Методики «Пирамидка» и «Мисочки»

Направлены на определение сформированности предметных действий и представлений о величине.

При выполнении предметных действий у детей с нарушениями зрения может страдать точность и координированность движений, что обусловливает замедленное выполнение теста. Для более адекватной оценки следует предварительно выяснить сформированность у детей понятия о величине и умение располагать предметы в сериационном ряду.

Методика «Мисочки»

Цель: выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладение предметными действиями.

 

Материал: 5 - 7 мисочек одинаковой формы, но разных по величине, которые могут быть упорядочены как элементы сериационного ряда.

Экспериментатор показывает ребёнку мисочки, вложенные одна в другую (принцип матрёшки), затем раскладывает их в беспорядке перед ребёнком и предлагает: «Собери мисочки, как было». В случае необходимости экспериментатор показывает, как надо выполнить задание, на первых двух элементах - в самую большую мисочку вкладывается мисочка поменьше. Дальше ребёнок должен выполнять задание самостоятельно.

1. Высокому уровню выполнения задания соответствует решение задачи на основе зрительного соотнесения. Для детей четвёртого года жизни допустимо выполнение этого задания с одной - двумя практическими пробами.

2. При среднем уровне сложности положительный результат достигается не с первой попытки. Ребёнок сложил правильно 2 - 3 мисочки, затем пропустил нужную, продолжил складывание, добавив ещё одну (две) нужные мисочки. У него осталась лишняя, и он сам начал складывать заново. Бывает, что потребуется не одна, а несколько практических проб для правильного складывания мисочек, но в конечном итоге ребёнок самостоятельно выполняет задание.

3. Низкий уровень рассматривается как отсутствие самостоятельного решения данной задачи. В этом случае ребёнку можно предложить сложить меньшее количество элементов (3 - 4) или видоизменить задачу: выбрать больший элемент из двух, а затем из трёх.

Методика «Пирамидка»

Цель:направлена на выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладения предметными действиями.

 

Материал: детская пирамидка (5 - 7 элементов)

Взрослый показывает образец пирамидки или башенки, фиксируя внимание ребёнка на том, что пирамидка ровная: «Посмотри, какая ровная пирамидка». Затем образец разбирается в беспорядке. Экспериментатор просит: «Собери пирамидку, как было»

Если ребёнок затрудняется, то взрослый показывает ему на первых двух элементах, как надо выполнять задание.

1. Высокому уровню соответствует выполнение задания на основе зрительно соотнесения.

2. Среднему уровню соответствует примеривание, сопоставление элементов пирамидки до надевания на стержень.

3. Низкий уровень рассматривается как отсутствие самостоятельного решения данной задачи. В этом случае ребёнку можно предложить выполнить задание с меньшим количеством элементов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: