Обзор существующих продуктов на рынке

Для обоснования актуальности разработки биллинговой системы представлен краткий обзор российского рынка биллинговых систем, предназначенных для поставщиков услуг Internet.

В нашей стране этот сегмент рынка начал развиваться не очень давно, поэтому пока не отличается широкой номенклатурой продуктов.

Еще совсем недавно тиражируемые биллинговые системы (БС) для Интернет-провайдеров (ISP - Internet Service Provider) на российском рынке попросту отсутствовали. Сегодня предлагается уже около десятка.

Итак, рассмотрим следующие системы биллинга для ISP, имеющиеся на российском рынке:

1) Тизона 2.0 от Quarta-Тelecommunications

2) «Биллинг АйТи» компании «АйТи»;

)   «АЛМАЗ-Биллинг» (АО «КРЭГГ»);

4) Traffic Inspector производства компании “СМАРТ-СОФТ»

)   Zenon производства Zenon N.S.P.

Для покупателя БС немаловажны три показателя: стоимость продукта, его аппаратная конфигурация и наличие документации. Минимальные аппаратные требования, а также стоимость каждой из систем определяют «масштабность» провайдера (число обслуживаемых им пользователей), на которого ориентируется производитель.

Рассмотрим особенности каждого из продуктов.

Тизона 2.0

Производитель Quarta-Telecommunications № ОС/1-СТ-243

Заметим, что первая «проба пера» Quarta-Telecommunications состоялась еще в 2000г.: тогда ее БС была установлена у нескольких провайдеров. Рекомендации пользователей и опыт эксплуатации были полностью учтены при создании новой БС.

Тизона 2.0 ориентирована на обслуживание Интернет-провайдеров среднего и мелкого масштаба.

Система выполняет следующие функции:

- Публичная регистрация пользователей через WWW. Генерация лицевого счета, входного имени и пароля;

-        Доступ пользователей к статистике их работы через WWW, в том числе к отчетам по трафику и сеансам связи;

-        Просмотр подробной статистики по трафику с указанием направлений, объемов, времени приема и передачи информации, суммарно по лицевому счету и подробно по подсетям и отдельным IP адресам;

-        Просмотр списаний с лицевых счетов за услуги;

-        Смена пароля через WWW интерфейс;

-        Изменение параметров услуги;

-        Возможность назначения управляющего лицевым счетом для управления доступом других пользователей данного счета к услугам.

-        Установка различных прав для управляющего лицевым счетом и обычного пользователя того же счета;

-        Автоматическое выставление счетов на оплату, счетов фактуры;

-        Изменение реквизитов клиента через оператора системы;

-        Пополнение лицевого счета через Интернет-карту;

В состав биллинговой системы Тизона входят следующие основные компоненты:

- Сервер системы биллинга, на котором выполняются основные приложения, входящие в систему;

-  Программное ядро системы биллинга, выполняющееся на соответствующем сервере;

-  Web-интерфейс системы биллинга, реализующий доступ к возможностям системы со стороны операторов и пользователей узла;

-  Система Управления Базами Данных (СУБД), хранящая все необходимые для системы биллинга данные;

-  Виртуальная Java-машина, выполняющая процедуры тарификации, ограничения доступа и расчёта накопительных параметров.

Система биллинга устанавливается на платформе Linux 2.2.14 и старше.

Всё необходимое для функционирования системы биллинга ПО входит в комплект поставки.

Существенным отличием данного ПО от других систем биллинга является применение языка Java для написания пользователем-оператором тарифных планов, что позволяет создавать практически любые тарифные планы. В комплект поставки входят подробная и понятная инструкция по использованию языка Java, а также образцы тарифных планов.

Тизона 2.0 характеризуется невысокими требованиями к аппаратной платформе. Ее (пожалуй, единственную из рассматриваемых) можно назвать тиражируемой (если интерпретировать это понятие как «сам купил - сам установил»). Она действительно поставляется в коробке, в которой находятся также инсталляционный компакт-диск, подробная инструкция для самостоятельной установки и настройки, наконец, полная документация на систему.

Биллинг АйТи

Производитель Компания АйТи № ОС/1-СТ-155

Биллинг АйТи - автоматизированная система расчетов для предприятия.

Система выполняет следующие функции:

- регистрация и учет клиентов и абонентов;

-  ведение договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами;

-  назначение тарифов и других условий обслуживания;

-  обработка заявок на подключение/отключение ресурсов и предоставление услуг;

-  сбор и обработка первичных данных, поступающих от ПО телекоммуникационного оборудования и других источников информации;

-  учет предоставленных услуг и ресурсов;

-  тарификация и расчет стоимости услуг, начисление на лицевые счета;

-  формирование счетов, счетов-фактур, извещений и прочих;

-  учет поступления платежей;

-  ведение и контроль состояния лицевых счетов, выявление задолженностей, начисление пеней и штрафов;

-  формирование отчетов;

-  информационно-справочное обслуживание клиентов, в том числе через Web-интерфейс;

-  взаиморасчеты с провайдерами услуг, дилерами и партнерами;

-  обработка статистической и аналитической информации;

-  оперативный биллинг (контроль состояния лицевого счета и управление ресурсами);

-  ведение и настройка услуг и ресурсов;

-  ведение и настройка тарифов и тарифных планов;

-  и т.д.

АСР Биллинг АйТи может быть настроена практически на любую номенклатуру предоставляемых услуг, используемых ресурсов и условий расчета за эти услуги и ресурсы.

Система "Биллинг АйТи" обеспечивает учет предоставления услуг внешним и внутренним клиентам организации, физическим и юридическим лицам, квартирным абонентам, а также учет потребления услуг, предоставленных организации внешними провайдерами.

АЛМАЗ-Биллинг

Акционерное общество "КРЭГГ"

Отсутствует информация о сертификации

Автоматизированная биллинговая система "АЛМАЗ-Биллинг" предназначена для выполнения в реальном масштабе времени следующих операций:

- авторизация пользователей;

-  сбор и хранение информации о сессиях пользователей;

-  учет объема и номенклатуры предоставленных услуг, расчет их стоимости и формирование счетов для оплаты;

-  ведение лицевых счетов клиентов и взимание начисленной платы;

-  контроль за оплатой оказанных услуг и автоматическое отключение клиента в случае отсутствия денег на лицевом счете;

-  информационно-справочное обслуживание пользователей;

Система реализована на базе ОС UNIX и реляционной СУБД INFORMIX и обеспечивает непрерывный круглосуточный режим работы. Применение технологии баз данных INFORMIX снимает все технические проблемы и делает возможным гибкое определение программно-аппаратной конфигурации системы с учетом текущих потребностей и перспектив развития.

Основная функция системы - реализация политики оплаты услуг Internet-провайдера. При этом система оперирует условными денежными единицами, не связанными напрямую ни с одной реальной валютой. Выбор реальной валюты и курс пересчета условных единиц в реальные определяется бухгалтерией Internet-провайдера.

Система состоит из следующих специализированных подсистем:

- подсистема авторизации пользователей и первичного сбора информации;

-  подсистема оперативного учёта пользователей, услуг, платежей.

Информация о сессиях пользователей, поступающая от предыдущей подсистемы, записывается в специальную таблицу в области данных INFORMIX в «родном» (присущем данной среде) формате. Оттуда затем ее берет специальная задача, запускаемая по расписанию, перерабатывает и записывает в таблицы долговременного хранения. Механизм биллинга использует уже переработанную таким образом информацию. Для ведения биллинга в системе определены следующие основные информационные объекты: клиент, лицевой счет, пользователь, услуга, схема обслуживания, сессия, платеж, денежная операция. Для каждого клиента, имеющего лицевой счет, определена схема обслуживания, т.е. список доступных услуг. Каждая услуга характеризуется периодичностью начисления платежа за ее использование (немедленно, ежедневно, еженедельно, ежемесячно и т.д.) и тарификационной зависимостью, по которой начисляется плата (от времени соединения и/или от трафика передачи/приема, от времени суток, от дня недели, от суммарного трафика клиента за месяц и т.д.). Для каждого пользователя клиента, проведшего сессию, система генерирует немедленный платеж. Сумма всех начисленных платежей списывается с лицевого счета клиента с помощью дебетовой денежной операции автоматически с нужной периодичностью (обычно раз в месяц). Клиент пополняет свой лицевой счет с помощью кредитовой денежной операции. Для каждого клиента определено 3 границы (количество денежных единиц на лицевом счете): желтая зона, красная зона и зона отключения. Если количество денежных единиц на счету клиента меньше, чем желтая зона или красная зона, то ему будет послано предупреждение по электронной почте. Если же это количество будет меньше, чем зона отключения, то клиент будет снят с обслуживания, т.е. все его пользователи будут отключены. Такой подход позволяет использовать как дебетовую, так и кредитовую политику по отношению к различным клиентам.

В биллинговой системе "АЛМАЗ-Биллинг" предусмотрены возможности ее развития и внесения изменений:

- расширением номенклатуры предоставляемых услуг и используемых форм оплаты;

-  изменение форм оперативных отчетов - счетов, приходно-расходных ведомостей, справок о состоянии лицевых счетов и т.д.;

-  изменение форм статистических и информационно-аналитических отчетов, включая произвольное формирование формул для расчета значений показателей;

-  адаптирование и интегрирование с другими подсистемами.

-  и другое

Traffic Inspector

Компания «СМАРТ-СОФТ»

Отсутствует информация о сертификации.Inspector - биллинговая система, сочетающая в себе достаточно мощную биллинг платформу и прокси-сервер.

Система обладает следующими характеристиками:

Внутренние и внешние сети - протоколы и топология.

- Сервер может работать с несколькими внутренними интерфейсами в сложной по топологии сети.

-  Для съема трафика пользователей через другие сервера внутренней сети может также использоваться специальный режим сниффера ("прослушивания").

-  Сервер может работать с несколькими внешними интерфейсами. Т.е. может быть несколько подключений к сети Интернет.

-  Для работы с динамическими внешними интерфейсами имеется режим автоматического их выбора.

-  Обеспечивается корректная работа при разделении входящего и исходящего трафика на внешних интерфейсах (например, при работе через спутник).

-  и другие

Авторизация пользователей.

- Авторизация по сетевому адресу - IP, MAC или обеим. Также можно задать диапазон IP адресов.

-  Аутентификация по имени и паролю. Может использоваться при работе с прокси-сервером или через клиентского агента с использованием как собственных паролей, так и через домен сети Windows.

-  По адресам электронной почты - используется в SMTP шлюзе.

Реализовано ограничения работы пользователей.по датам, по расписанию (может быть задано индивидуально для пользователя, для группы или сразу для всех), по доступу к ресурсам (имеются групповые и общие фильтры на запрещение и разрешение), по IP и MAC адресам клиента.

Контроль внешнего трафика.

- Для учета общего трафика, потребляемого у провайдера, имеются контролируемые счетчики, которые описываются как IP сети. С их помощью можно учитывать трафик от провайдера. Несколько таких счетчиков позволяют вести раздельный учет разного вида трафика (льготный или бесплатный).

-  Для контролируемых счетчиков задаются лимиты - предупреждения, перерасхода и ежедневный, при превышении которых выдается оповещение администратора или данное направление (трафик) может быть заблокировано.

-  и другие

Клиентский сервис.

С помощью специальной программы - клиентского агента - пользователь может самостоятельно: видеть текущий баланс, переключать уровни фильтрации контента - работать в режиме "сбережения" трафика.

Производитель Zenon N.S.P. Сертификат № ОС/1-СТ-50 вправе претендовать на титул первой российской системы биллинга, поскольку обслуживает пользователей компании Zenon N.S.P. (хорошо известной по ее серверу aha.ru) уже более пяти лет. Причем Zenon обеспечивает не только биллинг - эта комплексная система поддерживает и весь бухгалтерский учет ISP. Для подготовки отчетов для представления в налоговую инспекцию достаточно провести экспорт данных в «1С:Бухгалтерию». Система многофункциональна, оснащена аналитическими функциями для обработки статистических данных и вполне надежна, что подтверждается практикой ее эксплуатации. Правда, ее никак не назовешь тиражируемой: слишком «тесно» она подогнана к особенностям и требованиям того поставщика услуг, который ее породил.

В данный момент описание системы и отдельных ее модулей практически отсутствует. Кроме того, немалая цена, жесткие требования к аппаратной платформе (только SUN) и необходимость в дорогостоящем комплекте СУБД Oracle 8i существенно ограничивают круг покупателей системы.

Были рассмотрены следующие системы: Биллинговая система Тизона 2.0, Биллинг АйТи, АЛМАЗ-Биллинг, Traffic Inspector и Zenon. Вследствие отсутствия полнофункциональных биллинговых систем для спутникого интернета асимметричного доступа с исходными кодами нет возможности адаптации системы к конкретным условиям работы провайдера спутникого интернета на Российском рынке. Общим недостатком всех вышеперечисленных систем является то, что они не могут осуществлять урезание (шейпинг) пользовательского интернет-канала, не предоставляют исходных кодов, не могут ограничивать трафик более, чем на месяц, и что самое главное - у них нет интеграции с Microsoft ISA Server. Таким образом, вследствие вышеприведенных недостатков, а также из-за дороговизны существующих, разработка биллинговой системы, в настоящее время достаточно актуальна.

 

Основные типы тарифных планов российских Internet-провайдеров

Все тарифные планы можно подразделить:

- для служб доступа;

-  для телематических служб.

Кроме того, все множество тарифных планов легко распределить по семи категориям: повременная оплата соединения, плата за трафик, абонентская, смешанные тарифы, оплата www-хостинга, доступа к usenet и почтовых услуг. При этом реализации каждого из тарифных планов, относящихся к какой-либо категории, могут быть различными.

Повременная оплата соединения

Набор таких тарифных планов есть практически у каждого Internet-провайдера.

«Плоский» - оплата производится независимо от того, когда задействовалось соединение, и от объема прокачанного трафика. В плане указывается стоимость одного часа работы, а абонентская плата не взимается. Точность тарификации составляет несколько секунд. Используется 99% поставщиков услуг при dial-up-подключении.

«День/ночь» - аналогичен предыдущему, но расчет производится в зависимости от времени суток, в которое происходила сессия. Обычно происходит деление суток на «день» и «ночь», но бывают планы, учитывающие до четырех временных интервалов с различной оплатой для каждого. Абонентская плата не взимается.

«Первый час дороже» - повременной тарифный план, аналогичный «плоскому», только первый час работы (например, в начале недели) оплачивается по другим расценкам. По сути, в этом тарифе используется скрытая форма абонентской платы.

«Разные номера» - почасовая оплата производится в зависимости от используемого абонентом номера доступа к провайдеру, т.е. при подключении по разным номерам взимается разная плата.

«Премиальный» - повременной тарифный план «с накоплением». При превышении за некоторый период (обычно месяц) установленного времени работы в Интернет стоимость последующего часа (минуты) уменьшается.

Плата за трафик

Данный тип тарифных планов используется в основном при предоставлении услуг по некоммутируемым соединениям. Но существуют и исключения.

«При коммутируемом соединении» - оплачивается только каждый мегабайт прокачанного трафика. Время, в течение которого абонент занимает линию, не учитывается.

«При условно коммутируемом соединении» - аналогичен предыдущему, но отличается от него тем, что в этом случае для каждого конкретного абонента резервируется отдельная линия. На практике такой тип подключения иногда используется как дешевый выделенный канал.

«При некоммутируемом соединении» - оплачивается только прокачанный объем трафика.

«Раздельная оплата» - расчет оплаты производится отдельно для зарубежного и российского трафика.

«В зависимости от объема» - стоимость единицы объема прокачанного трафика изменяется после достижения установленной величины.

Абонентская плата

Как правило, в случае взимания абонентской платы в тарифном плане не учитываются ни время работы, ни объем трафика. Подобные тарифные планы часто используются новичками рынка Интернет-услуг, пытающимися завоевать место под солнцем.

«Неограниченный» - тариф, при котором плата взимается за определенный период - обычно за один месяц, но используются и планы с периодом один-два дня (выходные) или одна неделя. Этот тарифный план применяют и в случае предоставления услуг по коммутируемому соединению, и при организации доступа по выделенным линиям.

«Не ограниченный по времени суток» - позволяет получать доступ без ограничения только в определенные часы (ночь, вечер, утро) либо в определенные дни недели (обычно в выходные).

Смешанные тарифы

Таких тарифных планов больше, чем относящихся к другим категориям, поскольку именно они дают возможность учесть многочисленные требования абонентов и обеспечить некую «универсализацию» тарифов. Рассмотрим наиболее популярные тарифные планы.

«Абонемент» - доступ обычно оплачивается с помощью Интернет-карт, в стоимость которых включена плата за несколько часов работы. Этот тариф позволяет работать в Интернет в течение определенного периода (месяца, 10 дней, недели).

«Неограниченный по времени суток + плоский» - тариф, аналогичный неограниченному по времени суток, но доступ в определенный период оплачивается по повременному тарифу.

«Повременной доступ с минимальным списанием» - в этом случае при повременном доступе абонент должен выплачивать определенные суммы через оговоренные в плане периоды работы (обычно один месяц).

«Абонемент один час в сутки» - аналогичен тарифному плану «абонемент» с той разницей, что при его использовании продолжительность работы абонента в сети не может превышать нескольких часов (чаще - одного) в течение суток. Обычно действует в течение одного месяца. На данном этапе развития российского рынка Интернет этот тарифный план представляется достаточно удобным как для ISP, так и для абонентов, постоянно пользующихся сетью.

 

Постановка задачи

Целью данного дипломного проекта является создание программного модуля, который обеспечивает выполнение следующих функций:

- добавление, изменение и удаление записей о тарифах;

-  поиск и сортировку информации о тарифах;

-  предоставление всей информации о тарифе;

-  изменение параметров просмотра информации о тарифах;

-  контроль целостности баз данных;

-  контроль входных и выходных данных;

-  обработка входной информации, полученной из log-файла, поступающего от Proxy в базу данных учета трафика;

-  создание учетных записей на каждый день;

-  занесение служебной информации в базу данных пользователей;

-  возможность работы в системе нескольких пользователей с различным уровнем доступа к хранимой информации

-  простой, интуитивно понятный пользовательский интерфейс;

Программный модуль должен работать под управлением Windows 2003 Server, реализован в среде разработки Microsoft Visual 2003.NET с компонентами для работы с MySQL и должен состоять из трех компонентов - системы баз данных, пользовательского интерфейса и программы мониторинга клиентов. Структура самой БД реализована при помощи MySQL, что позволяет всей системе работать на сетевом уровне.

Надежность программы и хранимой информации должна достигаться следующим образом:

1) Автоматическое резервное копирование информации, что обеспечивает возможность её восстановления в случае сбоя программы или случайной её порче.

2) Шифрование БД учета трафика и БД учета тарифов средствами MySQL.

)   При любой случайной попытке удаления данных программа выдает соответствующие сообщения.

)   Программа снабжена различного рода защитами и паролями, затрудняющая свободный доступ к данным.

)   В программе предусмотрена система “черного ящика”, который записывает некорректные действия программы и который позволяет вывести причину сбоя программы.

Используемые в биллинговой системе технические средства должны быть рассчитаны на непрерывную и круглосуточную работу без постоянного присутствия персонала технического обслуживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: