Методические указания

Человечество создало много способов и устройств для перемещения: различают гужевой, автомобильный, сельскохозяйственный (трактора и комбайны), железнодорожный, водный (речной и морской), воздушный и трубопроводный транспорт.

Транспорт играет уникальную роль, связывая все важнейшие сферы материального производства в единую систему хозяйственной деятельности. Ни одна из них не может развиваться без тех или иных видов транспорта.

В настоящее время роль транспорта стала сопоставима с природными процессами перемещения веществ. Для примера, годовой сток взвешенных наносов Волги составляет в среднем 18 млн т, а перевозки грузов по этой реке достигли в конце XX в. 300 млн т.

Густой сетью путей сообщения покрыт весь земной шар. Протяженность магистральных автомобильных дорог мира с твердым покрытием превышает 1 млн км, воздушных линий – 5,6 млн км, железных дорог – 1,5 млн км, магистральных трубопроводов около 1,1 млн км, внутренних водных путей – более 600 тыс. км, морские линии составляют многие миллионы километров.

Несомненны и неоспоримы блага, обеспечиваемые обществу развитой транспортной сетью, но функционирование последней сопровождается ярко выраженными и осязаемыми последствиями – отрицательным воздействием транспорта на окружающую среду (ОС), прежде всего ее живые компоненты и, конечно, самого человека – создателя этого транспорта.

По оценке специалистов в среднем вклад отдельных видов транспортных средств, например, в загрязнение атмосферы, следующий: автомобильный – 85%; морской и речной – 5,3 %; воздушный – 3,7%; железнодорожный – 3,5%; сельскохозяйственный – 2,5%.

Развитие различных видов транспорта, особенно автомобильного, прокладка автотрасс привели к многократному увеличению прямого и косвенного воздействия на людей. Обусловленные функционированием транспорта неблагоприятные экологические факторы (вредные газы, шум, вибрация и др.), ныне воздействуют не только на пассажиров, но и на множество людей, которые находятся вне транспортных средств и коммуникаций.

Характерным обстоятельством является то, что одновременно с усилением влияния современного транспорта на природную среду, измененные в результате этого природные факторы весьма заметно и все в большей степени прямо или косвенно воздействуют, «мешают» функционированию и самого транспорта. При загрязнении воздуха, например, когда резко увеличивается густота туманов, прекращается работа аэропортов, замедляется движение на автотрассах. Даже птицы нередко являются причиной гибели летательных аппаратов.

При всем многообразии форм воздействия транспорта на природную среду их источники можно объединить в две основные группы: 1) транспортные коммуникации (автодороги, железные дороги, аэродромы, трубопроводы и т.д.); они воздействуют на природную среду прямо, постоянно и длительно; 2) транспортные средства (автомобили, самолеты, суда и т.д.), которые оказывают кратковременное влияние на окружающую среду; они вызывают экологические последствия, способные со временем исчезнуть, но могут сохраняться и относительно долго.

 

Контрольная работа № 25. Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения

План

1.  Понятие и виды чрезвычайных ситуаций

2. Характер и последствия чрезвычайных ситуаций

3. Техногенные аварии: понятие, классификация, примеры

Методические указания

Проблема чрезвычайных ситуаций оставалась актуальной практически всегда. Наверное, каждый человек должен знать, что такое ЧС и какие типы их бывают.

На сегодняшний день представлено невероятно много трактовок понятия «чрезвычайная ситуация». Можно, однако, выделить самое распространенное определение, наиболее часто используемое различными источниками. Оно гласит, что чрезвычайная ситуация - это сложившаяся на определенной территории обстановка, сформировавшаяся из-за опасных явлений. Что это за опасные явления? Как правило, это природные катаклизмы, техногенные или химические аварии или иные формы бедствий. Все они обязательно влекут опасность для жизни или здоровья человека, разрушение или уничтожение различных материальных ценностей или ресурсов и т. д. Представленное выше понятие включает в себя и определенные виды чрезвычайных ситуаций.

Целью данной работы является характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

· Изучить понятие и виды чрезвычайных ситуаций;

· Определить характер и последствия чрезвычайных ситуаций;

· Изучить техногенные аварии: понятие, классификация, примеры.

 

Контрольная работа № 26. Безопасность жизнедеятельности и жилая среда

План

1. Понятие жилой среды. Виды и общая классификация опасностей в жилой среде

2. Состав воздуха жилых помещений и его влияние на здоровье человека

3. Физические факторы жилой среды и их значение в формировании условий жизнедеятельности человека


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: