Система циркуляции масла

Циркуляция масла в системе (Рис. 62) - при работающем дизеле обеспечивается масляным насосом, получающим привод от коленчатого вала, а при пуске дизеля – маслопрокачивающим насосом, имеющим электропривод.

Масляный насос 6 засасывает масло из масляного бака 33 через сетчатый фильтр 34, установленный на всасывающей трубе 1, и по нагнетательной трубе 5 подает его к фильтру грубой очистки 2. Очищенное масло идет несколькими потоками. Основной поток масла по трубопроводу 19 поступает в водомасляный теплообменник 31, охлаждается и проходит по трубопроводу 26 в нижний 28 и верхний 22 масляные коллекторы. Из нижнего масляного коллектора 28 по семи трубкам масло поступает к крышкам коренных подшипников 30 коленчатого вала и далее на смазывание шатунно-кривошипного механизма и охлаждение поршней. Кроме того, от нижнего коллектора отходят две трубки, по которым масло подается на смазывание приводов насосов и распределительного вала.

На переднем конце нижнего масляного коллектора укреплена маслораспределительная коробка 9, от которой отходят три трубы. По одной из них масло через фильтр 11 поступает в объединенный регулятор дизеля 13, по другой трубе масло поступает к датчику реле давления масла (РДМ) 12, а по трубопроводу 16 – к верхнему масляному коллектору 22. С противоположного конца дизеля коллекторы 22 и 28 дополнительно соединены между собой трубопроводом 23. От верхнего коллектора 22 по шести трубкам масло идет к верхнему приводу клапанов, а по четырем трубкам поступает на смазывание толкателей в корпусах 24 и подшипников распределительного вала 21.

Часть масла, прошедшего фильтр грубой очистки 2, по отдельному трубопроводу 14 направляется к центробежному фильтру 15 и фильтру тонкой очистки масла 17. Перед фильтром тонкой очистки 17 поставлен перепускной клапан 18, отрегулированный на давление 0,2 МПа (2 кгс/см2). Очищенное в фильтрах 75 и 17 масло стекает в картер дизеля. От фильтра грубой очистки 2 по трубопроводу 3, на котором установлен вентиль 4, масло подводится к гидромеханическому редуктору, где используется для заполнения двух гидромуфт и смазывания всех подшипников.

 

Для защиты системы от высокого давления масла предусмотрены предохранительный клапан на 0,7 МПа (7 кгс/см2), смонтированный в передней крышке насоса 6, и разгрузочный клапан 32 на 0,5 - 0,6 МПа (5 - 6 кгс/см2), установленный за водомасляным теплообменником.

От пониженного давления масла дизель защищают реле давления масла (РДМ) 12 и объединенный регулятор дизеля (ОРД). Реле давления масла включается при давлении масла в системе 0,26 МПа (2,6 кгс/см2), а выключается при давлении ниже 0,2 МПа (2 кгс/см2), не останавливая дизель, а только снижая нагрузку на него. Если давление масла станет ниже 0,1 МПа (1,0 кгс/см2), то дизель будет остановлен объединенным регулятором, который автоматически переведет рейки топливных насосов в положение нулевой подачи топлива.

Для контроля за температурой масла в системе на трубопроводе 19 перед водомасляным теплообменником установлено термореле (РТМ) 20, отрегулированное на включение при температуре 95°С. При перегреве масла термореле включает звуковой сигнал (зуммер) и сигнальную лампу ЛСД1, установленную на пульте управления.

Перед пуском дизеля в течение 25 - 30 сек. работает маслопрокачивающий насос 7, который засасывает масло из бака 33 и через обратный клапан 10 подает его в маслораспределительную коробку 9, а также через фильтр 11 в объединенный регулятор дизеля. Из коробки 9 масло поступает в масляные коллекторы и далее ко всем точкам смазывания, чем обеспечивается жидкостное трение деталей во время пуска дизеля. Энергия масла, поступившего в объединенный регулятор дизеля под давлением 0,15 - 0,20 Мпа (1,5 - 2,0 кгс/см2), обеспечивает передвижение реек топливных насосов высокого давления на максимальную подачу топлива.

Для защиты электродвигателя привода маслопрокачивающего насоса при работе с холодным маслом служит обратный клапан 8, перепускающий масло при давлении выше 0,20 МПа (2,0 кгс/см2) по трубопроводу 19 в водомасляный теплообменник.

Для слива масла из бака открывают вентиль 35 на сливной трубе 36, предварительно отвернув пробку на конце трубы. Из водомасляного теплообменника 31 масло можно слить через специальный кран, установленный на корпусе теплообменника. Отбор масла на анализ производят при работающем дизеле. Для возможности отбора на трубопроводе 19 установлен кран в, который открывают, вывертывая болт а. После отбора масла болт а ввертывают и фиксируют контргайкой б.

В системе предусмотрен запасной бак 25 вместимостью 100 л, подвешенный к каркасу капота в машинном отделении тепловоза. Заправка запасного бака 25 маслом производится под давлением, для чего в заливочной горловине, расположенной на левой торцовой стенке бака, установлен клапан. После заправки бака горловину закрывают крышкой на резьбе. На этой же торцовой стенке находится масломерное стекло. Для добавления масла открывают вентиль 29 на перепускной трубе, соединяющей бак 25 с рамой дизеля, и по масломерной рейке следят за уровнем масла в картере.

3. Назначение и устройство масляного насоса дизеля К6S310DR.

Масляный насос (Рис. 63) – шестеренного типа, создавая давление масла, обеспечивает его циркуляцию в системе и подвод ко всем трущимся поверхно-стям деталей дизеля, а также к гидромеханическому редуктору и к объединен-ному регулятору.

Подача насоса составляет 49400 л/ч (13,7 л/с) при частоте вращения его рабочих шестерен 1400 об/мин (т.е. при частоте вращения коленчатого вала ди-зеля 750 об/мин).

Рис. 63. Масляный насос:

1 - предохранительный клапан; 2 - пружина; 3 - тарелка; 4 - фланец; 5 - колпачковая гайка;
6 - регулировочный винт; 7 - болт; 8 - шестерня привода насосов; 9 - задний втулочный подшипник; 10 - задняя крышка; 11 - шпилька; 12 - корпус насоса; 13, 19 - шпонки; 14 - ведущая рабочая шестерня; 15 - передняя крышка; 16 - втулочный подшипник; 17 - вал ведущей шестерни; 18 - ведущая шестерня привода топливоподкачивающего насоса; 20 - гайка;
21 - втулка; 22 - шариковый подшипник; 23 - палец; 24 - промежуточная шестерня;
25 - крышка; 26 - пробка; 27 - ведомая рабочая шестерня; 28 - вал ведомой шестерни; а - центрирующий болт; б - сверление; в - фланец; А - нагнетательная полость насоса; Б – всасывющая полость насоса.

В литом чугунном корпусе 12 расположены две цилиндрические прямо-зубые шестерни (z = 11) – ведущая 14 и ведомая 27. Шестерни изготовлены из высококачественной стали и жестко укреплены на валах с помощью призмати-ческих шпонок 13. Поверхности зубьев шестерен закалены и цементированы.

Корпус насоса закрыт двумя крышками – передней 15 и задней 10, стяну-тыми шестью шпильками 11 (М12). Точность установки крышек обеспечивает-ся двумя цилиндрическими штифтами диаметром 5 мм. Для герметичности на-соса между крышками и корпусом ставят бумажные прокладки.

Вал 17 ведущей шестерни заканчивается фланцем, к которому восемью болтами 7 (M12) прикреплена цилиндрическая косозубая шестерня привода 8
(z = 36), входящая в зацепление с шестерней 4 (см. рис.64) коленчатого вала. Опорами валов 17 и 28 (см. рис.63) служат стальные с бронзовым покрытием втулки 16, запрессованные в расточки крышек и дополнительно закрепленные штифтами. Задний втулочный подшипник 9 вала 17 ведущей шестерни является опорно-упорным и имеет борт с антифрикционным покрытием. Подшипник ограничивает осевой разбег ведущей шестерни 14 (0,08 - 0,15 мм). Смазывание втулочных подшипников осуществляется дизельным маслом, которое проходит по продольным пазам на их внутренней поверхности и по радиальным на торце борта.

Масляный насос крепится к корпусу привода насосов, для чего задняя крышка 10 имеет кольцевой центрирующий борт а, восемь отверстий под шпильки (M12) и одно отверстие под штифт диаметром 10 мм. Передняя крыш-ка 15 насоса служит для размещения предохранительного клапана и шестерен привода топливоподкачивающего насоса.

Предохранительный клапан 1 - выполнен в виде стакана и установлен в цилиндрической расточке передней крышки 15. Клапан имеет конический поясок, которым притирается к посадочному месту в крышке 15, отделяя тем самым нагнетательную полость А от всасывающей полости Б. На наружной поверхности клапана проточены три лабиринтные канавки. Клапан нагружен пружиной 2, затяжка которой осуществляется при помощи винта 6, упирающегося в тарелку 3. Винт 6 ввернут во фланец прикрепленный тремя шпильками к фланцу прилива крышки 15. Клапан регулируют на давление
0,7 МПа (7 кгс/см2), после чего на выступающий конец винта 6 наворачивают колпачковую гайку 5.

Находящееся в нагнетательной полости насоса масло постоянно давит на кольцевой выступ клапана 1. Если давление масла превысит 0,7 МПа
(7 кгс/см2), то клапан открывается, и масло из нагнетательной полости попадает во всасывающую, что приводит к понижению давления в нагнетательном трубопроводе.

Ведущая шестерня 18 привода топливоподкачивающего насоса (z = 20) укреплена на переднем конце вала 28 ведомой рабочей шестерни при помощи шпонки 19 и гайки 20. Между шестерней 18 и выступом вала 28 установлена втулка 21 с уплотнительным кольцом. Просочившееся через втулочный под-шипник 16 масло отсасывается по сверлению б в крышке 15, выходящему во всасывающую полость насоса.

Шестерня 18 находится в зацеплении с промежуточной шестерней 24
(z = 26), установленной на пальце 23 при помощи двух шариковых подшипни-ков 22. Палец 23 запрессован в крышку 15 и дополнительно закреплен стопор-ным кольцом. Промежуточная шестерня 24 передает вращение шестерне при-вода топливоподкачивающего насоса, который прикреплен четырьмя шпилька-ми к фланцу в. Передний торец крышки 15 закрыт съемной крышкой 25.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: