Рекомендации по обучению грамоте

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №2»

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По подготовке к школьному обучению

Для родителей будущих первоклассников

Разработала

Учитель-логопед МОУ «ООШ№2»

Царевская Елена Геннадьевна

 

 

2011

ПОДГОТОВКА К ПИСЬМУ ЛЕВОРУКОГО РЕБЁНКА

 

Посадка при письме

При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова должна быть немного наклонена направо.

В классе за партой и дома за столом леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не мешала ему при письме.

Настольная лампа располагается справа от ребенка.

 

Положение рук

Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала бы лист.

 

Положение кисти руки

Кисти левой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

 

Приемы держания ручки

Существует несколько способов письма левой рукой.

Первый способ является зеркальным отображением «праворукого» положения. Им чаще всего пользуются дети, не обученные более удобным и правильным приемам письма. Такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения, так как все образцы в тетрадях (прописях) располагаются слева. Начиная списывание, ребенок не имеет возможности ориентироваться на образец. Наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв в строке и неверное их написание.

Второй способ. Кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество ошибок при письме. Именно к этому способу письма спонтанно и наиболее часто приходят дети – левши.

Третий способ. Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Однако при письме этим способом нарушаются требования «праворукой» каллиграфии: буквы не имеют наклона вправо, скорее наклонены влево. Но главное здесь – дать ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок.

Положение тетради

Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди ребенка.

Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направления.

Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения:

¨ застегивание и расстегивание пуговиц;

¨ завязывание и развязывание лент, шнуровка;

¨ перекладывание мелких предметов тремя пальцами, которые держат ручку при письме;

¨ всасывание и выпускание воды пипеткой из стакана;

¨ плетение из ниток (лент, шнурков) закладок, ковриков, косичек;

¨ завязывание узелков, нанизывание бусинок на проволоку

 

Необходимо обязательно заниматься

 гимнастикой для левой руки:

· выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони;

· выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному;

· руку плотно положить на стол и поочередно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;

· пальцы разомкнуты как можно шире, медленно соединяя их, опустить руку вниз;

· сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях.

· соединять большой палец с остальными в «колечки» поочерёдно от указательного к мизинцу и обратно

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ХОРОШЕГО ПОЧЕРКА,

Подготовка кисти руки к нагрузкам при письме

Упражнение №1. Ладошки лежат на столе. Поднимаем по одному пальцы сначала одной руки, затем другой. Повторяем в обратном порядке.

Упражнение №2. Ладошки лежат на столе. Поочередно поднимаем пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение №3. Зажимаем ручку средним и указательным пальцами. Сгибаем и разгибаем эти пальцы, следим, чтобы ручка или карандаш не опускались ниже большого пальца.

Упражнение №4. На столе лежит 8-10 карандашей (палочек). Одной рукой (не помогая другой) надо собрать в кулак карандаши, беря их по одному, затем так же по одному положить карандаши на стол. Количество карандашей постепенно увеличиваем.

Упражнение №5. Зажимаем ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делаем «шаги» по поверхности стола.

Упражнение №6. Зажимаем конец ручки средним и указательным пальцами правой руки. Противоположный конец ручки находится дальше от груди. Переворачиваем ручку и вкладываем ее длинным концом в левую руку. Очередным переворотом вкладываем ее в правую руку и так далее.

В этом упражнении ручка вращается в вертикальной плоскости. Руки при этом упираются в край парты так, что локти чуть свешиваются, а ладони приподняты над партой. Если поставить локти на парту, то это упражнение даст возможность вращать ручку в горизонтальной плоскости.

Упражнение №7. Катаем карандаш между большим и указательным пальцами, затем между большим и средним, безымянным, мизинцем. Следим, чтобы в упражнении принимали участие только два пальца.

Упражнение №8. Большим, указательным и средним пальцами вращаем карандаш по часовой и против часовой стрелки.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

  Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть следующей информацией:

1. Звук и буква – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.

2. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно петь. Их 6: «А, О, У, И, Ы, Э». Е, Ё, Ю, Я – гласные буквы, но не звуки.

3. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Почти все твёрдые согласные имеют мягкие пары. Но есть исключения: Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые; Щ, Ч, Й – всегда мягкие.

4. Согласные смягчают гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, И, когда стоят после них, или буква Ь (в конце слов или в середине перед согласной – конь, коньки)

5. Буква Ь не обозначает звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова или в середине перед гласной – яблоко (йа), маяк) Если же они стоят после согласной, то смягчают её и обозначают один звук (Я – звук «А», Ё – «О», Ю – «У», Е – «Э»

6. Чтобы читать и писать без ошибок, ребёнок должен уметь определять последовательность звуков в слове и соединять звуки в слова. Этому можно учить его в игре ещё до изучения букв:

Ø «Поймай словечко»: называете звуки слова отдельно, а ребёнок – слово целиком. К, о, т – кот; р, у, к, а – рука и т.д. Можно играть с перекидыванием мяча.

Ø Назови 1-й, последний, 2-й и т.д. звук в слове

Ø Придумай слова со звуком «С», «Р» и др. За каждое слово выдаём фишку. Или соревнуемся, кто больше? Находим вокруг себя предметы с задуманным звуком в названиях

 

При обучении чтению внимательно следуйте инструкциям:

1. Называем букву, как звук: «б», а не «бэ», «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги. С правильным названием букв он познакомится, когда освоит чтение слогов и слов.

2. Не требуйте от ребёнка запоминания сразу нескольких букв. Начинать обучение чтению нужно с гласных, обучая основам звукового анализа. Например,

¨ Назови 1-й звук в словах: аист, Аня, автобус, арбуз, апельсин (протягиваем его)

¨ Спой звук «а». Запомни: он гласный, потому, что поётся

¨ Как мы произносим «А»? (широко открываем рот)

¨ Назови сам слова на звук «а»

¨ Назови последний звук в словах: зима, улица, дорога, машина, … Назови свои слова, которые заканчиваются на звук «А»

¨ Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «А»

¨ Определи, в какой части слова «прячется» звук «а» (в начале, середине или конце). Используем схему слова в виде полоски, ведём по ней пальцем слева направо, проговаривая слово, смотрим, где находимся на звук «А».

¨ Найди на картинках предметы со звуком «а», есть ли этот звук в твоём имени, фамилии? Произнеси так, чтобы мы услышали.

3. Чтобы ребёнок запомнил букву, попросите рассмотреть её внимательно, спросите, на

что она похожа, предложите сложить из палочек, вылепить из пластилина, написать

пальчиком в воздухе, на столе и т.д. Используйте стихи для запоминания букв,  

например,

      Покатилось колесо, превратилось в букву О.

      У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

      А - как лесенка стоит – начинает алфавит.

      Влез на букву озорник, он решил, что П – турник

      Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком

      В букве В, наверно, вата, оттого и толстовата

      Эта буква широка и похожа на жука (Ж)

      И при этом, словно жук, издаёт жужжащий звук.

      На эту букву посмотри – она совсем, как цифра 3 (З)

       Порвалась «О» в серединке, «С» осталась на картинке

 

Хорошо иметь дома азбуку на магнитах, которая будет у ребёнка перед глазами. После изучения буквы просите найти её в азбуке и повесить на видное место, например, на холодильник. Полезно найти букву в заголовках газет, книг, вывесках на улице и т.п.

4. Начинаем читать слоги только с теми буквами, которые хорошо знаем.

5. Учим ребёнка читать слог целиком, а не по буквам, иначе он долго не сможет перейти к слоговому способу чтения. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить. То же проделываем с рядом слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ. В начале обучения читаем слоги, имеющие сходство гласных или согласных в столбик и строчку.

        НА НО НУ НЫ НИ

        СА СО СУ СЫ СИ

Полезно не только читать слоги, но и находить их по вашему заданию.

6. Просите вести ребёнка по строчке пальчиком, пока не убедитесь, что у него закрепился навык чтения слева направо.

7. Обратите внимание на разницу чтения слогов АР-РА, УС-СУ

8. Переходите к чтению слов только после того, как убедитесь, что ребёнок легко читает слоги.

9. Занятия по обучению чтению должны быть непродолжительными (15-20 мин.), но систематическими

10. После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребёнок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.

11.  Не торопите ребёнка, даже если Вы уверены, что он читает очень медленно. Детям часто нужно больше времени, чем Вам кажется для того, чтобы чему-то научиться. Зато они могут научить родителей важному качеству, которое мы сами в себе редко развиваем – терпению.

Желаю Вам терпения и успехов на пути обучения грамоте!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: