Мак.3:38. Лисий избрал Птоломея, сына Дорименова, и Никанора и Горгия, мужей сильных из друзей царя

Первая книга Маккавейская.

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

Глава 3

Описание мужества Иуды Маккавея (1Мак.3:1–9). Победа Иуды над Аполлонием и Сероном (1Мак.3:10–26). Приготовления Антиоха к уничтожению иудеев и ополчение последних и приготовление к новой битве (1Мак.3:27–60).

1Мак.3:1–3. И восстал вместо него Иуда, называемый Маккавей, сын его. И помогали ему все братья его и все, которые были привержены к отцу его, и вели войну Израиля с радостью. Он распространил славу народа своего; он облекался бронею, как исполин, опоясывался воинскими доспехами своими и вел войну защищая ополчение мечом;

«Защищая ополчение мечом», т. е. личной отвагой и бдительностью, не прячась в крепости и окопы, но придавая своему лагерю постоянную подвижность и грозную внушительность.

1Мак.3:4. он уподоблялся льву в делах своих и был как скимен, рыкающий на добычу;

«Лев» – в Ветхом Завете излюбленный образ для обозначения мужественного военного героя (Быт.49:9; Чис.23:24 и др.) – «Скимен» – молодой львенок, «рыкающий на добычу», т. е. при устремлении на добычу (Ам.3:4).

Мак.3:5–6. он преследовал беззаконных, отыскивая их, и возмущающих народ его сожигал. И смирились беззаконные из страха пред ним, и все делатели беззакония смутились пред ним, и благоуспешно было спасение рукою его.

«Благоуспешно было спасение рукою его», т. е. дело спасения народа от Сирийского рабства и мучительства быстро преуспевало благодаря такой ревности храбрости и искусству Иуды.

1Мак.3:7. Он огорчил многих царей и возвеселил Иакова делами своими, и память его до века в благословении;

«Огорчил многих царей…» – поверг в горе, печаль, – «Возвеселил Иакова…» – риторическое обозначение народа Израильского.

Мак.3:8. прошел по городам Иудеи и истребил в ней нечестивых, и отвратил гнев от Израиля,

«Отвратил гнев…, т. е. Божий, от Израиля». – Время Маттафии было более временем скрытой борьбы против главного врага евреев – Сирии. Обладая сильною крепостью в Иерусалиме сирийцы все же имели все преимущества на своей стороне, и достаточно далеко зашли в своих успехах. Но сохранить положение дел на точке этой успешности было уже труднее, чем дойти до нее. Правда, чиновники царские обошли с поручением царским относительно введения идолослужения всю Иудейскую землю с успехом преследовали оставшихся верными Закону Моисееву, истребили целые отряды спасавшихся бегством в горы и пещеры, но при всем том, очевидно, они были не настолько сильны, чтобы воспрепятствовать и Маттафии также обойти с горстью сплотившихся около него храбрецов всю Иудею разрушать повсюду языческие алтари, обрезывать необрезанных, истреблять целыми массами отступников. Для воспрепятствования всему этому требовалось стянуть сюда сильные воинские отряды. Но пока это удалось сделать Маттафия умер, мирно погребенный сыновьями в гробнице отцов своих, и на его место заступил не менее энергичный и храбрый Иуда Маккавей, в самое короткое время успевший еще более сплотить и упрочить положение иудеев. Последние были достаточно готовы, когда сирийцы выступили против них сильным войском под предводительством Аполлония.

Мак.3:9–10. и сделался именитым до последних пределов земли, и собрал погибавших. Тогда Аполлоний собрал язычников и из Самарии многочисленное войско, чтобы воевать против Израиля.

«Аполлоний», начальник сирийского войска, не определяемый точнее в данном месте, вероятно, представляет одно лицо с упоминаемым в 1Мак.1:29 «начальником податей», который в параллельном месте 2Мак.5:24 носит это же имя. У Флавия он называется также вождем Самарии – της Σαμάρειας στρατηγός, хотя это наименование, быть может основано только на этом же стихе самим историком.

Мак.3:11–16. Иуда узнал о том и вышел к нему навстречу, и поразил, и убил его; и много пало пораженных, а остальные убежали. И взял Иуда добычу их, и взял меч Аполлония, и сражался им во все дни. И услышал Сирон, военачальник Сирии, что Иуда собрал вокруг себя людей и сонм верных, выступающих с ним на войну, и сказал: сделаю себе имя и прославлюсь в царстве, и сражусь с Иудою и с теми, которые вместе с ним и которые презирают слово царское. И решился он идти, и пошло с ним сильное полчище нечестивых помогать ему и сделать отмщение на сынах Израиля. Когда они приблизились к возвышенности Вефорона, Иуда вышел к ним навстречу с очень немногими,

«Вефорон» – разделялся узким, крутым ущельем на верхний и нижний Вефорон (Нав.16:3,5), причем имел спуск (καταβασις) и подъем (άνάβασις) – в местности, где ныне расположены две небольшие деревни – Beit-ur el Foka на вершине и Beit-ur el Tachta внизу долины, в расстоянии 100 стадий от Иерусалима, на пути в Никополис (Еммаус), Нав.10:10.

