Практическое занятие: Устное и письменное общение научного характера

Лекция: «Нормы общения в сфере науки»

Важнейшие черты научного стиля

 

Отвлеченность, абстрактность

Обобщенность научной информации

Логичность мысли при развертывании научных текстов

Обобщенность

Стремление к предельной точности и ясности

 

Основные требования к научному стилю

 

1. Должна быть определена область научного знания, к которой относится данный научный текст

2. Научный текст должен содержать точные указания на предшествующие исследования по данному предмету (цитирование)

3. Β научном изложении обязательно использование терминов и понятий той области научного знания, к которой он относится

4. Β научном тексте обязательно использование научного аппарата и правил построения научного текста, принятых в данной области знания

5. Термины и понятия должны употребляться в постоянном значении в рамках научного текста

6. Научное изложение не должно выходить за пределы научных посылок данной области знания, если это не оговорено специально

Показательно для научного стиля

Употребление слов в их точных значениях

Отказ от эмоционально-экспрессивной лексики (слов ласкательных, уменьшительных и т.п.), от сниженных, нелитературных слов

Смысловая  точность (однозначность) словоупотреблении

Отказ  от образных выражений, строгость изложения

 

 

Особенности лексики научного стиля

Лексика научного стиля состоит из трех основных пластов: общеупотребительных слов (знание, деятельность, один, сто, изучать, сначала, по-прежнему и т. д.); общенаучных (исследование, методология, экспериментальный, анализировать, формулировать, дистанционный, беспрецедентный и т.д.) и терминов (педагогика, социализация, системогенез, синтаксис, молекула и т.д.).

Отличительная черта терминов — их точное определение (дефиниция).     Термины образуют терминологическую систему той или иной науки.

 

Морфологические особенности научного стиля

 

Особое употребление некоторых глагольных категорий: используются глаголы в настоящем времени, получающем в тексте «вневременное», признаковое значение (Социология изучает…; хлорид медленно разлагается; углерод составляет самую важную часть растения)

Форма будущего времени по существу лишена своего обычного грамматического значения и грамматически ослаблена (будет = есть, являетс; разделим х на у; число выстрелов будет случайной величиной)

Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы как наиболее конкретные; ничтожен процент форм 1-го лица ед.числа. В подавляющем большинстве случаев используются наиболее отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно

Местоимение мы вместе с личной формой глагола очень часто выражает значения разной степени и характера отвлеченно-обобщенности (я и аудитория; мы с вами): если мы исключим..., то получим...; мы приходим к результату...; мы можем заключить...

Очень часто глаголы используются в неопределенно-личном значении, близком к обобщенно-личному: за такие активные центры принимаются атомы; законы обыкновенно формулируются...; бром получают подобно хлору.

 

Синтаксические особенности научного стиля

Научная фраза отличается структурной полнотой, ярко выраженной союзной связью, разнообразием подчинительных связей, усложненностью синтаксических конструкций и исчерпывающей их завершенностью

Характерно преобладание сложноподчиненных предложений, в которых союзы четко отражают причинно-следственные отношения (если... то, так что, в то время как); той же цели служит употребление местоименно-наречных и союзных слов (и потому, поэтому, следовательно, благодаря этому, в результате этого и др.)

Безличный характер изложения как отражение объективности активизирует употребление неопределенно-личных предложений (Социальное проектирование осуществляется…, нефть добывают...), а также пассивных конструкций (Активность проявляется.., доставляется...).   Показательны случаи «информативной несамостоятельности» главной части сложноподчиненного предложения (Следует указать на то, что.., Важно подчеркнуть, что...).

Правильный порядок слов в предложениях.

Правильное, четкое выделение абзацев

Объединение  отдельных предложений в сложные синтаксические единства (сверхфразовые единства)

Наличие вводных слов и словосочетаний (во-первых, во-вторых, наконец, итак, таким образом).

 

Об особенностях  жанров научных произведений

Лаконизация изложения во вторичных научных документах (аннотация, реферат, автореферат, тезисы высуплений) требует особых синтаксических конструкций.

Ориентация на расчлененные предложения с набором ключевых слов. Упрощаются синтаксические связи, насаждается именной строй речи, увеличивается процент номинативных предложений

Научный стиль не исключает использования в нем элементов экспрессивной речи (диспуты, дискуссии и др.), но они здесь подчинены в большей мере экспрессии мысли, нежели экспрессии чувства. Эмоциональность речи здесь оттеняет аргументированную логически авторскую мысль и способствует доходчивости ее изложения

Практическое занятие: Устное и письменное общение научного характера.

Расскажите о содержании заключительных глав учебника Х. Леммермана.

1. Как Х. Леммерман обосновал следующую мысль: «Итак, мы констатируем: содержание речи и ее про­изнесение должны соответствовать друг другу. Хо­роший оратор должен обдумать все детали»?

2. Что Х. Леммерман пишет о помещении, где будет выступать оратор?

3. Что говорит о пользовании микрофоном?

4. Что считает «основной установкой» при выстраивании отношений оратора и слушателей?

5. Что сообщает об интонации?

6. Что узнаем о начале речи?

7. Что Х. Леммерман говорит об обращении к слушателям?

8. Что – о взаимодействии с аудиторией? (Очень метко описывает суть речи Фридрих Науман: «Речь является диалогом, при котором один говорит, а другие, слушая, участвуют в разговоре».)

9. Что – о составе слушателей?

10. Что – о позиции тех, к кому обращаешься?

11. Что – о психологии масс?

12. Что – о «речевом мышлении» вместо чтения текста?

13. Какие особые приемы ораторского искусства называет Х. Леммерман? (Цезура, внезапный переход от веселого тона к серьезному.)

14. Что сообщает о темпе и громкости речи?

15. Что – о жестикуляции?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: