Техническое состояние автомобиля

Техническая эксплуатация транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования

Лекция 2

Основные положения о техническом состоянии автомобилей

 

Учебные вопросы:

Техническое состояние автомобиля.

2. Работоспособность автомобиля.

 

Техническое состояние автомобиля.

Техническое состояние автомобиля определяется совокупностью свойств его элементов, характеризуемых текущим значением конструктивных параметров Yi. Обычно текущие значения конструктивных параметров связывают с наработкой.

Наработка – продолжительность работы изделия, измеряемая единицами пробега (километры), времени (часы), числом циклом. Различают: наработку с начала эксплуатации изделия; наработку до определенного состояния (например, предельного); наработку интервальную и др.

На автомобильном транспорте, как правило, наработка автомобилей исчисляется в километрах пробега (l), реже (специальные автомобили, вне-дорожные карьерные самосвалы) – в часах (t).

Наработка технологического оборудования обычно исчисляется в часах.

Рисунок 1 Схема изменения параметров технического состояния

ЗР – зона работоспособности; ЗО – зона отказов; ЗУ – зона упреждения отказов; Y п.д. – предельно допустимое значение параметра; l р – ресурс изделия; l у – ресурс упреждения;

 

По мере увеличения наработки (рис. 1) параметры технического состояния изменяются от номинальных Y н, свойственных новому изделию, до предельных Y п, при которых дальнейшая эксплуатация изделия по техническим, конструктивным, экономическим, экологическим или другим причинам недопустима.

Наработка изделия до предельного состояния Y п называется ресурсом - l р. В интервале наработки от l=l0 до l=lр изделие технически исправно и может выполнять свои функции.

Если продолжать эксплуатировать изделие за пределами его ресурса, т.е. при наработке l > lр, наступает отказ.

По практическим соображениям внутри зоны работоспособности выделяют предотказную зону отказов ЗУ, в начале которой (при l = lУ) пара-
метр технического состояния достигает своего предельно допустимого значения Y пд. Значение этого параметра также называют упреждающим. Попадание изделия в эту зону свидетельствует о приближении отказа и необходимости принятия профилактических мер по его предупреждению.

 

2. Работоспособность автомобиля.

 

Если изделие удовлетворяет требо­ваниям нормативно-технической до­кументации по всем показателям, то оно считается исправным. Если па­раметры изделия, характеризующие его способность выполнять заданные функции, соответствуют установлен­ным нормативно-технической доку­ментацией требованиям, то оно при­знается работоспособным. Отсюда следует, что когда автомобиль мо­жет выполнять свои основные функ­ции, но не отвечает всем требованиям технической документации (напри­мер, помято крыло), он работоспо­собен, но неисправен.

Если продолжать эксплуатировать автомобиль за пределами l р (напри­мер, до l i), то наступит отказ,т. е. событие, заключающееся в наруше­нии работоспособности. При этом прекращается транспортный процесс (остановка на линии, преждевремен­ный возврат с линии).

Роль предельно допустимого зна­чения параметра заключается в том, чтобы своевременно информировать (предупредить) о приближении мо­мента отказа для принятия соответ­ствующих мер, которые будут рас­смотрены ниже.

Показатели качества автомобиля, агрегата, детали ухудшаются с уве­личением пробега. Однако сферу экс­плуатации интересуют не только на­чальные значения показателей свойств, характеризующих качество автомо­биля, но и характер изменения их в течение всего периода эксплуата­ции. Для ряда показателей, например производительности, работоспособно­сти, наработки на отказ, характерно изменение от времени эксплуатации или пробега автомобиля по экспо­ненциальной зависимости:

                                                     (1)

где - показатели качества на i – м и первом году эксплуатации; k – коэффициент, определяющий интенсивность изменения показателя качества по времени (пробегу), t – продолжительность эксплуатации, годы.

Чем интенсивнее изменение пока­зателей качества автомобилей по времени, тем ниже его эксплуатаци­онные свойства. Поэтому оценка этих показателей должна проводиться с учетом времени эксплуатации изде­лия. Реализуемый показатель качест­ва — это среднее значение показа­теля качества за заданный или фак­тически сложившийся срок службы или пробег автомобиля. Так, реали­зуемые значения для показателей составят 68,5—72,5 для производительности и 185—196 для трудоемкости. Реали­зуемый показатель для условий, опи­санных формулой (1), определя­ется так:

                                                 (2)

Реализуемый показатель качества управляем на народнохозяйствен­ном, межотраслевом и отраслевом уровнях. Начальное значение показа­теля качества определяется с учетом требований эксплуатации сферой производства. Срок службы изделия зависит не только от его конструкции и условий эксплуатации, но и от ба­ланса между потребностью и объ­емом производства данных моделей автомобилей, а также от правильно реализуемой эксплуатацией полити­ки обновления основных фондов. Ин­тенсивность изменения первоначаль­ных показателей качества изделия зависит от сферы производства и эксплуатации.

Автомобильная промышленность влияет на интенсивность изменения показателей качества повышением износостойкости и прочности дета­лей, качества применяемых материа­лов и т. п. (рис. 2, а). Сфера экс­плуатации влияет на интенсивность изменения показателей качества, а следовательно, и на реализуемый по­казатель, совершенствуя методы и средства обеспечения работоспособ­ности, квалификацию персонала ИТС (рис. 2, г, в), регулируя возрастной состав парка (рис. 3, б), и другими способами.

Таким образом, не только сфера производства, но и сфера эксплуатации, в частности техническая экс­плуатация, могут активно влиять на реализуемые значения показателей качества, т. е. управлять ими. Счи­тается, что их вклад в эти значения соотносится как 3:2.

 

Рисунок 2 Методы управления реализуемым значением показателя качества

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: