Чистая прибыль плюс амортизационные отчисления формируют кэш-фло

Основы бизнес планирования на предприятии

 

 

1. Определение бизнес-плана и его роль в современном предпринимательстве;

2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес планирования;

3. Участники процесса бизнес планирования;

4. Структура бизнес-плана;

5. Общие требования к бизнес-плану;

6. Организация процесса бизнес-планирования.

 

 

1.1. Определение бизнес-плана и
его роль в современном предпринимательстве

Дословно бизнес-план переводится с английского как план предпринимательской деятельности. Бизнесом принято называть экономическую деятельность субъекта в условиях региональной экономики, нацеленную на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг. Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их обеднений направленную на получение прибыли, осуществляющееся гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах определенной организационно-правовой формы предпринимательства.

Планирование предполагает определение цели развития исследуемого объекта, методов, способов и средств ее достижения разработку программы или плана действия, различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу.

В отличие от традиционного плана организации бизнес-план учитывает не только внутренние цели предприятия, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны делу (инвесторы, потенциальные потребители или поставщики). 

В бизнес-плане особое внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических аспектах, проблемы достижения успеха, в то время как научно-технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально.

Бизнес-план подобно стратегическому плану охватывает длительный период (3-5 лет), но в отличие от него включает только одну из общих целей фирмы, связанную с созданием и развитием определенного нового вида бизнеса, а так же имеет четко ограниченные временные рамки, по истечении которых определенные цели и задачи должны быть выполнены.

Распространенное в российской практике технико-экономическое обоснование по сравнению с бизнес-планом имеет более узкий характер. Особый акцент в нем делается на производственно-технические аспекты проекта, в то время как коммерческие и рыночные проблемы будущего бизнеса остаются не раскрытыми.


Цели, задачи, функции  и принципы бизнес планирования

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на различные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностью получения необходимых ресурсов. Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием:

- Определение конкретных направлений деятельности фирмы, целевых рынков и места фирмы на этих рынках;

- Формирование долгосрочных и краткосрочных целей фирмы, стратегии, тактики их достижения;

- Оценка материального и финансового положения фирмы.

- И т.д.

 

В современной практике бизнес-план выполняет 5 функций:

1. используется для разработки стратегии бизнеса;

2. позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности и контролировать процессы внутри фирмы;

3. позволяет привлекать извне денежные средства, ссуды и кредиты;

4. позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию,

5. позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, распределить обязанности, создать мотивацию к достижению цели.

 

Для практической реализации бизнес-плана как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:

- гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;

- непрерывности, предусматривающий скользящий характер планирования;

- коммуникативности, под которым понимается координация и интеграция усилий;

- интерактивности, предусматривающий творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных планов;

- многовариантности, предусматривающий выбор наилучшей из альтернативных возможностей достижения поставленных целей;

- участие, предполагающее важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех участников будущей организации;

- адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.

 

Участники процесса бизнес планирования

 

 Существует 2 пути при разработке бизнес-плана: 

1. Инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов.

2. Инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. При этом разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетингового консалтинга, а так же авторские коллективы или отдельные авторы.

 

Структура бизнес-плана

 

В настоящее время существует множество видов безнес-плана по форме, содержанию и структуре. Наибольшее развитие наблюдается в рамках модификации бизнес-планов в зависимости от назначения.

 



Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса

 

                             

 

 

Бизнес-линией принято называть продукты, услуги и технические решения. В рамках одной организации может разрабатываться и общестратегический план, и отдельные бизнес-планы по приведенной выше технологии. К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана относятся специфика вида предпринимательской деятельности, размеры предприятия, цель составления бизнес-плана, общая стратегия предприятия, перспективы роста предприятия, размер предполагаемого рынка сбыта, наличие конкурентов. Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Состав и содержание основных разделов примерно одинаковы в различных методиках.

Обобщение отечественного и зарубежного опыта бизнес планирования позволяет сформировать следующую структуру бизнес-плана:

1. Концепция бизнеса (резюме);

2. Описание предприятия и отрасли;

3. Характеристика услуг и продукции;

4. Исследование и анализ рынков сбыта;

5. Конкуренция и конкурентное преимущество;

6. План маркетинга;

7. План производства;

8. Организационный план;

9. Финансовый план;

10. Финансовая стратегия;

11. Потенциальные риски.

 

Эта структура может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объектов бизнеса.

Особую структуру и логику изложения имеет бизнес-план финансового оздоровления предприятия, который является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит для выработки стратегии выживания предприятия, составления плана проведения реорганизационных процедур, организации управления предприятием в условиях кризиса, обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки. Структура бизнес-плана финансового оздоровления следующая:

1. Общая характеристика предприятия;

2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления;

3. Анализ финансового состояния предприятия;

4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности;

5. Рынок и конкуренция;

6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия;

7. План производства;

8. Финансовый план.

Общие требования к бизнес-плану

Для достижения основной цели бизнес-плана необходимо учитывать ряд общих требований в его разработке:

- Оформление бизнес-плана должно соответствовать имиджу преуспевающей фирмы;

- Степень детализации должна соответствовать целям плана; стандартный объем бизнес-плана 40 страниц, подробного – 80 страниц;

- В бизнес-план не должны включаться второстепенная справочная информация;

- Стиль изложения должен быть простым. Следует исключить языковой терминологический и барьеры;

- При изложении технологии делового предложения следует избегать излишества технических подробностей;

- Трудности, стоящие на пути реализации намеченного в бизнес-плане, должны быть оценены объективно;

- Бизнес-план должен представлять собой честный анализ, основанных на реалистичных предложениях, утверждения должны быть определенными и подкрепляться ссылками;

- Финансовые расчеты должны быть выполнены с абсолютной точностью;

- В бизнес-плане должны быть обсуждены возможные риски компании;

- Бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организации, которой предполагается представить этот документ;

- Бизнес-план должен быть размножен в достаточном для его рассмотрения количестве экземпляров.

 

Суммарное место работы для бизнес-плана 200 часов (из практики).

 

Бизнес-планирование – это упорядоченные действия, связанные с постановкой цели бизнес-планирования, осуществление планирования, продвижение бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.

Выделяют следующие основные стадии процесса бизнес планирования:

1. Подготовительная

 

2.   Стадия разработки.

                 
       

 


 

3 Стадия продвижения бизнес-плана

 

4. Стадия реализации бизнес-плана

 

Контроль и систематическое перепланирование и корректировка бизнес-плана
             
     
Фаза инвестирования  
Разработка плана реализации  
Осуществление программы работ в рамках выполнения бизнес-плана  
Фаза оценки и анализа соответствия поставленных и достигнутых целей  

 


Аудит бизнес плана включает 6 этапов:

1. Определение характеристик компании заявителя и отрасли ее деятельности;

2. Оценка условий инвестиционного соглашения (форма заимствования и возврата долга, гарантия возврата, залог и т.д.);

3. Анализ последнего баланса;

4. Оценка весомости руководящей команды;

5. Выявление особенностей проекта;

6. Общий анализ бизнес-плана

 

При необходимости выполняются узко профильные экспертизы:

- Маркетинговая;

- Технологическая;

- Потентная;

- Экономическая;

- Экологическая;

Методические подход к разработке основных разделов бизнес-плана

1. Резюме – это сжатый быстрочитаемый обзор информации о намеченном бизнесе и целях, которые ставят перед собой предприятие.

В резюме отражается:

- суть проекта (основные преимущества и уникальность предлагаемого проекта, перспектива его развития);

- цели и задачи бизнес-плана;

- экономическое обоснование и эффективность проекта (основные финансовые результаты и прогнозируемая эффективность для инвестора и для производителя);

- Сведения о фирме (дата создания, организационно-правовая форма, основной банк, в котором открыты счета фирмы, имидж фирмы, основные потребители, ресурсы предприятия, его текущее финансовое состояние, описание ситуации на рынке и в отрасли).

- Команда управления (руководство фирмы и основные менеджеры с указанием квалификации, и стажа работы);

- План действий (долгосрочная и краткосрочная стратегия предприятия);

- Финансирование (потребности в инвестициях, направление их использования, предполагаемые источники финансирования, риск инвестирования);

- План возврата заемных средств (срок гарантированного возврата кредита, условия инвестирования);

- Назначение бизнес-плана.

 

2. Описание предприятия и отрасли

 

    Ключевыми элементами раздела являются следующие:

а. Основные сведения о предприятии (наименование, дата и место регистрации, юридический и почтовый адрес, банковские реквизиты, размер уставного капитала, учредители предприятия с указанием их доли, принадлежность предприятия к объединениям, наличие филиалов и представительств);

б. Тип бизнеса и основные виды деятельности;

в. Место расположения предприятия (характеризуется с учетом следующих факторов: уровень заработной платы, доступность рабочей силы, близость к заказчикам и источникам сырья, транспортные возможности, местное законодательство);

г. Характеристика отрасли (указывается специфика, современное состояние и перспектива развития отрасли, изменчивость технологии, науко- капитало- и ресурсоемкость, уровень монополизма);

д. Факторы, влияющие на деятельность предприятия. Особое внимание стоит уделить внешним факторам: цикл деловой активности, уровень безработицы, покупательская способность населения, законодательная и региональная нестабильность, демографические факторы, природные, научно-технические и культурные.

 

3. Характеристика продукции и услуг

 

    В этом разделе бизнес-плана представляется описание продукции предприятия с позиции потребителя. С этой целью приводятся следующие сведения о товаре:

а. Потребности, удовлетворяемы товаром (область применения, перечень функциональных особенностей, факторы привлекательности товара, факторы, обеспечивающие уникальность, недостатки и методы их преодоления. Следует проанализировать сильные и слабые стороны товара. Аналитическим инструментом для этого следует SWOT-анализ (сила, возможности, опасности, угрозы);

б. Показатели качества (долговечность, надежность, безопасность, экологичность и др.);

в. Экономические показатели (цена продаж и цена потребления). Цена потребления – это стоимость использования (эксплуатации) товара. Она есть не у каждого товара. Например, мы покупаем автомобиль: отечественный и иномарку. Если даже одинаковая цена продажи, то стоимость ремонта, его интенсивность, техобслуживание и т.д. будет разным. Из этого складывается цена потребления.

г. Дизайн;

д. Патентные права;

е. Показатели возможности экспорта;

ж. Основные направления совершенствования продукции;

з. Возможные ключевые факторы успеха (традиционно – это инновации и выигрыш во времени появления продукта на рынке).

 

4. Исследование и анализ рынка сбыта

 

    В этом разделе даются ответы на вопросы кто, почему и в каких количествах покупает или будет покупать продукцию предприятия. Исследование рынка – это систематический и методологический текущий или случайный поиск рынка или эффективного поведения на нем. Исследование может быть количественным или качественным. Количественное исследование позволяет определить спрос и емкость каждого конкретного рынка по каждому виду товаров. Цель качественного исследования заключается в выявления мотивов для определенного поведения на рынке.

    В бизнес-плане должны найти отражение следующие направления комплексного исследования рынка:

а. Определение типа тынка;

б. Определение рыночной структуры (проводится путем сегментирования рынка, т.е. разделения общей совокупности потребителей на определенное группы, для которых характерны общие потребности, требования к товару, и мотивы его приобретения);

в. Оценка конъюнктуры рынка. Конъюнктура рынка – это состояние рыка, характеризуемое соотношением между спросом и предложением товаров. Величину текущего спроса можно оценить посредством определения объема товаров, общей стоимости его реализации на данном сегменте и выявление численности потенциальных потребителей данного товара, проживающих в районе расположения рынка. Емкость рынка – это объем продаж конкурентного товара на выделенном рынке.

г. Отбор целевых сегментов. Целевой рынок – это наиболее привлекательный для фирмы в данный момент сегмент рынка, овладение которым становится ее главной задачей. Он должен быть достаточно емким, иметь перспективу развития, свободным или относительно свободным от конкурентов и характеризоваться некоторым неудовлетворенным спросом. Перспективным может считаться сегмент, в котором находится примерно 20% покупателей данного рынка, приобретающих 80% товара, предлагаемого предприятием.

д. Позиционирование товара. Может идти по двум направлениям: заполнение выявленной на рынке ниши и занятия места, близкого к позиции одного из конкурентов.

е. Прогноз объема продаж. Выполняется в денежном и натуральном выражении, оформляется в виде таблицы:

 

 

Показатели

1 год реализ. проекта

2 год.

  n-год  
1 кв 2 кв 3 кв 4 кв. 1 п/г 2 п/г   год  
Рынок А                  
V Товара, ед.                  
Цена, р.                  
Сумма продаж                  
Рынок Б                  
                   
                   
Общие продажи                  

 

Первый год поквартально, второй – по полугодиям, третий – за год. N – зависит от срока окупаемости проекта. Если динамично изменяются показатели, то степень детализации может быть другая, например, помесячно. Чем более стабильные показатели, тем меньшая степень детализации.

Рынок А и Б – это различные сегменты рынка

 

5. Конкуренция и конкурентные преимущества

 

Целью данного раздела бизнес-плана является обоснование выбора тактики конкуренции предприятия в условиях конкретного рынка. Структура раздела может быть следующей:

а. Анализ сильных и слабых сторон основных конкурентов. Осуществляется на основе SWOT – анализа по следующим критериям: монополия на технологию производства товара, высокий уровень качества, более низкие цены, возможность сервисного обслуживания, широта продуктовой линии, надежность и скорость поставки товаров, возможность установления устойчивой связи с постоянными клиентами. Важным итогом этого подраздела является определение наиболее конкурентоспособного товара на данном рынке, который выбирается в качестве конкурентного образца;

б. Оценка конкурентоспособности продукции и услуг. Под конкурентоспособностью продукции понимается совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которая отражает его отличие от товара образца и обеспечивает этому товару преимущества на конкурентном рынке в заданный промежуток времени. Количественная оценка конкурентоспособности включает следующие этапы:

Сбор и анализ данных о рынке покупателе и конкурентах

 

 


Выбор товара образца

 

 


Определение набора параметров товара
подлежащих оценке

 

 


Расчет нормативно-производственных параметров Расчет потребительских параметров Расчет экономических параметров
Наличие ГОСТ, патентов (пример, задача про предприятие «Мясник»)  

 

Расчет интегрального показателя
конкурентоспособности товара

 

 

в. Оценка конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность предприятия – это реальная или потенциальная способность проектировать, производить и сбывать товары в тех условиях рынка, где ему приходится работать. В практике бизнес планирования оценка уровня конкурентоспособности предприятия производится преимущественно  на основе сравнительной характеристики деятельности предприятия и наиболее сильных конкурентов по следующим факторам: объем продаж, занимаемая доля рынка, размещение предприятия, имидж, финансовое положение, уровень цены, уровень технологии, качество продукции, расходы на рекламу, срок исполнении услуг, уровень сервисного обслуживания и т.д.

При определении уровня конкурентоспособности предприятия следует использовать обобщающие оценки: метод суммы мест, метод бальной оценки, метод бальной оценки с учетом коэффициентов весомости факторов, метод построения профилей требований (задача про «Сластену»).

 

факторы очень плохо плохо средний хорошо отлично
  А       Б
    А     Б
  А       Б
           

 

 

6. План маркетинга

 

Маркетинг представляет собой процесс согласования возможностей предприятия и запросов потребителей результатом которого является предоставление потребителям благ, максимально удовлетворяющих их потребности и получение предприятием прибыли. Структура раздела может быть следующей:

а. Стратегия маркетинга;

б. Товарная политика;

в. Ценовая политика;

г. Сбытовая политика;

д. Коммуникативная политика (это перспективный курс действия предприятия, направленный на планирование и осуществление его взаимодействия со всеми субъектами маркетинговой системы на основе стратегии использования комплекса коммуникативных средств. К коммуникативной политике относятся имидж, фирменный стиль, стратегии коммуникативной политики (стратегия побуждения и проталкивания), комплекс маркетинговых коммуникации: реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, PR (связи с общественностью), спонсоринг, продукт-плейсмент (размедение продуктов), брендинг);

е. Бюджет маркетинга (приводятся размеры затрат на маркетинг за 3 предыдущих года и на планируемый период. Применяются следующие методы: метод финансирования возможностей, метод фиксированного процента, метод ориентации на конкурентов, метод максимальных расходов. После определения бюджета маркетинга следует провести его распределение по направлениям работы.

 

7. План производства

    Этот раздел выполняется только той фирмой, которая планирует заниматься производством. Раздел должен показать, что предприятие в состоянии производить необходимое количество продукции в определенные сроки и с требуемым качеством. Структура раздела может быть следующей:

а. Технология производства;

б. Производственное кооперирование;

в. Производственная программа (приводятся данные об объемах выпуска каждого вида продукции в натуральных единицах за последние 3 года, а так же планируемые значения этих показателей на срок разработки бизнес-плана. Оформляется в виде таблицы);

г. Производственные мощности и их развитие;

д. Потребность в долгосрочных активах (дается краткая характеристика основных производственных фондов, устанавливается потребность в дополнительном оборудовании, оформляется в виде таблицы с указанием типа или модели оборудования завода изготовителя, требуемого количества, срока поставки, и стоимости);

е. Потребность оборотных средствах (производится детальный расчет норматива оборотных средств. Норматив оборотных средств – это минимальная потребность предприятия в оборотных средствах. Есть 3 метода: аналитический, метод прямого счета, прямой (?);

ж. Прогноз затрат: содержит расчет себестоимости продукции, потребности в материальных ресурсах и средствах на оплату труда. Приводится смета затрат. Удобнее всего себестоимость представлять по смете затрат. (Статей калькуляции может быть от 10 до 16 в зависимости от отраслевых особенностей. В смете затрат всегда 5 элементов: материальные затраты, оплата труда, отчисления на социальный нужды, амортизация, прочее);

з. Организационный план. Этот раздел бизнес-плана должен быть посвящен системе управления фирмы и ее кадровой политики. Структура раздела может быть следующей:

а. Организационная структура;

б. Ключевой управленческий персонал (возраст, образование, опыт работы);

в. Персонал (необходимая численность и структура в кадрах, система (тарифная и бестарифная) и форма оплата труда, способ мотивации трудовой деятельности и режим труда.

г. Кадровая политика (проектируемая система отбора кадров при приеме на работу, затраты на обучение работников, выбор метода и периодичности оценки качества работы сотрудников и системы продвижения работников по службе).

 

 

9. Финансовый план

    В этом разделе бизнес-плана обобщают все предшествующие материалы и представляют их в виде финансовых формулировок и стоимостных показателей. Раздел объединяет 2 направления:

1. Финансово-экономические результаты деятельности предриятия:

а. финансовая отчетность предприятия (включаются финансовые документы последнего отчетного периода;

б. анализ финансово-экономического состояния предприятия за пследние 3 года.

 

2. Планирование основных финансовых показателей.

Исходным материалом для планирования является прогноз объема производства и затрат. Структура раздела следующая:

а. Прогноз прибылей и убытков. Отражает операционную деятельность фирмы в намеченный период. Все значения приводятся без учета НДС, оформляется в виде таблицы.

Показатели

1 год реализ. проекта

2 год.

  n-год
1 кв 2 кв 3 кв 4 кв. 1 п/г 2 п/г   год
Выручка от реализации продукции                
Общие затраты на производство и сбыт продукции, в т.ч. - амортизационные отчисления; - выплата процентов за кредит                
Финансовый результат                
Платежи в бюджет                
Чистая прибыль                

 








Чистая прибыль плюс амортизационные отчисления формируют кэш-фло.

 

б. Прогноз баланса активов и пассивов предприятия. Это бухгалтерский баланс форма №1. Он характеризует финансовое положение и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу, направлениям использования и по источникам финансирования. При формировании прогнозного баланса учитывается приобретение основных фондов, изменение стоимости материальных запасов, планируемые займы и выпуск акций. (Баланс предприятия – это 2 листа: пассив отражает источники средств, актив – куда тратим: внеоборотные активы и оборотные активы). Т.е. здесь мы просто берем баланс и отражаем планируемые изменения на нем.

в. Прогноз движения денежных средств служит для определения притока денежных средств, необходимых для выполнения запланированного объема финансово-хозяйственных операций. Оформляется в виде таблицы:

 

 

Показатели

1 год реализ. проекта

2 год.

n-год
1 кв 2 кв 3 кв 4 кв. 1 п/г 2 п/г   год

Операционная деятельность

1 Денежные поступления от продажи всего                
2 Денежные выплаты всего (затраты по производству и выпуску продукции, платежи в бюджет)                
3 Сальдо потока от операционной деятельности                

Инвестиционная деятельность

4 …..Продажа имущества, продажа финансовых активов                
5 Выплаты всего (капитальные вложения)                
6 Сальдо потока от инвестиционной деятельности                

Финансовая деятельность

7 Поступление средств всего (поступления средств от продажи своих акций, кредиты)                
8 Выплаты средств всего (проценты по долгосрочным кредитам, погашение основного долга по кредитам, выплата дивидендов)                
9 Сальдо потока по финансовой деятельности                
10 Общее сальдо потока (3+6+9)                

 

Расчет составляется с целью определения достаточности средств у предприятия для осуществления бесперебойного процесса производства в каждый момент времени. Необходимым условием реализуемости проекта является положительное значение показатели денежного потока для каждого интервала времени (общее сальдо должно быть положительно, хотя отдельные сальдо могут быть отрицательными).

 

г. Финансовая оценка проекта. Предполагает проведение анализа финансового состояния предприятия в течении планируемого периода.

 

10. Финансовая стратегия

 

    Целью раздела является составление плана получения и использования инвестиций, а так же определение эффективности предполагаемого проекта. В это раздел включается следующая информация:

 

1) Потребность в инвестициях и источники их финансирования

 

Показатели

1 год реализ. проекта

2 год.

  n-год
1 кв 2 кв 3 кв 4 кв. 1 п/г 2 п/г   год
Потребность в инвестициях всего, в т.ч. - на капитальные вложения; - на приобретение оборотных средств; на разработку бизнес-плана.                
Источники финансирования всего, в т.ч. - собственный капитал; - займы; - привлеченный капитал.                

 

Выбор источников финансирования необходимо обосновать с учетом существа проекта и уровня риска. Здесь же представляются данные об условиях финансирования, кредитор, дата получения кредита, срок долгового обязательства, условия получения, условия погашения, ссудный процент, залог, гарант.

2) Оценка эффективности проекта включает оценку общественной эффективности и коммерческой эффективности. Общественная эффективность может быть выражена в создании дополнительных рабочих мест, улучшении экологической ситуации, благоустройство прилегающей территории, для градообразующих предприятий развитие городской инфраструктуры и т.д. Коммерческая эффективность определяется для учета финансовых последствий осуществления проекта для его участников.(рентабельность, срок окупаемости, годовой экономический эффект и др.).

 

11. Потенциальные риски

 

Под риском принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучение доходов или появление дополнительных расходов в результате осуществления проекта. Раздел содержит:

а. Качественный и количественный анализ рисков;

б. Определение области риска проекта;

в. Разработка организационных мер по профилактике и нейтрализации рисков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: