяются из таблиц к рис.6 и 5.
D | , мм | , мм |
до 80 | 6 | 2 |
80…150 | 8 | 2 |
150…200 | 9 | 3 |
Рис.5. Кольцо мазеудерживающее
D | , мм | , мм |
до 80 | 1 | 8 |
80…150 | 2 | 12 |
150…200 | 3 | 15 |
Рис.6. Кольцо маслоотражательное
Мазеудерживающие кольца (рис.5) устанавливают в случае смазки подшипников густыми смазками. Маслоотражательные кольца (рис.6) применяют при смазке подшипников масляным туманом для косозубых и шевронных передач, у которых делительный диаметр шестерни меньше наружного диаметра подшипника быстроходного вала. Для смазки подшипников масляным туманом окружная скорость в зацеплении должна быть больше 1 м/с. Участки 4 и 6 являются буртиками, предназначенными для осевой фиксации подшипников. Рекомендуемые размеры участков приведены в табл.3. Диаметр этих участков равен диаметру dб заплечиков для подшипников и определяется по табл.4. Длина участков определяется из условия совпадения внутренних границ подшипников, расположенных по одну сторону от зубчатой передачи.
Табл.4. Подшипники шариковые радиальные однорядные (ГОСТ 8338-75)
Легкая серия | |||||||
Обозначение | Размеры, мм | Грузоподъемность, Кн | |||||
d | D | B | r | dб | С | С0 | |
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 | 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 | 47 52 63 72 80 85 90 100 110 120 125 130 140 | 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 | 1.5 1.5 1.5 2 2 2 2 2.5 2.5 2.5 2.5 2.5 3.0 | 26 31 36 43 48 53 58 64 70 75 80 85 91 | 12.7 14.0 19.5 25.5 32.0 33.2 35.1 43.6 52.0 56.0 61.8 66.3 70.2 | 6.2 6.95 10.0 13.7 17.8 18.6 19.8 25.0 31.0 34.0 37.5 41.0 45.0 |
Средняя серия | |||||||
Обозначение | Размеры, мм | Грузоподъемность, Кн | |||||
d | D | B | r | dб | С | С0 | |
304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 | 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 | 52 62 72 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 | 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39 | 2 2 2 2.5 2.5 2.5 3.0 3.0 3.5 3.5 3.5 3.5 3.5 | 27 32 38 44 50 55 62 66 74 78 80 92 98 | 15.9 22.5 28.1 33.2 41.0 52.7 61.8 71.5 81.9 92.3 104 112 124 | 7.8 11.4 14.6 18.0 22.4 30.0 36.0 41.5 48.0 56.0 63.0 72.5 80.0 |