Мак.3:17–24. которые, когда увидели идущее навстречу им войско, сказали Иуде: как можем мы в таком малом числе сражаться против такого сильного множества? И мы же совсем ослабели, еще не евши ныне. Но Иуда сказал им: легко и многим попасть в руки немногих, и у Бога небесного нет различия, многими ли спасти или немногими; ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила. Они идут против нас во множестве надменности и нечестия, чтобы истребить нас и жен наших и детей наших, чтобы ограбить нас; а мы сражаемся за души наши и законы наши. Он Сам сокрушит их пред лицем нашим; вы же не страшитесь их. Перестав говорить, он внезапно бросился на них, и поражен был Сирон и войско его перед ним. И они преследовали его по спуску Вефорона до самой равнины; и пало из них до восьмисот мужей, прочие же убежали в землю Филистимскую.

«Преследовали… до самой равнины» – То πεδίον – равнина по морскому побережью, от Иоппии к югу (Втор.1:7) до земли Филистимской включительно (ή πεδινή, Нав.15:33 и д., или γή πεδινή – 40 ст. комментир. главы (1Мак.3:40), – известна и под собств. именем ή Σεφηλά).

Мак.3:25–28. И начал страх перед Иудою и братьями его и боязнь нападать на всех окрестных язычников. Дошло и до царя имя его, и все народы рассказывали о битвах Иуды. Когда же услышал эти речи царь Антиох, то воспылал гневом и, послав, собрал все силы царства своего, весьма сильное ополчение; и открыл казнохранилище свое, и выдал войскам своим годовое жалованье, и приказал им быть готовыми на всякую надобность.

Решив двинуть «все силы царства своего» на Иуду, Антиох прежде всего выдает «войскам своим годовое жалованье», которое, вероятно, уплачивалось до сего времени весьма неисправно, вследствие крайне расстроенных финансов страны; теперь же с напряжением всех последних сил он старается прежде всего удовлетворить войско жалованием, без чего нельзя было бы достаточно положиться на его верность и требовать от него старания и успехов. – «Быть готовыми на всякую надобность…» – справедливо некоторые усматривают здесь опасения Антиоха, что ему придется иметь дело с возмущениями и других подвластных ему народов, после столь удачного опыта иудеев.

Мак.3:29–31. Но увидел, что истощилось серебро в казнохранилищах, а подати страны скудны по причине волнения и разорения, которое он произвел в земле той, уничтожая законы, существовавшие от дней древних. И начал он опасаться, что у него недостанет, разве только на раз или два, на издержки и подарки, которые прежде раздавал щедрою рукою и превзошел в том прежних царей. Сильно озабоченный в душе своей, он решился идти в Персию и взять подати со стран и собрать побольше серебра.

«Решился идти в Персию…», точнее – здесь разумеется Персия в широком смысле слова, – собственно, Персида (1Мак.3:32), которую составляли Персия и Мидия вместе, и вообще Селевкидские провинции по ту сторону Евфрата (ср. 1Мак.6:56). – «Собрать побольше серебра…» – не просто через взыскание законных податей, но и путем контрибуций всякого рода вроде, напр., захвата сокровищ храмов (1Мак.6:1 и д.), продажи высших должностей, завоевания и разграбления еще не покоренных земель, как, напр., Армении, – по некоторым намекам у Аппиана и Диодора Сицил., – числившейся после поражения Антиоха III в 190 г. – в зависимости от Рима (Страбон, XI, 14; § 15 и 5).

1Мак.3:32–33. А дела царские от реки Евфрата до пределов Египта предоставил Лисию, человеку знаменитому, происходившему от рода царского, также и воспитание сына своего, Антиоха, до его возвращения;

«Сына своего Антиоха», царствовавшего впоследствии с именем Евпатора (164–162 до Р. Х.).

Мак.3:34–37. и передал ему половину войск и слонов, дав ему приказания о всем, чего хотел, и о жителях Иудеи и Иерусалима, чтобы он послал против них войско сокрушить и уничтожить могущество Израиля и остаток Иерусалима, и истребить память их от места того, и поселить во всех пределах их сынов иноплеменных, и разделить по жребию землю их. Царь же взял остальную половину войска и отправился из Антиохии, престольного города своего, в сто сорок седьмом году и, перейдя реку Евфрат, прошел верхние страны.

«Верхние страны…», т. е. вышележащие по ту сторону Евфрата (1Мак.6:1) – Персия и Мидия (ср. 2Мак.9:25; у Поливия V, 40, 5 – oi άνω τόποι и τά άνω μέρη τής Βασιλείας).

Мак.3:38. Лисий избрал Птоломея, сына Дорименова, и Никанора и Горгия, мужей сильных из друзей царя,

«Птоломей, сын Дорименов…», упоминается в параллельном месте2Мак.10:12 – с прозванием Макрон – μάκρων. При Птоломее Филометоре был сделан начальником Кипра, но потом передал этот остров Антиоху Епифану (2Мак.10:13), за что снискал его благоволение и получил в управление Нижнюю Сирию и Финикию (2Мак.4:45,8:8), но потом при Антиохе Евпаторе впал в немилость и кончил жизнь свою отравлением (2Мак.10:13). – «Доримен» – кажется, тот этолиец с этим же именем, который сражался с Антиохом Великим, когда последний занял Нижнюю Сирию (Полив V, 61, 9). – «Никанор» – по 2Мак.8:9 – сын известного Патрокла, злого врага иудеев, который в сражении с Иудою нашел себе смерть (1Мак.7:26 и д.; 2Мак.14–15). – О Горгии и его деяниях повествуется подробнее в 1Мак.4:1 и д.; 1Мак.5:56 и д.; 2Мак.10:14и 2Мак.12:32 и д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: