Билет 42. Древнейший период русской письменной культуры X—XI вв

В древнейшее время на Руси так же, как в других славянских странах, по-видимому, издавна существовала практика записи речи греческими буквами. От Х века сохранились некоторые памятники, свидетельствующие о возможности знакомства славян с письменными записями и византийской нумерацией до принятия христианства в 988 г. Они написаны греческим письмом, письмом типа кириллицы (греческими буквами с добавлением знаков для выражения специфических славянских звуков) и кириллицей. Древнейшей, относящейся к Х веку, считается кириллическая запись одного слова на корчаге из Гнездова, которое читается по-разному, один из вариантов прочтения - "гороухша".

Факт употребления кириллицы на Руси до 988 г. подтверждается находкой в Новгороде деревянных цилиндриков (70-е годы Х века и позже) для запирания мешков. На цилиндриках делались краткие буквенные и цифровые записи. Они характеризуют содержание мешков, его стоимость, согласуясь с нормами и юридическими формулами "Русской Правды". Сферой деятельности, породившей надписи на цилиндрах, является существовавшая в Х веке на Руси система государственного (княжеского) фиска, определяющая механизм сбора, хранения и транспортировки материальных и денежных средств, взимаемых в качестве налога, и других сборов. Глаголицу славяне также знали, но она не получила широкого распространения. К этому времени, по-видимому, уже существовала древнерусская практика записи чисел, связанная с употреблением византийской "буквенной" цифровой системы.

Наиболее важной категорией памятников древнерусской книжности являются древнейшие славянские рукописные книги, известные с Х-ХI веков. Они написаны двумя видами письма - кириллицей и глаголицей. Количество и звуковой состав знаков в них примерно одинаков, хотя графически, по начертанию букв, они очень непохожи. Кириллическое, более простое и явно происходящее от алфавита греческого - международного языка той поры, стало родоначальником современной письменности большинства славянских и многих других народов, их книжных почерков, шрифтов и стилей. Глаголическое, вычурное, как бы нарочито старающееся не походить на греческое, дальнейшего развития не получило.

Около 863 г. произошло событие исключительной культурно-исторической важности: была изобретена славянская азбука. В борьбе за свое преобладание среди других государств и народов Византия опиралась на помощь православной церкви. Византийские дипломаты и православные миссионеры активно насаждали христианскую культуру, содействовали переписке и распространению книг на греческом языке, а там, где это было возможно, переводу священных книг на родные языки обращаемых в христианство народов. На Западе интересы Византии и православного патриарха сталкивались с соперничеством германских феодалов и папского престола в Риме. Великая Моравия - славянское княжество - обратилась в Константинополь с просьбой прислать миссионеров для проповеди христианства на родном языке славян.

Для выполнения этой исторической задачи выбор пал на двух братьев: Константина - монашеское имя Кирилл, а мирское прозвание "философ" (ок. 827-869), и Мефодия (815-885). Они родились в греческом городе Солуни (совр. Салоники), поэтому в литературе их часто называют "Солунские братья". К 863 г., когда началась их миссия в Великой Моравии, они служили при Константинопольском дворе, зарекомендовав себя как люди высокообразованные и способные к дипломатическим поручениям.

По замыслу византийских властей Кирилл и Мефодий должны были выступать проводниками греческой политической и духовной экспансии в среде славян. Однако их деятельность приобрела характер борьбы за права славян на духовную самостоятельность. Они выступили с утверждением равенства славянского языка трем основным языкам, на которых велось изложение церковных догматов: греческому, латинскому и еврейскому. Это подрывало позицию адептов триязычия в лице представителей немецкого духовенства, которые стремились не допустить богослужения на славянском языке.

Кирилл и Мефодий изобрели славянскую азбуку. По свидетельству Черноризца Храбра Кирилл создал алфавит, состоящий из 38 букв, 24 из которых были подобны соответствующим буквам греческого алфавита. Другая азбука - глаголица, во многом совпадающая с кириллицией по алфавитному составу, отличалась формой букв. Глаголические буквы благодаря обилию закругленных деталей по внешнему виду напоминают грузинские или армянские. Как и в этих видах письма, каждая буква глаголицы играла роль цифры. По-видимому, первоначально было 36 букв-цифр: девять обозначали единицы, девять - десятки, девять - сотни и последние девять - тысячи. В дальнейшем развитие шло по пути модификации протокириллицы (термин В.А. Истрина), существовавшей в виде попыток записи речи греческими буквами. Графическую основу протокириллицы составляли 24 буквы греческого классического алфавита. Эти буквы были дополнены глаголическими графемами, выражавшими славянские звуки типа ж, ч, ц, ш, щ, ы, ь, ъ, "юсы" (малый и большой) и др. Так произошла первокириллица (термин болгарского академика Ивана Гошева). Первокириллица как вид славянского письма, на который стали в Болгарии перелагаться глаголические тексты и переводиться греческие произведения, ведет свой отсчет после 893 г. В кириллицу она сложилась окончательно в первой половине Х века.

Самой ранней точно датированной книгой является написанное на пергамене кириллицей Остромирово Евангелие (1056-1057 гг.). Оно было создано в период с октября 1056 по май 1057 г. для новгородского посадника Остромира. Эти сведения содержатся в послесловии к книге дьякона Григория, составленном в соответствии с византийской традицией. В послесловии восхваляется имя заказчика и содержится просьба о снисхождении к возможным ошибкам переписчика. Книга написана Григорием всего за восемь месяцев. Остромирово Евангелие 1056-1057 гг. является шедевром искусства книги Древней Руси, иллюстрируется изображениями евангелистов, великолепными инициалами и заставками, в которых творчески усваивались византийские традиции. Основной текст содержит очень мало русизмов, что позволяет считать, что Григорий имел в своем распоряжении оригинал старославянской книги. Поэтому Остромирово Евангелие входит в сокровищницу не только древнерусской, но и болгарской письменной культуры. Имя Григория стоит одним из первых в ряду русских книжников и писателей, создателей великолепных произведений, в которых искусство каллиграфии сочетается с замечательным художественным оформлением.

Второй по времени точно датированной древнерусской книгой является Изборник Святослава (1073 г.). Она написана на пергамене кириллицей. По-видимому, книга задумывалась как государственная реликвия, над ней начали работать при великом князе Изяславе Ярославиче, а после его изгнания из Киева книгу переадресовали его брату Святославу Ярославичу, ставшему в 1073 г. великим князем. Изборник Святослава 1073 г. - одна из самых больших по величине древнерусских книг, высокохудожественный памятник книжного искусства. Эта книга еще в большей степени, чем Остромирово Евангелие 1056-1057 гг., принадлежит не только русской, но и болгарской культуре. Оригиналом Изборника Святослава 1073 г. считается болгарский сборник, переведенный при царе Симеоне (919-927 гг.) с греческого. Славянские списки книги, написанные до 1073 г., не сохранились, а греческие известны от начала Х века. Изборник Святослава 1073 г. имеет энциклопедическое содержание. В нем обсуждаются проблемы христианского богословия, разъясняются положения Библии применительно к событиям повседневной жизни, приводятся сведения по астрономии и астрологии, математике и физике, зоологии и ботанике, истории и философии, грамматике, этике и логике. Книга написана двумя писцами, имя одного известно - дьяк Иоанн.

Очевидно, он занимал в великокняжеской книгописной мастерской высокое положение, имел доступ к государевой библиотеке для чтения и изучения интересующих его материалов. В результате этой работы (кроме Иоанна, в ней участвовал еще один писец) появилась третья точно датированная рукопись - Изборник 1076 г. В конце книги Иоанн сделал приписку, что она составлена "из многих книг княжьих". По внешнему виду Изборник 1076 г. резко отличается от двух предыдущих торжественных, парадных книг. Он относится к типу обиходной книги небольшого размера, без цветных иллюстраций. Изборник 1076 г. в отличие от Изборника Святослава, текст которого приближен к греческим и болгарским оригиналам, является в определенной степени переложением, включающим стилистическую и лингвистическую правку древнерусского составителя. Иоанн русифицировал текст, вводя в него отдельные слова и выражения, отражающие древнерусский быт.

Первые русские датированные книги, написанные в третьей четверти XI века, свидетельствуют о том, что в середине XI века на Руси была развита деятельность книгописных мастерских и служб, которые обеспечивали их необходимыми материалами и высокопрофессиональными писцами и художниками.

Возникает вопрос: почему так поздно, спустя семьдесят лет после принятия христианства, появились первые датированные книги на Руси? Были ли до этого времени древнерусские книги? Ответ может быть утвердительным, если учесть запись новгородского священника Упыря Лихого о том, что он в 1047 г. переписал глаголическую рукопись (одна из ее копий сохранилась в позднем списке XV века). Существование древнерусских книг до Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. подтверждается также Реймсским Евангелием. Эта книга является национальной французской реликвией, так как на ней присягали французские короли. Во Францию эту книгу привезла дочь Ярослава Мудрого Анна, выданная замуж за французского короля. В качестве приданого она привезла с собой из Киева написанное кириллицей Евангелие, часть которого сохранилась в составе Реймсского Евангелия. Анна вышла замуж в 1051 г., значит, привезенное ею Евангелие было переписано на Руси до этого года, то есть раньше Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. Анализ кириллического текста Реймсского Евангелия показал, что книга была написана на Руси в первой половине XI века.

 

 

18. Рукописная книга Средневековья.

 

В средние века грамотным обязательно необходимо было быть лишь торговцам и священникам. Но торговые сделки, купеческие записки не требовали прочного долговечного материала для письма, и поэтому до нас они почти не дошли. Другое дело священные писания, над изготовлением которых трудились долго и тщательно. Материал для них выбирали прочный. Именно по таким священным рукописным книгам мы сегодня и изучаем культуру средневекового письма.

Вместо античного папируса в это время появляется пергаментный кодекс (тонко выделанная ослиная или телячья кожа). Листы были большого размера, однако вскоре поняли, что такие большие листы неудобны и стали их складывать вдвое. Такие сложенные вдвое листы получили название диплом. Когда дипломов набиралось много, их складывали и сшивать в кодексы. Так античная библиотека в виде корзин с папирусными свитками исчезла, а появились полки с книгами.

Размером кодексы были разные. Большие называли «ин фолио» - 30-50см. Чаще всего употреблялись четвертушечки большого листа, и поэтому называли их «ин гватро». Однако встречались и крошечные кодексы

4 \ 2,5см, которые шутливо называли «мальчик с пальчик». Фигуры на миниатюрах таких кодексов получалтсь с булавочную головку.

В 11 веке из Аравии стала проникать в Европу бумага.

В средние века существовало три типа орудия для письма:

· Стиль – сохранившийся с античной эпохи, представлял собой заостренную с одного конца металлическую палочку для письма на навощенной дощечке. Другим тупым концом стирали написанное.

· Калам – для письма чернилами европейцы позаимствовали на востоке – заостренную камышовую палочку.

· Перо – самый удобный для написания инструмент, гусиное, лебединое или павье.

Чернила чаще применяли черные. Для легкого смывания их готовили из смеси сажи и камеди (густой смолы деревьев). А для прочных – из чернильных дубовых орешков с той же камедью. Довольно редко применялись цветные чернила. С античности – красные, с 11 в. – красные и зеленые, а с 13в. – красные и синие.

Так как и пергамент, и бумага были дорогие, то пространство страницы экономили, старались плотнее вписывать строки. Страницу либо сплошь покрывали текстом, либо текст делили на два столбика.

Новы мысли в тексте всегда выделяли красной краской (отсюда выражение «красная строка»). Но рукопись еще украшал и инициал – большая заглавная буква. Её богато расписывали всевозможным орнаментом,

Сшивали двойные листы кодекса пергаментными ленточками, делая из них книги, и охватывали двумя деревянными дощечками, обтянутыми кожей. На переплеты особо важных книг часто добавляли украшения из золота, серебра и драгоценных камней.

Билет 2. Информационная ценность неопубликованных доку­ментов. Неопубликованные документыэто документы, не прошедшие редакционно-издательскую обработку и существующие на правах рукописи: отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации и, описания алгоритмов, программ, проекты, сметы. Не рассчитаны на широкое распространение. К неопубликованным документам относятся депонированные рукописи.

Непубликуемые документы – рукописные материалы сугубо личного характера (письма, дневники и др.), не предназначенные для публикации, которые со временем могут быть опубликованы.

 

Например, Генеральный план развития и реконструкции г. Москвы, по мере работы над ним архитекторов, проектировщиков и других специалистов, относился к группе неопубликованных ДОКУМЕНТОВ. Однако, по мере окончания работы над ним, согласно закону, проект должен был быть вынесен на публичное обсуждение и общественные слушания. Таким образом, Генеральный план развития и реконструкции г. Москвы становится опубликованным ДОКУМЕНТОМ.

ДОКУМЕНТЫ с грифом «Секретно» (непубликуемые) при попадании в средства массовой ИНФОРМАЦИИ (в результате журналистского расследования или утечки ИНФОРМАЦИИ) становятся опубликованными.

Очень деликатная тема – личные письма и дневники. Всем известно, что чтение их посторонними лицами традиционно осуждается в обществе. Однако, как быть с письмами великих людей, например с перепиской А.С. Пушкина? Причем, пушкинская переписка приходится на тот короткий в истории литературы период, когда частное письмо воспринималось современниками как явление литературы. Не потому ли М.И. Цветаева не только бережно сохраняла черновики своих писем, но и со временем вносила в них правки, примечания и комментарии (практически, готовила их к публикации)? К тому же большую часть историко-культурного наследия человечества и составляют как раз личные письма, записи, дневники – даже такие археологические артефакты как новгородские берестяные грамоты когда-то были непубликуемыми ДОКУМЕНТАМИ – личными письмами, счетами, расписками.

По степени предоставленности сведений документы делятся на опубликованные и неопубликованные. Понятие «неопубликованный документ» выступает как противоположное понятию «опубликованный документ», «публикация», «издание».

Появившись в 1960-х гг., термины «опубликованный», а затем «неопубликованный документ» не получили однозначного определения. Наиболее приемлемым представляется то, согласно которому опубликованный – это документ, предназначенный для широкого и многократного использования, как правило, прошедший редакционно-издательскую обработку, имеющий тираж и выходные данные.

Неопубликованный документ не рассчитан на широкое распространение, создан в ходе работы учреждений, предприятий, отдельных лиц, отражает результат их деятельности. Неопубликованные документы остаются в рукописном виде либо тиражируются в небольшом количестве экземпляров. К ним относятся отчеты о НИР и ОКР, диссертации (за исключением изданных в виде научного доклада), описания алгоритмов и программ, проекты и сметы, рационализаторские предложения, неопубликованные заявки на изобретения, депонированные рукописи, рукописи переводов.

В пределах неопубликованных выделяется непубликуемые документы, которые предназначены для однократного использования, необходимы для принятия или исполнения непосредственных управленческих решений, содержат первоначальные исходные фактические сведения, показатели, параметры и т. д. Сюда относят административно-хозяйственную, организационно-распорядительную,

бухгалтерскую, технологическую, снабженческую и подобную документацию. Непубликуемые документы служат основой для составления новых обобщающих документов.

Неопубликованные документы оформляются, как правило, средствами машинописи или печатаются принтером ЭВМ, регистрируются в органах информации и библиотеках для отражения в информационных изданиях или базах данных этих органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: