Пояснительная записка

Образовательная область: физика

Возрастная группа: 9 класс

Вид элективного курса: предпрофильный.

Тип элективного курса:элективные курсы, в которыхуглубленно изучаются отдельные разделы основного курса.

Программа курса «Альтернативная электроэнергетика» предназначена для углубления знаний по физике и для ознакомления учащихся 9-го класса с нетрадиционными способами получения электрической энергии.

Энергия – не только одно из чаще всего обсуждаемых сегодня понятий; помимо своего основного физического (а в более широком смысле – естественнонаучного) содержания, оно имеет многочисленные экономические, технические, политические и иные аспекты.

Человечеству нужна энергия, причем потребности в ней увеличиваются с каждым годом. Вместе с тем запасы традиционных природных топлив (нефти, угля, газа и др.) конечны. Конечны также и запасы ядерного топлива - урана и тория, из которого можно получать в реакторах - размножителях плутоний. Практически неисчерпаемы запасы термоядерного топлива – водорода, однако управляемые термоядерные реакции пока не освоены и неизвестно, когда они будут использованы для промышленного получения энергии в чистом виде, т.е. без участия в этом процессе реакторов деления. Остаются два пути: строгая экономия при расходовании энергоресурсов и использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии.

Сегодня в мире использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии достигло промышленного уровня, ощутимого в энергобалансе ряда стран. Масштабы применения нетрадиционных возобновляемых источников энергии в мире непрерывно и интенсивно возрастают. Это направление является одним из наиболее динамично развивающихся среди других направлений в энергетике.

Курс базируется на концепции профильного обучения, он развивает интерес к физике и расширяет возможности социализации учащихся.

Курс рассчитан на 8 часов, однако, его программа может корректироваться.

Программа курса имеет традиционное деление на рубрики: тема, ее содержание, время изучения, творческие задания, экскурсии, в конце приводится список литературы. Занятия могут проводиться в разнообразной форме, обобщающее занятие проводится в форме конференции. Также могут быть проведены экскурсии, при этом внимание обращается на выделение физических явлений.

Дети должны научиться самостоятельно, приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по изучаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Поэтому ведущими занятиями являются семинар и практическое занятие, конечно, есть и лекционный курс. Темы семинаров даются заранее.

Ожидаемыми результатами данного курса являются:

· Получение представлений о нетрадиционном способе получения электрической энергии с помощью: энергии солнца, ветра, приливов и отливов, геотермальной энергии.

· Получение представлений о влиянии СЭС, ВЭС, ПЭС, ГеоТЭС на экологические проблемы.

· Приобретение опыта поиска информации по заданной теме; составления докладов, отчетности; навыков проектной деятельности и анализа полученных результатов;

· Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний

· Начальное формирование сознательного самоопределения учащихся относительно профиля дальнейшего обучения;

· Умение сотрудничать с товарищами, работая в группе.

 Цели курса:

I. Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

II. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации.

III.  Оказать помощь в принятии решения о направлении профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.

IV.Формировать умение моделировать физические процессы.

V. Расширить и углубить теоретические знания учащихся о получении  электрической энергии нетрадиционными способами:

1) Энергии солнца

2) Энергии ветра

3) Геотермальной энергии

4) Энергии приливов и отливов

Задачи курса:

1) Воспитывать сотрудничества в процессе совместной работы в группах.

2) Способствовать развитию речевого аппарата учащихся, умение логически излагать свою мысль.

3) Овладеть навыками проектной деятельности.

4) Формировать умения представлять отчет о результатах своей работы в различных формах.

5) Приобрести опыт поиска информации по заданной теме.

6) Смоделировать СЭС.

7) Смоделировать ВЭС.

8) Способствовать формированию теоретических и практических умений получать и обрабатывать информацию.

На основе:

А) Ознакомить учащихся со способами получения электрической энергии на СЭС.

Б) Дать представление учащимся о получении электрической энергии на ВЭС.

В) Сформировать навыки выделения экологических проблем СЭС и ВЭС.

Г) Рассмотреть перспективы развития энергии солнца, и энергия ветра.

Д) Ознакомить со способами получения электрической энергии на приливных электростанциях.

Е) Рассмотреть способы получения электрической энергии с помощью геотермальной энергии.

Ж) Научить школьников выделять экологические проблемы ПЭС и ГеоТЭС.

Программа курса

Введение (1ч)

Модуль 1 Энергия солнца и ветра(3ч)

Модуль 2 Энергия воды, используемая для получения электрической энергии.(3ч)

Итоговое занятие-конференция (1ч)

 

Таблица 1 Учебно-тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего Лекции Практика
1  Введение 1 0,5 0,5   Входной тест
2  Получение электрической энергии с помощью энергии солнца 1 1   Лекция с элементами дискуссии Сконструировать модель СЭС
3 Получение электрической энергии с помощью энергии ветра 1 1   Беседа с элементами рассказа. Демонстрация Сконструировать модель ВЭС
4 Перспективы развития и экология энергии солнца и энергии ветра 1   1 Проектная деятельность Защита проекта  
5 Получение электрической энергии с помощью энергии приливов и отливов 1 1   Лекция с элементами дискуссии  
6 Получение электрической энергии с помощью геотермальной энергии 1 1   Беседа с элементами рассказа  
7 Перспективы развития и экология энергии приливов и отливов и геотермальной энергии. 1   1 Проектная деятельность учащихся Защита проекта Выходной тест
8 Итоговое занятие 1     Конференция Беседа

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: