Лекция: «Нормы общения в сфере науки»
Важнейшие черты научного стиля
Отвлеченность, абстрактность
Обобщенность научной информации
Логичность мысли при развертывании научных текстов
Обобщенность
Стремление к предельной точности и ясности
Основные требования к научному стилю
1. Должна быть определена область научного знания, к которой относится данный научный текст
2. Научный текст должен содержать точные указания на предшествующие исследования по данному предмету (цитирование)
3. Β научном изложении обязательно использование терминов и понятий той области научного знания, к которой он относится
4. Β научном тексте обязательно использование научного аппарата и правил построения научного текста, принятых в данной области знания
5. Термины и понятия должны употребляться в постоянном значении в рамках научного текста
6. Научное изложение не должно выходить за пределы научных посылок данной области знания, если это не оговорено специально
|
|
Показательно для научного стиля
Употребление слов в их точных значениях
Отказ от эмоционально-экспрессивной лексики (слов ласкательных, уменьшительных и т.п.), от сниженных, нелитературных слов
Смысловая точность (однозначность) словоупотреблении
Отказ от образных выражений, строгость изложения
Особенности лексики научного стиля
Лексика научного стиля состоит из трех основных пластов: общеупотребительных слов (знание, деятельность, один, сто, изучать, сначала, по-прежнему и т. д.); общенаучных (исследование, методология, экспериментальный, анализировать, формулировать, дистанционный, беспрецедентный и т.д.) и терминов (педагогика, социализация, системогенез, синтаксис, молекула и т.д.).
Отличительная черта терминов — их точное определение (дефиниция). Термины образуют терминологическую систему той или иной науки.
Морфологические особенности научного стиля
Особое употребление некоторых глагольных категорий: используются глаголы в настоящем времени, получающем в тексте «вневременное», признаковое значение (Социология изучает…; хлорид медленно разлагается; углерод составляет самую важную часть растения)
Форма будущего времени по существу лишена своего обычного грамматического значения и грамматически ослаблена (будет = есть, являетс; разделим х на у; число выстрелов будет случайной величиной)
Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы как наиболее конкретные; ничтожен процент форм 1-го лица ед.числа. В подавляющем большинстве случаев используются наиболее отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно
|
|
Местоимение мы вместе с личной формой глагола очень часто выражает значения разной степени и характера отвлеченно-обобщенности (я и аудитория; мы с вами): если мы исключим..., то получим...; мы приходим к результату...; мы можем заключить...
Очень часто глаголы используются в неопределенно-личном значении, близком к обобщенно-личному: за такие активные центры принимаются атомы; законы обыкновенно формулируются...; бром получают подобно хлору.
Синтаксические особенности научного стиля
Научная фраза отличается структурной полнотой, ярко выраженной союзной связью, разнообразием подчинительных связей, усложненностью синтаксических конструкций и исчерпывающей их завершенностью
Характерно преобладание сложноподчиненных предложений, в которых союзы четко отражают причинно-следственные отношения (если... то, так что, в то время как); той же цели служит употребление местоименно-наречных и союзных слов (и потому, поэтому, следовательно, благодаря этому, в результате этого и др.)
Безличный характер изложения как отражение объективности активизирует употребление неопределенно-личных предложений (Социальное проектирование осуществляется…, нефть добывают...), а также пассивных конструкций (Активность проявляется.., доставляется...). Показательны случаи «информативной несамостоятельности» главной части сложноподчиненного предложения (Следует указать на то, что.., Важно подчеркнуть, что...).
Правильный порядок слов в предложениях.
Правильное, четкое выделение абзацев
Объединение отдельных предложений в сложные синтаксические единства (сверхфразовые единства)
Наличие вводных слов и словосочетаний (во-первых, во-вторых, наконец, итак, таким образом).
Об особенностях жанров научных произведений
Лаконизация изложения во вторичных научных документах (аннотация, реферат, автореферат, тезисы высуплений) требует особых синтаксических конструкций.
Ориентация на расчлененные предложения с набором ключевых слов. Упрощаются синтаксические связи, насаждается именной строй речи, увеличивается процент номинативных предложений
Научный стиль не исключает использования в нем элементов экспрессивной речи (диспуты, дискуссии и др.), но они здесь подчинены в большей мере экспрессии мысли, нежели экспрессии чувства. Эмоциональность речи здесь оттеняет аргументированную логически авторскую мысль и способствует доходчивости ее изложения
Практическое занятие: Устное и письменное общение научного характера.
Расскажите о содержании заключительных глав учебника Х. Леммермана.
1. Как Х. Леммерман обосновал следующую мысль: «Итак, мы констатируем: содержание речи и ее произнесение должны соответствовать друг другу. Хороший оратор должен обдумать все детали»?
2. Что Х. Леммерман пишет о помещении, где будет выступать оратор?
3. Что говорит о пользовании микрофоном?
4. Что считает «основной установкой» при выстраивании отношений оратора и слушателей?
5. Что сообщает об интонации?
6. Что узнаем о начале речи?
7. Что Х. Леммерман говорит об обращении к слушателям?
8. Что – о взаимодействии с аудиторией? (Очень метко описывает суть речи Фридрих Науман: «Речь является диалогом, при котором один говорит, а другие, слушая, участвуют в разговоре».)
9. Что – о составе слушателей?
10. Что – о позиции тех, к кому обращаешься?
11. Что – о психологии масс?
12. Что – о «речевом мышлении» вместо чтения текста?
13. Какие особые приемы ораторского искусства называет Х. Леммерман? (Цезура, внезапный переход от веселого тона к серьезному.)
14. Что сообщает о темпе и громкости речи?
15. Что – о жестикуляции?