Протокол методике « коробка форм»

Стандартизированные диагностические методики, адаптированные для работы с детьми, имеющими нарушения зрения

2016 год

Методика «Коробка форм»

Направлена на определение сформированности представлений о форме. Так как при выполнении заданий по этой методике возникают трудности, связанные с восприятием глубины и объемности, следует предварительно проанализировать вместе с ребенком фигуры-вкладыши, вычленив необходимую плоскость объемной фигуры так, чтобы ребенок мог идентифицировать ее с прорезью. Возможны трудности практического вкладывания фигур из-за недоразвития микрокоординации движений. Психолог должен выявить эти отличия, ставя уточняющие вопросы.

Цель: оценка восприятия формы и пространственных отношений точности координационных движений.

Стимульный материал: ящик с прорезями и объемные вкладыши. Основания этих вкладышей соответствуют по форме прорезям ящика и представляют собой геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (овал), квадрат, многогранник.

Проведение теста:

Взрослый выставляет перед ребенком коробку и раскладывает фигуры-вкладыши.

Инструкция:

Взрослый говорит ребенку: «Давай поиграем. Посмотри, какая у меня коробка (домик, слоник…), а в ней окошечки для фигур. У каждой фигуры свое окошко. Если ты найдешь правильно окошко для фигуры, то она опустится в коробку.

В процессе работы взрослый фиксирует в протоколе: соответствие формы вкладыша прорезям коробки, учет пространственного положения вкладыша и способ выполнения действия (зрительное соотнесение, примеривание, пробы и ошибки).

Оценка результатов:

Высокий уровень: выполнение задания на основе зрительного        

соотнесения основания вкладыша с прорезью в ящике, с учетом пространственного положения вкладыша.

 

Средний уровень: примеривание, прикладывание фигуры-вкладыша

к подходяще прорези. Простые фигуры-вкладыши(с основанием круг, квадрат) зрительно соотносит с прорезями, а сложные (с основанием

треугольник, многогранник) примеривает к разным, в том числе и не соответствующим нужным прорезям. Пространственное положение

вкладыша не всегда учитывается (может вставлять боком в нужную прорезь)

Низкий уровень: выполнение задания путем проб и ошибок

(ребенок пытается протолкнуть вкладыш сначала в одну, потом в другую и т.д. прорези, или в одну прорезь пытается протолкнуть разные вкладыши).

 

Протокол методике «КОРОБКА ФОРМ»

Ф.И. ребенка________________________Возраст_________________

Место проведения___________________Группа__________________

Дата_____________________Педагог-психолог__________________

 

        Форма
  Соответствие формы вкладыша прорези коробки          
  Учет пространственног положения          
  Способ выполнения действия          

 

Выводы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: