Пр10. Моделирование фрагментов уроков географии. Виртуальные экскурсии по географии

Цель содействовать формированию общепрофессиональной компетентности будущих учителей географии в освоении опыта моделирования виртуальных экскурсий по географии.

Задачи:

- определить значение экскурсий в формировании представлений у учащихся;

- определить возможности виртуальных тематических экскурсий в реализации образовательных, воспитательных и развивающих целей географического образования;

- научить студентов методике подготовки, организации и проведения виртуальтных экскурсий.

Актуализация знаний о теории и методике организации школьных экскурсий по географии.

Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает посещение, какого – либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой знания воспринимаются и усваиваются путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, музеи, выставки, памятники архитектуры и т.д.) и непосредственное ознакомление с ними.

Экскурсии являются эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении имеют ряд существенных дидактических функций:

- с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения;

- экскурсии помогают повышать научность обучения;

-  экскурсии играют важную роль в повышении квалификации педагогов.

Учебная экскурсия — это форма организации обучения в условиях природного ландшафта, производства, музея, выставки и т.п. с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.

Характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся.

Международная сеть Internet предоставляет большие возможности для учреждений образования. С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах школы.

Преимущества виртуальных экскурссий перед традиционными экскурсиями.

1. Не покидая здания можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами школы, города и даже страны.

2. Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов. Помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями.

3. Ознакомление с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.

При этом освоение явлений материальной и художественной культуры в реальных, «живых» условиях ни в коем случае не отменяетс!!!

Виртуальное общение с ценностями культуры рассматривается как подготовительный этап.

Оно позволяет закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного вхождения в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта.

Проведение экскурсий в реальном пространстве музеев или на улицах города требует:

- большого профессионального мастерства,

- умения владеть собой в незнакомой обстановке,

- держать внимание слушателей во время выступления (экскурсии).

Администрация музеев нередко запрещает «посторонним» вести в залах музеев экскурсионную деятельность. Вместе с тем не всегда погодные условия позволяют реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме на улицах города, и не позволяет в достаточно короткий срок в рамках пешеходной экскурсии познакомиться с разными объектами, представляющими ту или иную эпоху, так как те находятся на значительных расстояниях друг от друга, что ведет к усталости и резкому снижению восприятия материала, потере интереса к представляемым объектам. Вместе с тем, разработка и проведение виртуальных экскурсий учителями в классе способствует закреплению знаний по современным компьютерным технологиям.

Создание виртуальной экскурсии по желанию педагогов может осуществляться в виде проектов.

Создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, педагоги углубляют знания, полученные в процессе самообразования, расширяют навыки поиска необходимой информации используя все возможные пути - традиционно из книг, так и с помощью интернет-сайтов. Все это ведет к расширению художественно-эстетического пространства.

Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий учителям добиться успешного результата.

 Перечислим наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии – это:

1. выбор темы;

2. определение цели и задач экскурсии;

3. отбор литературы и составление библиографии;

4. определение источников экскурсионного материала;

5. отбор и изучение экскурсионных объектов;

6. сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта,

7. составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

8. подготовка текста экскурсии;

9. определение техники ведения виртуальной экскурсии;

10. показ экскурсии.

Проект виртуальной экскурсии должен иметь свою четко определенную тему.

Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбирая объекты, участники творческой группы постоянно сверяют их с темой проекта.

Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала. Количество проанализированных объектов может варьироваться от 10 до 20.

После того как учитель отобрал необходимый для виртуальной экскурсии визуальный ряд желательно на каждый их них составить карточку. В случае если во время выступления учитель забыл информацию, он может воспользоваться карточкой. Карточка отличается небольшими размерами (с ладошку) и в ней может быть представлена следующая информация:

- наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым объект известен у населения;

- местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории объект расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);

- описание объекта

- источник сведений об объекте (литература, где описан объект и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);

экологическое состояние объекта

К карточке прикрепляется ксерокопия объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.

Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии.

Последовательность материал видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В рамках проекта виртуальной экскурсии материал может излагаться в хронологической,

тематической

или тематико-хронологической последовательности.

Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо обратить внимание на то, чтобы были раскрыты все подтемы.

Текст должен отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык.

Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части.

Каждая из них посвящается одной из подтем.

Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для «использования» рассказ.

Таким образом, подготовка и проведение виртуальных экскурсий для школьников, использование медиаматериалов успешно ведет к повышению квалификации учителя и расширению возможностей формирования представлений у школьников.

Вопросы к обсуждению:

Задание 1.   Возможности комплексной экскурсии охватывают взаимосвязанные темы нескольких учебных предметов (биологии, географии, физики). В чем вы видите метапредметность географических экскурсий?

Задание 2.   В чем вы видите особенности в проведении экскурсий в условиях города и сельской местности? Каким специфическим содержанием нужно наполнить такие экскурсии. Ваши предложения по методике их проведения.

Задание 3. В чем заключаются достоинства и недостатки виртуальных экскурсий по географии?


 


Задания

Задание 1. Разработайте виртуальные тематические экскурсии, которые посвящены изучению одной или нескольких взаимосвязанных тем пропедевтических курсов географии: например, «Изучение работы текучих вод и ветра» (естествознание, 5-й класс); «Растения, животные и внешняя среда нашего края» (окружающий мир, 4-й класс), «Разрушение почвенного покрова в степях» (природоведение, 3-й класс).

Задание 2. Разработайте методические рекомендации по проведению учебной виртуальной экскурсии в 6-9 классах (по выбору). В состав рекомендаций внести:

- схему маршрута с указанием опорных точек;

- комплекс разноуровневых заданий для работы на точке;

- эталонный вариант выполнения заданий в виде текса и презентации.

Литература:

Основная

1. Современный урок географии: Метод. разработки уроков. Ч.1. / Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 128с. - (Библиотека журнала "География в школе". Вып.7).

Дополнительная

2. Беризикова В. Н.). Комплексная экскурсия по теме «Введение в предмет» для 6 класса.//География в школе, 2005, №11

3. Душина И. В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ун-тов и ин-тов / Душина И. В., В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. - М.: АСТ: Астрель, 2004. - 203 с.

4. Малькова Н.Е. Геологические экскурсии в музеи как средство усиления практической направленности изучения школьной географии // География в школе, 2006: - №8. – С.42- 45.

5. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.:НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с. С.122-137.

6. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя / Общ. ред. К.С. Лазаревича. - М.: Первое сентября, 2000. - 272с.: ил. - (Библиотека "Первого сентября").

Интернет – источники

1. «Дневник.ру» www.dnevnik.ru

2. «Открытый класс» www.openclass.ru

3. Инновации в образовании www.sinncom.ru

4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет www.katalog.iot.ru

5. Каталог Российских общеобразовательных порталов и сайтов. www.alleng.ru

6. Образование для детей www.edukids.ru

7. Российские электронные библиотеки www.elbib.ru

8. Сетевой образовательный журнал для учителей. www.journal.edusite.ru

9. Центр интенсивных технологий образования www.cito.ru

10. Центр развития исследовательской деятельности учащихся www.redu.ru

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: