Оценка обеспеченности региона бюджетным потенциалом и его самодостаточности

КомплекснАЯ оценкА финансово-БЮДЖЕТНОГО состояния регионОВ

Провести исследование финансового состояния региона, используя данные региональных законов об областном бюджете (например, Закон Челябинской области от 26.12.2017 №636-ЗО «Об областном бюджете на 2018 и плановый период 2019 и 2020 годов»), материалы территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (например, «Челябинская область в цифрах»).

Результаты анализа представить в табличной форме, сделать вводы относительно финансово-бюджетного стояния региона после каждой таблицы и по каждому коэффициенту.

 

Оценка бюджетного потенциала региона (таблица 1):

– коэффициент обеспеченности бюджетным потенциалом, показывающий финансовую самодостаточность бюджета региона за счет его обеспеченности налоговыми и неналоговыми доходами для покрытия расходов (исключая межбюджетные трансферты). Чем выше значение коэффициента, тем выше его собственная финансовая самодостаточность и самостоятельность;

– коэффициент обеспеченности налоговым потенциалом, показывающий потенциал регионального бюджета в части собираемости всех налогов (включая федеральные налоги, которые по нормативам частично «оседают» в региональном бюджете). Чем выше значение данного коэффициента, тем выше собираемость налогов в регионе;

– коэффициент обеспеченности собственным налоговым потенциалом, показывающий его потенциал в части собираемости только собственных, региональных налогов, которые по нормативам полностью зачисляются в бюджет региона. Чем выше значение данного коэффициента, тем выше собираемость собственных налогов в регионе;

– индекс налогового потенциала региона, показывающий сумму налоговых доходов (региональных налогов, полностью зачисляемых в бюджет региона, и налогов, зачисляемых по нормативам отчислений от федеральных налогов и сборов), приходящихся на одного жителя региона;

– коэффициент обеспеченности неналоговым потенциалом показывающий уровень расходов бюджета, которые могут быть покрыты за счет неналоговых доходов. Чем выше значение коэффициента, тем результативнее осуществляются сделки с государственным имуществом, собирается плата за негативное воздействие на окружающую среду и иные неналоговые доходы.

Таблица 1

Оценка обеспеченности региона бюджетным потенциалом и его самодостаточности

Наименование показателя Формула для расчета показателя
Коэффициент обеспеченности бюджетным потенциалом (КБП)                                                                         (1) где НД – налоговые доходы бюджета, руб.; ННД – неналоговые доходы бюджета, руб.; Р – общая сумма расходов бюджета, руб.; МБТ – межбюджетные трансферты общего характера в составе расходов регионального бюджета, руб.
Коэффициент обеспеченности собственным налоговым потенциалом (КНП с)                                           (2) где НДИО – налоговые доходы по налогу на имущество организаций, руб.; НДТН – налоговые доходы по транспортному налогу, руб.; НДНИБ – налоговые доходы по налогу на игорный бизнес, руб.
Коэффициент обеспеченности налоговым потенциалом (КНП)                                                       (3) где НДСОБ – собственные налоговые доходы по налогам, полностью зачисляемым в региональный бюджет (НИО, ТН, НИБ), руб.; НДПРОЧИЕ – прочие налоговые доходы, зачисляемые в бюджет региона по нормативам от федеральных налогов, руб.
Индекс налогового потенциала региона (ИНП)                                                                                    (4) где Ч – численность населения в регионе, чел.
Коэффициент обеспеченности неналоговым потенциалом (КННП)                                                                       (5)

Оценка сбалансированности бюджета региона представляет оценку соотношения доходов и расходов регионального бюджета, дефицита/профицита и его расходов, а также определение равномерности расходования бюджетных средств в течение года. Основные показатели представлены в таблице 2. Эти показатели характеризуют следующее:

– коэффициент общей сбалансированности показывает, в какой степени совокупность доходов бюджета покрывает совокупность расходов бюджета. Допустимым значением должно быть значение равное или более единицы;

– коэффициент собственной сбалансированности показывает достаточность собственных доходов регионального бюджета для покрытия всех расходов. При этом в состав собственных доходов российская нормативная база (Бюджетный кодекс) включает налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления. Допустимым должно быть значение равное или более единицы;

– коэффициент чистой сбалансированности показывает покрытие доходов расходами без учета доходов в виде безвозмездных поступлений и расходов в виде межбюджетных трансфертов. Допустимым значением должно быть также значение равное или более единицы;

– коэффициент выполнения нормативного значения дефицита бюджета диктует Бюджетный кодекс, который предъявляет жесткие требования к максимально возможному размеру дефицита регионального бюджета – не более 15%. Расчет этого коэффициента покажет уровень дефицита бюджета относительно его доходов без учета безвозмездных поступлений.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: