Конец 14-16в
Возрождение возникло в Италии, в среде ученых и художников. Представители: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Макиавелин, Томазо Компанелло ("Город солнц"), Томас Мор "Утопия". Философы - Николай Кузанский, Мишель Монтель
Возрождения формируется на основе изменений, затрагивающих все сферы обществаЛ: становление мануфактур, развитие торговли, появление новых классов, падение авторитета церкви, рост значения естесственных наук. Возрождение = возрождение античности. Основное направление - гуманизм, признает ценность человека как личности, право на свободу, счастье, самореализацию.
Новое время
Во второй половине 15в Англия становится мировой державой. Представители: Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626), труды: "Новый органон", "Новая Атлантида", "Великое восстановление наук". Считал, что существуют две истины: божественная дана через откровение и познается через веру; природная познается через чувства, является областью исследования философии. Философия и наука должны изучать природу с целью того, чтобы полученные знания использовались на благо общества. Фрэнсис Бэкон является родоначальником экспериментальной науки. Подлинному познанию по Бэкону мешают 4 признака:
-идол рода (когда ошибается все человечество)
-идолы пещеры (когда ошибается определенный человек)
-идолы площади/рынка (когда ошибаются из-за языка)
-идолы театры (когда ошибаются посредством философских учений, общественного мнения)
Экспериментальный метод по Бэкон является единственным надежным источником наших знаний. Опыты бывают:
-плодоносные, приносящ. практическую помощь
-светоносные, приносящие теоретическую пользу
Процесс познания представлен следующим образом:
-базовым основанием является опыт и эксперимент
-на основе опытных данных, используя метод индукции (переход от частного к общему)
Выделил 3 типа наук:
-науки памяти (история)
-науки фантазии (поэзия и искусство)
-науки разума (философия, физика, механика и так далее)
Джон Локк (1632-1704).
Основное произведение - "Опыт о человеческом разуме". Локк выступает против концепции, что разум является единственным источником наших знаний. Выдвигает три возражения:
-рационалисты в доказательство своих идей ссылаются на общее согласие, что не может быть критерием истины.
-врожденные идеи не запечатлены в душе, так как они не присущи детям и идиотам (приверженец сенсуализма)
-идея бога не врожденная, т к есть народы, у которых ее нет
В вещах есть 2 типа качеств:
-первичные качества вещей. Они объективные (плотность, размер и т д)
-вторичные качества вещей, они субъективны (цвет, запах, вкус и т д)
Локк выделил 3 типа познания:
-чувственное познание - дает представление о вещах
-демонстративное познание - через умозаключение (математика, этика и т д)
-интуитивное познание, человек непосредственно узнает суть вещи
Локк разделил власть на судебную, исполнительную и законодательную
Томас Боббс (1588-1679).
Считал, что желание философствовать - врожденное свойство человека. Философия должна содействовать благу человеческого рода и главная ее польза в объяснении законов морали и государства.
Основные труды: о теле, о человеке, левиафан.
Тело по Боббсу - то, что не зависит от нашего мышления и совпадает с какой-то частью пространства. Природа - материальные тела и механические движения. Это направление - механистический материализм.
Чувственный опыт дает человеку знание о вещах - сенсуализм.
Общие значения слов зависят от человека - номинализм.
Государство возникло путем договора людей для преодоления своего эгоизма и взаимной борьбы.
Рассуждать по мнению Боббса то же самое, что складывать и вычитать. Размышляя, мы последовательно складываем или вычитаем свойства или признаки тела, которые нам постепенно открываются.
Джорд Бэркли (1685-1753).
Был епископом в церкви, преподавал гуманитарные дисциплины. Основные труды: три разговора между Гиласом и Филонусом; трактат о принципах человеческого знания. Бэркли считает, что все предметы - вещи, которые мы воспринимаем в наших ощущениях, следовательно мы воспринимаем лишь наши собственные ощущения. Он пишет: "я говорю, что этот стол существует. Это значит, что я его вижу (ощущаю)". Следовательно, существовать по Бэркли - значит быть воспринимаемым. В конечном итоге, все вещи воспринимает бог, т е Бэркли считал, что бог дал человеку способность к ощущениям.
Бэркли ссылается на ссылается на первичные и вторичные качества Локка и доказывает, что не только вторичные, но и первичные качества вещей также зависят от ощущений субъекта, т е не реальные предметы, а мои ощущения - источник знаний. Предмет - устойчивый комплекс ощущений. Процесс познания по Беркли есть лишь описание последовательности моих ощущений и идей. Между идеей и ощущением и самой вещью не существует причинно-следственной связи. Вещи для нас - сумма наших восприятий или идей.
Девид Юм (1711-1776)
Придерживался крайнего скептицизма в теории познания. Основные труды: трактат о человеческой природе. Юм считает, что человеческий разум это только восприятие, которое делится на:
-впечатление (яркое ощущение)
-идеи (осмысленные впечатления), чувство служит причиной мышления. Все предметы нашего разума - соотношение понятий или опытные факты. Естествознание, в основе которого лежат факты, базируется на отношении причинно-следственных связей, и эти причинно-следственные связи обладают тремя характеристиками:
-пространственно-временная смежность причины и следствия
-опережение во времени причины по отношению к следствию
-постоянное соединение причины с вызывающим ее действием.
Юм формулирует закон причинности: сходные причины при схщодных обстоятельствах вызывают сходные следствия, но мы сталкиваемся с парадоксом того, что причинно-следственные связи недоказуемы. Это происходит из-за того, что человек считает причиной и следствием события, которые лишь предстали перед ним друг за другом, но это не свидетельствует об их логической взаимосвязи. После этого не значит по причине этого. У человека таким образом формируется ошибочное знание, основанное на привычке, т е устойчивой ассоциации ожиданий. Мы соединяем смежные явления и верим в то, что в будущем связи этих явлений повторятся вновь. Поэтому в основе человеческого понимания необходимости лежит не объективная истина, а лишь ограниченное субъективное представление человека.