Ваша фамилия_16-09 АТПиП_Психология общения_ПЗ9_25.03

Час) 16-09 АТПиП

Психология общения

Уважаемые студенты!

Вам необходимо выполнить задания практического занятия

 и задание для самоконтроля

Задание для самоконтроля отправляете на почту tu0607@yandex.ru

Срок их выполнения – до 14.00 26.03.20

Отправляя документ на проверку, озаглавьте его так

Ваша фамилия_16-09 АТПиП_Психология общения_ПЗ9_25.03

Тема: Упражнения в тренировке эмоциональной саморегуляции в производственных конфликтных ситуациях

 

Цель: обучение приемам эмоциональной саморегуляции в производственных конфликтных ситуациях с помощью упражнений

 

Литература:

Панфилова А.П. Теория и практика общения / А. П. Панфилова.- Москва: Академия, 2018.- 368 с.

 

Ход выполнения практического занятия

 

1. Актуализация теоретических положений по теме практического занятия.

2. Выполнение заданий - упражнений в тренировке эмоциональной саморегуляции в производственных конфликтных ситуациях.

3. Выполнение заданий для самоконтроля.

 

    1. Теоретические положения по теме практического занятия.

    Уже в предыдущих темах вы знакомились с понятием эмоциональное реагирование в конфликте, давали оценку способам эмоционального реагирования в конфликте (https://www.b17.ru/article/266219/)

 

    Главным понятием нашего занятия сегодня является понятие – саморегуляция. Это управление человеком своим психоэмоциональным состоянием.

    Выделяют естественные способы регуляции организма: здоровый сон, еда, общение с природой и животными, массаж, занятие спортом, танцы, музыка и др. Однако подобные средства не всегда можно применять на рабочем месте, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

    Наиболее доступными способами саморегуляции являются: смех, улыбка, юмор, размышления о хорошем, приятном (например: образ моря и солнца); различные движения типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем, если вид из окна позволяет это; рассматривание цветов в помещении, вдыхание свежего воздуха во время обеденного перерыва. Если предоставляется возможность, рекомендуется сполоснуть руки холодной водой, умыться.

    Далее вам будут даны упражнения на саморегуляцию, их можно тоже использовать в производственных конфликтных ситуациях.

 

    2. Задания - упражнения в тренировке эмоциональной саморегуляции в производственных конфликтных ситуациях

 

    Следующие упражнения тоже помогают в эмоциональной саморегуляции в производственных конфликтных ситуациях. Чтобы они закрепились в опыте, вам необходимо их выполнить, проанализировать и оценить их применимость для саморегуляции психоэмоционального состояния в конфликтах.

 

1) Гимнастические упражнения для нормализации нервного возбуждения

- Положив руки на затылок, нужно отвести голову назад. Прогибаясь в грудной области назад и делая вдох, локти разводятся в стороны. На выдохе плечи и спина расслабляются, голова плавно опускается на грудь, руки опускаются вниз. Повторять упражнение около 3-4 раз. Темп выполнения медленный.

- Стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Тянемся вверх, выше, выше… Мысленно отрываем пятки, чтобы стать еще выше(реально пятки на полу). А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи. Повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, садимся в кресло Сидим расслабленно, безвольно, удобно…. Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросьте его!..

- Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно выпрямитесь (действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова).

 

2) Упражнение на дыхание для нормализации нервного возбуждения

Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте крайне медленно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.

 

3) Упражнение «Война и мир»

Потребуется два чистых листа бумаги и фломастеры (ручки, карандаши).

Ход упражнения. Берем первый лист бумаги. Представьте, что это не лист бумаги, а кто-то, с кем вы находитесь в ссоре, конфликтуете, с кого вы не можете терпеть, на кого очень сильно обижены! Представили? Теперь у вас появится возможность в течение трех секунд рассчитаться с обидчиком. Сделайте с ним все, что он заслуживает. Время 3 секунды!

 Время истекло. Глубоко подышите, расслабьтесь, успокойтесь эмоционально и физически. Хорошо ли вам? Спало ли напряжение? Нет ли ощущения горечи, стыда за учиненную расправу? Может быть, вас, наоборот переполняет чувство гордости за проявленные героизм и мужество? А есть ли ощущение освобождения, будто бы камень с души упал?

Итак, пар выпущен, возмездие совершилось. Что дальше? Вы физически расправились с врагом, почти не оставили надежды на восстановление его облика, на примирение. Но так или иначе всегда наступает этот светлый и трагический день - первый день после окончания войны. И выясняется, что нужно продолжать жить, залечивать раны, наводить мосты, вступать в переговоры…

Берем новый лист бумаги и фломастеры.

У вас есть ровно 7 минут, чтобы примирится со вчерашним врагом. Форму примирения вы выберите сами: это может быть стихотворение, рисунок, какой-то подарок. В своей работе вы можете использовать то, что осталось у вас от первого листа, чтобы символизировать новые отношения, которые создаются на руинах старых обид.

Какие чувства вы испытываете сейчас? Подчеркнем, что для «войны» вам достаточно было всего трех секунд, а для того, чтобы вымостить дорогу к миру – в сотни раз больше времени.

 

4) Упражнение с использованием формул самовнушения

Мысленно проговаривать себе  каждое утро:

«Я люблю своих друзей (коллег\ родственников\ др.). Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с ними».

 

5) Упражнение на развитие способности переключать внимание, концентрироваться

 Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите. Найдите какой-нибудь мелкий предмет (скрепку, ластик, флещку) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырех минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами в конце выполнения упражнения. Вы заметили, что сейчас несколько минут были сконцентрированы на нейтральном предмете и ушли от тревожных и неприятных мыслей!

 

3. Задание для самоконтроля.

 

1) Напишите, какие из выполненных вами упражнений, вам показались полезными для саморегуляции психоэмоционального состояния и применимы в производственных конфликтных ситуациях.

2) Если эти упражнения вам показались бесполезными, то найдите то упражнение, которое вы считаете эффективным, апробируйте его и познакомьте меня с ним, записав его алгоритм проведения. Спасибо!

 




double arrow
Сейчас читают про: