Признаки жестокого обращения с детьми

Памятка для педагогов

«Как вести себя, если ребенок рассказал о случае жестокого обращения или насилия?»

 


 

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется жестокое отношение или насилие?

2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?

3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?

4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?

Формы жестокого обращения с детьми:

· физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);

· сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);

· психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).

Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

· Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).


Признаки жестокого обращения с детьми

Физическое насилие:

· боязнь физического контакта с взрослыми;

· стремление скрыть причину травм;

· плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

· негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

· суицидальные попытки.

Сексуальное насилие:

· ночные кошмары, страхи;

· не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;

· стремление полностью закрыть свое тело;

· депрессия, низкая самооценка.

Психическое насилие:

· постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;

· различные соматические заболевания;

· беспокойство, тревожность, нарушения сна;

· агрессивность;

· склонность к уединению, неумение общаться;

· задержка физического, умственного развития;

· плохая успеваемость;

· нервный тик, энурез.

Профилактика жестокого обращения с детьми:

· создание доверительно-делового контакта с родителями;

· участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);

· изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:

Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.

Признаки:

· ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;

· ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;

· ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;

· у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;

· ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;

· ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;

· ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;

· ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

· ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;

· ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;

· ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;

· ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;

· у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.

Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

· похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;

· проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;

· объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;

· держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Нельзя:

— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, руководителю).

Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:

· реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);

· оградить ребенка от реакции других детей;

· уделить ребенку максимум внимания;

· дать понять, что проблему можно решить.

В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).

Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

 

 

 

 

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: