Машиностроение. Отраслевая структура

         Машиностроение – ведущая отрасль промышленности, которая обеспечивает выпуск разнообразных машин и оборудования для многих отраслей хозяйства и населения. Продукция машиностроения применяется повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, быту, на транспорте, в вооруженных силах.

            Для машиностроения характерны специализация и кооперирование. Современные машины включают в себя десятки тысяч деталей. Изготавливать их на одном заводе невозможно. Проще и дешевле выпускать отдельные части машин на специализированных предприятиях. Для выпуска готового изделия между предприятиями устанавливаются связи, т. е. осуществляется кооперирование предприятий.

       В нашем крае развиты отрасли тяжёлого машиностроения. К ним относятся:

1)Предприятия горного машиностроения, которые производят комбайны проходческие, комбайны очистные, струговые установки, вагонетки. Старейшим предприятием горного машиностроения региона является Горловский завод им. С.М. Кирова. Крупные предприятия горного машиностроения - Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ), Донгормаш (Донецк) и другие.         

2)Производство металлургического оборудования.  Доменное, сталеплавильное, прокатное оборудование производят в Мариуполе, Краматорске, Дебальцево.

3) Транспортное машиностроение (выпускает вагоны грузовые на базе Мариупольского ОАО «Азовмаш»).

4) Предприятия электротехнического машиностроения - изготовляют разнообразные машины и устройства, предназначенные для производства и передачи электроэнергии (электромоторы, приборы, кабель и др.). Предприятия расположены в Торезе, Донецке (ДЭТЗ), Красноармейске.

5) Оборудование для стройиндустрии. Завод строительных машин «Бетонмаш» находится в Славянске, строительные и дорожные машины выпускают Артемовске («Дориндустрия»), подъемно-транспортные машины – в Донецке, Мариуполе, Краматорске

6) Сельскохозяйственное машиностроение представляют Мариупольский «Сельмаш» и Славянский «Сельмащ».

7) Судостроение и судоремонт представлены Азовским судоремонтным заводом и Мариупольским судостроительным заводом «Плаз».

8) Бытовой техникой население обеспечивают предприятия: «Краматорский кондиционер», мариупольский «Электробытприбор» (производство стиральных машин), Дружковский завод газовой аппаратуры (производство газовых плит), Мариупольский концерн «Азовмаш» (производство бойлеров и котлов), Донецкий Nord (производство холодильников).

        Объем производимой продукции машиностроения начиная с 2010 года постепенно снижается. Сегодня остро стоит проблема технического переоснащения и реконструкции предприятий. Необходимо развивать экономические связи для поставок комплектующих, увеличивать качество продукции соответственно мировым стандартам.

Билет № 23

Основные формы рельефа Донецкого края.

        Рельеф все неровности земной поверхности. Донецкий край находится в пределах Восточно-Европейской равнины. Характерная черта – преобладание холмисто-равнинного рельефа. На формирование рельефа повлияли тектонические движения, ледниковый период, реки, ветры, хозяйственная деятельность человека.

         Основные формы рельефа Донетчины представлены Донецким кряжем, Приазовской возвышенностью и Приазовской низменностью, антропогенным рельефом.

         Донецкий кряж приподнят над уровнем моря на 200-300 м, шириной 160 км, длиной 370км. Донецкий кряж служит водоразделом между Днепром и Доном. Наиболее высокие точки находятся на территории Луганской области (Могила Мечетная 367 м). Наивысшая точка Донецкого края курган Могила-Острая (331 м). Донецкий кряж – возвышенность, сильно рассеченная во всех направлениях оврагами и балками, на которой встречаются гривистый рельеф из песчаников и известняков (окрестности Константиновки, Дружковки). В названиях отдельных форм рельефа встречается понятие «могила» - остатки кристаллических пород, выходящих на поверхность (Саур –Могила -277,9 м). В юго –западной части нашего края от горного хребта сохранился уголок альпийской природы. Это Каменные Могилы. Две горные гряды возвышаются тремя террасами. Здесь одновременно можно увидеть и перевалы, и седловины, и водопад. К окраинам кряж теряет высоту и сливается с окружающими долинами. К Северскому Донцу обрывается крутым уступом, обнажив меловые отложения гор Артема.

            Южная оконечность Донецкого кряжа опоясана Приазовской возвышенностью – волнистая поверхность с выступами одиноких «могил». Самой высокой среди них является Могила Гончариха - 277м. Приазовская возвышенность также расчленена оврагами, балками, но в меньшей степени. Там, где встречаются известняки, имеются проявления карста.

             Приазовская возвышенность, постепенно понижаясь, переходит в очень узкую Приазовскую низменность – ровную степь, которая обрывом спускается к морю. В древние времена эта территория была морским дном. Низменность пересечена долинами небольших рек. Особенностью морского побережья являются песчаные косы – узкие участки суши, далеко входящие в море, сложенные из нанесенных ветром и волнами песка и битой ракушки. В пределах Донецкого края две косы: Белосарайская и Кривая. Рельеф кос – слабоволнистая равнина с высотами до 2 метров.

        Характерной особенностью Донетчины являются антропогенные формы рельефа. В результате хозяйственной деятельности человека в крае множество терриконов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: