Патристика: Августин Блаженный

ЛЕКЦИЯ 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (IV(V)-ХIV вв.)

 

Основные черты и этапы средневековой философии.

Патристика: Августин Блаженный.

Схоластика: Фома Аквинский.

Спор об универсалиях: номинализм и реализм.

Основные черты и этапы средневековой философии.

Понятие «Средневековье» впервые было введено в XV в. гуманистами Возрождения. В XVIII в. оно приобрело уничижительный смысл «темного времени». На современном этапе на философию средних веков принято смотреть как на итог своеобразного слияния христианства с достижениями античной мысли. Философия Средневековья формировалась как осмысление христианского вероучения, религиозного опыта и образа жизни. Религия в свою очередь обращалась к философии за поддержкой и обоснованием своих учений (прежде всего использовались труды Платона). Философия призывается на службу вере с тем, чтобы представлять и объяснять религиозные истины в категориях разума. Почти все средневековые философы были священнослужителями, а философия была для них подспорьем в проповедовании христианского учения.

Единого подхода к определению временных рамок эпохи средневековья нет.

476 – падение Западной Римской империи

324 – христианство объявлено государственной религией Римской империи.

Относительно конца Средневековья у историков также нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), изобретение книгопечатания (середина XV века), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), Битва при Павии (1525), начало Английской революции (1640), конец Тридцатилетней войны, Вестфальский мир и уравнение в правах католиков и протестантов по принципу: чья земля, того и вера в 1648 году, 1660-е годы, рубеж 1670-х-1680-х годов, рубеж 1680-х-1690-х годов и некоторые другие периоды. Сторонники так называемого «Долгого Средневековья», основываясь на данных о развитии не правящей элиты, а простого народа, считают окончанием Средневековья, Великую французскую революцию.

Основные черты средневековой философии

1. В философии вера главенствует над разумом

2. Священные тексты - неоспоримый авторитет

3. Гносеология сводится к толкованию священных книг и божественных откровений.

4. Принципы монотеизма (единобожия) являются идеологией. Философия античности вне закона, так сформировалась до установления веры в единого Бога

5. Философский рационализм подменяется религиозным мистицизмом

Основные этапы средневековой философии:

 

1. ПатристикаIV- VIII вв. (Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген).

2. СхоластикаIХ-ХIV вв. (Иоанн Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский).

Принципы средневековой философии

 

теоцентризм — признание в качестве источника всего сущего Бога;

креационизм — признание того, что Бог создал все из ничего;

провиденциализм — истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога.;

ревеляционизм — признание того, что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания.

 

Патристика: Августин Блаженный.

         Патристика – это теологические политические принципы, принесённые в Средневековье из античности. Раннехристианские мыслители отличаются античной образованностью и разделяют убеждения в абсолютной правоте Библии. Разработчиками основных догматов христианства стали Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан.

                                 Главные проблемы патристики:

1. проблема связи человека и Бога:

 

- в гносеологическом аспекте эта проблема понимается как проблема соотношения разума и веры.

-в этическом аспекте это проблема предопределения и свободы выбора.

2. проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема);

3. соотношение веры и разума (откровения христиан и мудрость язычников);

4. понимание истории как движения к определенной конечной цели – Граду Божьему;

5. понимание свободы человека как возможности спасения или гибели его души;

6. проблема происхождения зла;

 

Наиболее значимой фигурой эпохи патристики считается Августин Аврелий Блаженный. Труды: «О граде Божьем», «О троице», «Исповедь».

                       Основные идеи Августина Блаженного

1. Теоцентризм – Бог в центре бытия и философии.

2. Душа – самобытная субстанция, не содержащая в себе ничего материального, выполняющая следующие функции:

Ø мышление

Ø воля

Ø память

3.Бытие дуалистично. Существует 2 мира: мир Бога и мир человека.

4.Общество строится по законам церкви.

5.Цель и смысл жизни человека – счастье. Достижение счастья связано с познанием Бога.

6.Человеческая жизнь должна быть ориентирована на аскетизм. Только аскетизм может преодолеть первородный грех.

 

Гносеология Августина – мир познаваем, но истина не даётся чувствам, должно быть откровение. Человек черпает знания из самого себя, т.к. он наделён знанием от рождения, это априорное знание вложено в него Богом. Познание мира реализуется через познание своего внутреннего «Я»

Человек, по Августину – тварное существо, он немощен, т.к. отягощён первородным грехом. Грех преодолевается стремлением к добродетели, а добродетель – это стремление к Богу.

Наибольшее внимание Августин уделяет воспитанию. В книге «Исповедь» он анализирует собственный путь становления и указывает основное требование к воспитанию – ориентация на церковь.

Перспективы человечества Августин рассматривает в своем учении о «двух градах». Две разновидности любви порождают два града: любовь к себе, вплоть до презрения к Богу, рождает град земной, а любовь к Богу, вплоть до презрения к себе, рождает град небесный, который незрим. На этой земле гражданин первого царства выглядит повелителем, господином мира; гражданин небесного града – пилигримом, странником. После первого пришествия Христа, с появлением церкви град небесный расширился и будет расширяться, пока не совпадет с невидимым градом небесным. В этом заключается смысл человеческой истории.

Апологетика - это часть христианской теологии, представляющая собой систематизированное аргументированное рассуждение, отстаивающее божественное происхождение и непреложность христианской веры.

Суждения Тертуллиана выражают сущность апологетической аргументации. «В христианской вере не требуется толкование Евангелия, всё должно пониматься буквально. Даже то, что противоречит логике, опыту и даже здравому смыслу. Правило чистой веры – не знать ничего, значит знать всё, основной постулат веры - верую, ибо абсурдно». За свои характерные особенности апологетику называли христианская неософистика.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: