Правила проведения анализа

1. Дружественность, доброжелательность. (Правильно ли я вас понял, коллега?)

2. Ищите в уроке лучшее, а не худшее.

3. Говорите кратко и логично, не придирайтесь к мелочам.

4. Слушайте других, не повторяйтесь. Помните о разнообразии умов.

5. Не перебивайте, размышляйте и вступайте в диалог.

6. Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него.

7. Не поучайте учителя, а учитесь и слушайте рекомендации по совершенствованию урока.

Памятка для самоанализа урока

A. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?

1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

1.1 Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?

1.2 Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?

1.3 Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе других предметов)?

1.4 Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?

1.5 В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?

1.6 Как (и почему) была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?

2. Какие особенности учащихся, класса были учтены при под­готовке к уроку (и почему именно эти особенности)?

3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?

4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?

5. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?

6. Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для проведения урока и почему?

Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если - да, какие, почему и к чему они привели?

B. Удалось ли:

• решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;

• избежать перегрузки и переутомления учащихся;

• сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, на­строение, самочувствие? Какова общая самооценка урока?

Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?

Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям. Урок анализируется с позиций деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащиеся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. позиций. Учитель и руководящий работник, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. Поэтому в педагогической копилке каждой школы должен быть набор различных схем анализа урока, в том числе и авторских методик обучения.

Варианты самоанализа урока

Сам по себе самоанализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства

Схема самоанализа урока

Класс

Тема урока

Тип урока и его структура.

1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса. Особенности учащихся, которые были учтены при планировании урока.

3. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный аспект), дать оценку успешности ее достижения.

4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?

6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.

7. Использование групповых, коллективных и иных форм обучения. Дифференцированный подход в обучении.

8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

9. Психологическая и эмоциональная атмосфера на уроке; стиль общения учителя и учащихся.

10. Уровень подачи домашнего задания.

11. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

12. Наметить перспективы своей деятельности. Самоанализ урока учителем

Самоанализ урока учителем

(по Т.И. Шамовой)

Дать краткую характеристику класса, выделить группу учащихся с различным уровнем овладения программным материалом.

Охарактеризовать тему урока; степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников.

Обосновать постановку ТДЦ урока, тип и его структуру.

Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на реальном результате обучения на уроке.

Показать, как другие этапы работали на главный этап.

Дать оценку успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР (реального результата).

Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.

Самоанализ урока учителем

(по Т.М. Куриленко)

Была ли достигнута цель урока?

Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося?

Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали?

Как использовалось время на уроке? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной?

Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили?

Какие были недостатки в ходе урока и почему?

Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: