Методические рекомендации по написанию контрольных работ

 

Контрольная работа (реферат) – это письменная работа на определенную тему, подготовленная на основе изучения учебной и научной литературы, статей, а также обобщения личных знаний и практического опыта. Контрольная работа по курсу «Документирование управленческой деятельности» представляет собой одну из форм самостоятельной работы студентов по изучению и усвоению наиболее сложных теоретических проблем. При написа­нии контрольной работы студенты должны показать умение работать с основной и дополнительной литературой, способность обобщать материал.

Основные требования к реферату (контрольной работе):

- высокий теоретический уровень;

- четкость определения понятий и категорий;

- выявление правовых аспектов рассматриваемой проблемы;

- аргументированность основных положений и вы­водов работы;

- обязательное использование фактического (в том числе статистического) материала;

Выбор темы – одна из наиболее ответственных составных частей разработки контрольной работы. Любая тема по курсу «Документирование управленческой деятельности», особенно в условиях современного реформирования экономики России, является актуальной. Следовательно, знания, которые студент приобретет при написании контрольной работы, принесут ему положительные результаты, как с научной, так и с практической точек зрения. Не исключено, что в процессе работы название контрольной работы в рамках избранной темы потребует уточнения. Но, в конечном счете, нужно соблюдать главное требование: название темы должно соответствовать общему направлению излагаемого материала, отражать его основные идеи.

Студент может предложить свою тему контрольной работы, если она соответствует тематике курса. В этом случае тему необходимо согласовать с преподавателем, ведущим данный курс.

План – это основа, костяк письменной работы. От правильного его составления во многом зависят структура, содержание, логическая связь ее частей. Одновременно план – важный показатель того, насколько глубоко студент изучил экономические произведения (первоисточники) и другой необходимый материал (дополнительную литературу), сумел ли он отобрать из всего этого главное, существенное. Разработка плана состоит из двух этапов: составления предварительного плана и составления окончательного плана. Составление окончательного плана осуществимо лишь на основе более или менее полного овладения материалом, уяснения, по крайней мере, главных вопросов темы.

В плане должны быть отражены: введение; 2-3 вопроса; заключение; список использованной литературы. Литература подбирается студентом самостоятельно. Кроме того, он может обратиться за рекомендациями к преподавателю, ведущему курс. Когда план составлен, студент приступает к глубокому изучению литературы с целью раскрытия содержания каждого из пунктов плана. В первую очередь изучаются первоисточники и основная литература по теме. Кроме того, необходимо использовать и дополнительную литературу (монографии, брошюры, журнальные статьи и т.п.).

Работа над текстом – это кропотливый, систематический труд студента. Написание хорошей контрольной работы требует от автора подлинно добросовестного отношения к учебе, принципиальности, честности. Как и любая творческая работа, написание реферата (контрольной работы) – это длительное размышление над избранной темой, терпеливая переделка первого варианта, неустанное его совершенствование.

Написание следует начинать с введения. Именно во введении студент дает общую характеристику самой темы, краткий обзор изученной им литературы, показывает степень научной разработки проблемы, цели, а также предполагаемый личный вклад в ее достижение. В этом случае автор, видя целое, более целеустремленно и квалифицированно работает над темой.

Поскольку объем реферата (контрольной работы) фиксируется определенным количеством страниц, то перед написанием текста их необходимо распределить по главам или параграфам, с учетом введения и заключения, определить сроки выполнения каждой из глав. Разумеется, такое планирование может быть только ориентировочным, но в нем заложено дисциплинирующее и мобилизующее начало.

Следует заранее подготовить себя к тому, что написанный текст при его редактировании потребует немалых доработок и переделок, а зачастую и переписывания заново целых страниц и даже глав. Таким образом, первоначальный вариант текста может оказаться лишь черновиком. Если хочешь научиться хорошо писать, научись хорошо думать! Неточное изложение является показателем того, что предмет мышления и самому автору недостаточно ясен. В свою очередь, правильное мышление зависит от знания предмета исследования. В конце каждой главы или параграфа целесообразно сделать небольшие выводы по наиболее важным аспектам главы. Выводы помогают плавно перейти к следующему вопросу. Формулировка выводов, а также предложений и рекомендаций по главам или параграфам не отменяет необходимости заключения по работе в целом. По существу, такое заключение – особая глава реферата (контрольной работы), в которой в обобщенном виде подводятся итоги всего исследования, формулируются общие выводы, авторские предложения, отмечаются вопросы, которые не нашли в исследовании окончательного решения и требуют дальнейшей разработки. Выводы должны быть отработаны так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. Выводы декларативного характера, не вытекающие из содержания работы, снижают ее уровень.

Реферат (контрольная работа), представляя собой уже законченную текстуально работу, нуждается в обязательном авторском редактировании. Речь идет об упорядочении текста в соответствии с требованиями и правилами литературного языка и стиля, характером, назначением и направленностью проведенного исследования. Редактирование требует от автора: исключительного внимания и сосредоточенности; окончательного уяснения изучаемого вопроса; умения критически подойти к своему тексту; решительного устранения всего лишнего, мешающего четкому освещению вопроса (повторений, многословия, пространных формулировок); осуществления его лишь после полного написания текста; скромности (избегайте ссылок на самого себя и местоимений «я», «мною», «мой» и т.п.); уважения мнения других. В ходе творческих дискуссий необходимо придерживаться максимально аргументированных высказываний; научной ответственности и добросовестности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: