Оценка Ф. Энгельсом греческого общества, отраженного в гомеровских поэмах

Греки подобно пелагсам и другим соплеменным народам, уже в доисторическое время были организованны сообразно тому же органическому ряду, что и американцы: род, фратрия, племя, союз племен. Фратрии могли не быть, как у дорийцев, союз племен мог образоваться не везде, но во всех случаях основной ячейкой был род. К моменту своего появления на исторической арене греки стояли на пороге цивилизации; между ними и американскими племенами, о которых была речь выше, лежат почти целых два больших периода развития, на которые греки героической эпохи определили ирокезов. Род греков поэтому уже отнюдь не архаический род ирокезав, печать группового брака начинает заметно стираться. Материнское право уступило место отцовскому; возникающее частное богатство пробило этим свою первую брешь в родовом строе. Вторая брешь была естественным следствием первой: так как после введения отцовского права имущества богатой наследницы при ее замужестве должны были бы переходить к ее мужу, следовательно, в другой род, то была подорвана основа всего родового права и не только стали допускать, но и сделали для такого случая обязательным, чтобы девушка выходила замуж внутри своего рода в интересах сохранения за последним своего имущества.

Согласно греческой истории Грота, афинский род, в частности, покоился на следующих основаниях:

1. Общие религиозные празднества и исключительное право жречества совершать священные обряды в честь определенного бога, предполагаемого родоначальника рода и обозначаемого в качестве такового особым прозвищем.

2. Общее место погребения.

3. Право взаимного наследования.

4. Взаимная обязанность оказывать друг другу в случае насилия помощь, защиту и поддержку.

5. Взаимное право и обязанность в известных случаях вступать внутри рода, особенно когда дело касалось девушек-сирот или наследниц.

6. Владения по крайней мере в некоторых случаях, общим имуществом, наличие собственного архонта (старейшины) и казначея.

7. Счет происхождения в соответствии с отцовским правом.

8. Запрещение браков внутри рода, за исключением браков с наследницами. Это исключение и оформление его как закона подтверждает, что старое право было еще в силе. Это вытекает также из общеобязательного правила, что женщина, выходя замуж, тем самым отказывалась от религиозных обрядов своего рода и переходила к обрядам мужа, во фратрию которого она и зачислялась. Согласно этому, а также известному месту у Дикеарха, брак вне своего рода был правилом, а Беккер в «Харикле» прямо считает, что никто не мог вступать в брак внутри своего рода.

9. Право усыновления родам; оно осуществлялось по средствам усыновления одной из семей, но с соблюдением публичных формальностей, и только в виде исключения.

10. Право избирать и смещать старейшин. Мы знаем. что каждый род имел своего архонта; о том, что эта должность переходила по наследству в определенных семьях, не говорится нигде. До конца эпохи варварства всегда следует предполагать отсутствие строго наследования должностей, совершенно несовместимого с порядком, при котором богатые и бедные внутри рода пользовались полным равноправием.

Литература:

1. Всемирная история. Энциклопедия: в 10-ти т./ Ред. И. Лурье, М. Полтавский.- М.: Государственное издательство политической литературы, 1956 г. - с.748. Энциклопедия. Т. 1. Гл. XXVIII. Греция XI – IX вв. до н.э

2.Сергеев В.С. История Древней Греции / Ред. В.В. Струве. – М.: Изд-во Восточной литературы, 1963

3. Андреев Юрий Викторович, Кузищин Василий Иванович «История Древней Греции». 1996 г.

4. Ксения Михайловна Колобова, Лия Менделевна Глускина. «Очерки истории Древней Греции». Гос. Уч-пед издательство. 1958

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: