Понятие, сущность и особенности социальной коммуникации

Слово «К.» имеет латинское происхождение. Оно произошло от латинского слова commūnicātiō, что означает «сообщение, передача». В современной речевой практике это слово имеет следующие значения:

1) путь сообщения (водная, воздушная, транспортная коммуникации);

2) общение, связь, информационное взаимодействие между двумя или более индивидами;

3) форма информационной связи (телефон, телеграф, радио, электронная почта);

4) массовая коммуникация – процесс сообщения информации с помощью технических средств (печать, радио, телевидение, интернет) численно большим, рассредоточенным аудиториям.

 

В словарях русского языка слово «коммуникация» имеет два основных, базовых значения:

    1) путь сообщения, связь одного места с другим;

    2) общение; сообщение или передача информации средствами языка.

    В первое значение слово «К.» применимо и к физическому, материальному, техническому миру, и к обществу. Это, пожалуй, наиболее широкое понимание слова «К.».

Понимание коммуникации как общения широко распространено в обыденной жизни[3] и используется как синоним последнего. Но оно применимо лишь к социуму, миру людей и обозначает различные формы общения, контактов между людьми, разнообразные способы передачи информации, чувств. Такую коммуникацию будем называть социальной, гуманитарной коммуникацией (human communication). Именно она, ее особенности, виды, уровни, средства, закономерности и т.д. изучается в рамках дисциплины «Основы теории коммуникации».

 

Слово «К.» в широком смысле (универсальное понятие коммуникации) Слово «К.» в узком смысле (социальная, человеческая коммуникация)
путь сообщения, связь, движение, передача информации (сигналов и сообщений) общение; сообщение или передача информации средствами языка
  Такая коммуникация имеет место в технических, биологических и социальных системах. В этом смысле существуют техническая (инженерно-транспортные коммуникации – движение грузов, энергии и др.), зоо- и биокоммуникация (обмен сигналами между животными; связь растений с энергией солнца и почвой), а также разл. виды социальной коммуникации (почтовые и SMS-сообщения, радио- и телепередачи, доклад и проч.   Такая коммуникация относится к социальной, т.к. общение, контакты между людьми происходят посредством языка или др. знаков (символов), имеющих человеческое происхож-дение. Сущностью социальной К. является движение, обмен смысловой информации - идей, образов, чувств, знаний в социальном пространстве и социальном времени.

 

Если рассматривать коммуникацию как связь, передачу, обмен информацией между системами в живой и неживой природе, то можно выделить три базовых элемента коммуникативного акта - двух его участников (коммуникантов) и передаваемую информацию (сообщение). В таком случае простейшая модель К. может быть представлена в виде следующей схемы:

 

 


Рис. 1. Простейшая структурная модель коммуникации[4].

 

Важно знать, что в понимании и объяснении социальной коммуникации сложились два основных альтернативных подхода (парадигмы):

1) механистический (техницистский) -коммуникация рассматривается как простой акт (процесс) передачи информации от одного участника К. другому;

2) деятельностный - коммуникация рассматривается как взаимодействие, творческая деятельность обоих коммуникантов (отправителя и получателя), когда первый инициирует и направляет К., а второй внимает, осмысливает (декодирует) информацию и реагирует на нее.

    Такой, деятельностный подход к пониманию социальной К. является  наиболее правильным, отражающим сущность и специфику данного явления.

 

К. между людьми происходит в форме общения как обмен целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в к-рых содержатся мысли, идеи, знания, опыт, эмоциональные состояния, намерения, планы деятельности общающихся сторон и др. Содержание передаваемых в процессе К. сообщений можно назвать смыслами и тогда сущность социальной К. можно определить как информационно-смысловое взаимодействие коммуникантов. Проще говоря, К. – это обмен смысловой информацией. Или, говоря иначе, К. является информационно-смысловым компонентом социального взаимодействия (общения, коммуникации) наряду с перцептивным и интерактивным компонентами. И если два последних свойственны многим живым существам, то первый в виде речи присущ только людям.

Итак, социальная К. – это не механическая передача – прием информации, а творческий процесс совместной деятельности участников ее участников, их информационно-смысловое взаимодействие, осуществляемая посредством речи и др. знаков. Именно такого понимания социальной К. мы и будем придерживаться в нашем учебном курсе. Действия же, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, будем называть коммуникативными.

 

Кроме сказанного специфика социальной коммуникации проявляется в том, что: 

· она носит осознанный, целенаправленный исоциально обусловленный характер;

· осуществляется не просто в физическом пространстве и астрономическом времени, а в социальном пространстве и социальном времени, иными словами - в определенном  социокультурном контексте, в конкретных исторических условиях;

· характеризуется такими свойствами, как процессуальность, целесообразность, динамизм, направленность, необратимость, интерактивность.

 

Таким образом, можно дать следующее определение социальной коммуникации: это процесс информационно - смыслового взаимодействия ее участников, который происходит в определенном социальном пространстве и времени посредством языка или других знаков, являющихся общим для коммуникантов.

        

Проблема соотношения понятий коммуникация и общение

         В большинстве языков, но не в русском, данные понятия рассматриваются как синонимы. В нашей речевой практике, особенно в специальной литературе, существуют две основные позиции по проблеме соотношения понятий «коммуникация» и «общение».

    1. Они являются синонимами: коммуникация = общение.

    2. Эти понятия имеют разные значения, они не совпадают ни по содержанию, ни по объему. В рамках этой позиции имеется несколько вариаций:

· К. (коммуникация) – понятие более широкое, чем общение, поскольку является универсальным, всеобщим явлением, а общение – частный случай К.,оно существует лишь в живой природе и прежде всего в человеческом обществе как информационный обмен;

· К. – понятие более узкое, чем общение, поскольку К. является чисто информационным процессом, а общение кроме информационной составляющей имеет еще две – интерактивную ( организация взаимодействия между общающимися индивидами, обмен различными и перцептивную (процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению).

        

 

Таким образом, соотношение понятий коммуникация и общение рассматривается в зависимости от того содержания, которое в них вкладывается. Поэтому в одних случаях коммуникация выступает лишь как информационная сторона, аспект общения; в других, наоборот, общение выступает стороной, или формой, коммуникации.

    Если рассматривать информацию лишь как сведения, которыми обмениваются люди, то необходимо признать более широкий характер понятия «общение», включающего наряду с информационной стороной взаимодействия людей его интерактивную и перцептивную стороны. Однако, если рассматривать информацию как атрибутивное свойство материи, меру ее организации, отражение разнообразия в явлениях живой и неживой природы, то тогда всякое взаимодействие в материальном мире можно описывать в терминах коммуникации. В таком случае понятие коммуникации становится более широким, чем понятие общение.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: