Проблема натурализма в творчестве Э.Золя

История зарубежной литературы (1871–1917)

Вопросы к зачету

1. Общая характеристика зарубежной литературы 1871 – 1917 годов. Духовно-интеллектуальная жизнь, культура и литературное творчество на рубеже веков.

2. Судьба реализма на рубеже веков (критический реализм; революционно-социалистическая и пролетарская литература).

3. Поэзия Парижской Коммуны.

4. Декаданс. Нереалистические направления в литературе рубежа веков.

5. Натурализм как литературное направление: эстетические принципы, представители в разных странах.

6. Э. Золя как теоретик и художник натурализма. Серия романов Э.Золя «Ругон – Маккары».

7. Анализ романа Э.Золя «Жерминаль».

8. Символизм как направление в литературе к. XIX–н.XX веков: эстетические принципы, представители в разных странах.

9. Поэзия французского символизма. Творчество П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме.

10. М. Метерлинк как теоретик и художник символизма. «Театр молчания» Метерлинка.

11. Анализ пьесы Метерлинка «Синяя птица».

a. Творческий путь Р.М. Рильке. Анализ одного из стихотворений каждого периода творчества.

12. Творческий путь А.Франса. Анализ романа «Остров пингвинов».

13. Общая характеристика тем и проблем в новеллах Мопассана.

14. Художественное мастерство Мопассана-новеллиста, его новаторство.

15. Романное творчество Ги де Мопассана («Жизнь», «Милый друг»). Анализ одного из романов по выбору.

16. Общая характеристика «новой драмы», ее появление и развитие в разных странах (А. Стриндберг, Г. Гауптман, М. Метерлинк).

17. Творческий путь Г.Ибсена как драматурга. Новаторство и драматургическое мастерство Ибсена.

18. Проблема сильной личности в творчестве Г. Ибсена.

19. Анализ драмы Г. Ибсена «Кукольный дом» («Нора»).

20. Раннее творчество Б.Шоу. Анализ драмы «Дом, где разбиваются сердца».

21. Общая характеристика литературы США к. XIX - н. XX века (О.Генри, Т.Драйзер, Г.Джеймс).

22. Г. Джеймс как мастер психологического романа. Анализ одного из произведений («Вашингтонская площадь», «Женский портрет», «Письма Асперна»).

23. Жизненный и творческий путь Д.Лондона. «Северные рассказы».

24. Анализ романа Д.Лондона «Мартин Иден».

25. Жизненный и творческий путь М.Твена. Юмор и сатира в рассказах М.Твена.

26. Анализ романа М.Твена «Приключения Тома Сойера».

27. Анализ романа М.Твена «Приключения Гекльберри Финна».

28. Характеристика славянской литературы 1871 – 1917 годов (польская, чешская, болгарская литературы).

29. Анализ романа Б.Пруса «Кукла».

30. Английская прогрессивная литература 1871 – 1917 годов. Э.Л. Войнич и ее роман «Овод».

31. Английский реализм к. XIX – н. XX века (Т. Гарди, С. Батлер, Дж. Мередит, Дж. Голсуорси).

32. Английский неоромантизм. Стивенсон, Конрад, Киплинг.

33. Английский эстетизм. Творчество О.Уайльда.

34. Г.Уэллс как мастер научно – фантастического романа.

35. Раннее творчество Т. Манна. Анализ романа «Будденброки»

 

 

Список художественных текстов для обязательного чтения

1. Потье Э. «Народ», «Старый дом на слом», «Интернационал».

2. Золя Э. «Жерминаль», «Деньги», «Творчество», «Западня».

3. Мопассан «Жизнь», «Милый друг», «Пышка», «Дядюшка Милон», «Ожерелье», «Прогулка», «Дядя Жюль», «Драгоценности».

4. Франс А. «Остров пингвинов», «Кренкебиль».

5. Роллан Р. «Жан Кристоф» («Ярмарка на площади»), «Кола Брюньон».

6. Верлен П. Стихотворения из сборника «Песни без слов», «Поэтическое искусство».

7. Рембо А. «Кузнец», «Париж заселяется вновь», «Зло», «Пьяный корабль», «Гласные».

8. Малларме С. «Лебедь»

8. Метерлинк М. «Слепые», «Там, внутри», «Синяя птица».

9. Верхарн Э. «Человечество», «Улица», «Мятеж», «Восстание», «Трибун».

10. Рильке Р.М. «Ранние стихотворения». «Книга образов». «Часослов», «Реквиемы».

11. Ибсен Г. «Бранд» (или «Пер Гюнт»), «Кукольный дом», «Привидения», «Дикая утка».

12. Уайльд О. «Счастливый принц», «Соловей и роза», «Портрет Дориана Грея», «Баллада Рэдингской тюрьмы».

13. Стивенсон Р. «Остров сокровищ».

14. Конрад Дж. «Сердце тьмы»

15. Киплинг Р. «Маугли», «Лиспет», стихи.

16. Войнич Л. «Овод».

17. Гарди Т. «Тэсс из рода д‘Эрбервиллей» (или «Джуд Незаметный»).

18. Уэллс Г. «Борьба миров», «Человек-невидимка», «Машина времени», "Остров доктора Моро".

19. Шоу Б. «Профессия миссис Уоррен», «Кандида», «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца».

20. Голсуорси Д. «Собственник» (1 книга «Саги о Форсайтах»).

21. Стриндберг А. «Фрекен Юлия», «Соната призраков».

22. Гауптман Г. «Перед заходом солнца», «Одинокие».

23. Манн Т. «Будденброки», «Тонио Крегер», «Смерть в Венеции».

24. Манн Г. «Верноподданный».

25. Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий» (или «Янки при дворе короля Артура»), рассказы и памфлеты (2-3 по выбору).

26. Лондон Д. «Любовь к жизни», «Белое безмолвие», «Белый клык», «Мартин Иден».

27. Драйзер Т. «Сестра Керри».

28. О. Генри. Рассказы.

29. Прус Б. «Кукла»

30. Дарио Р. Стихи.

31. Джеймс Г. «Письма Асперна», «Вашингтонская площадь», «Женский портрет» (на выбор).

 

 



ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Занятие №1.

Мастерство Мопассана-новеллиста.

Мопассановская традиция в рассказах ХIХ-ХХ веков

1. Общая характеристика новеллистики Мопассана (основные темы, проблемы, характер отдельных сборников).

2. Творческий метод Мопассана-новеллиста, традиции и новаторство в его методе (в оценке критиков).

3. Анализ новелл Мопассана «Пышка», «В лоне семьи», «Прогулка», «Прощай», «Правдивая история», «Драгоценности», «Мой дядя Жюль».

4. Чехов и Мопассан, сходство и различие их отношения к жизни и в творческой манере. Сопоставление рассказа Мопассана «Прощай» с чеховским рассказом «Красавицы», рассказа «Прогулка» со «Скрипкою Ротшильда».

Художественные тексты

Мопассан Г. де. Пышка. В лоне семьи. Прогулка. Прощай. Правдивая история. Драгоценности. Мой дядя Жюль.

 

Литература

  1. Вульфович Т. Творчество Мопассана. – М., 1962.
  2. Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. – М., 1968.

3. Евнина Е. Мопассан // Евнина Е. Западно-европейский реализм на рубеже XIX-XX веков. – М., 1967. – С. 42-80.

4. Ерофеев В. Стилевое выражение этической позиции (стиля Чехова и Мопассана) // Теория литературных стилей. – М., 1977.

5. Лану А. Мопассан. – М., 1971.

  1. Фроловская О. Мопассан-новеллист. – Кишинев, 1975.

 

Занятие №2

Проблема натурализма в творчестве Э.Золя

1. Основные положения теории натурализма, разработанной Э.Золя. Воплощение эстетических и поэтологических принципов натурализма в цикле романов «Ругон-Маккары».

2. Анализ романа Э.Золя «Жерминаль» как «экспериментального романа»:

а) История создания (роль факта, документа).

б) Идейный замысел и сюжет романа. Композиционное мастерство (цикличность, контраст, изображение «кусков жизни»).

в) Образная система романа. Образ Этьена Лантье как результат совмещения натуралистических и реалистических приемов изображения человека.

г) Натурализм в изображении среды и людей.

3. Элементы романтизма и импрессионизма в стиле Э.Золя. Приведите примеры из текста.

Художественные тексты

Золя Э. Жерминаль.

Литература

1. Золя Э. Экспериментальный роман. Натурализм. Романисты-натуралисты (статьи), тт. 25-26 (одну из работ законспектировать).

2. Емельянников С. «Ругон-Маккары» Золя. – М.,1965.

3. История французской литературы. М.: Изд-во АН СССР, 1959. – Т.3.

4. Кучборская Е.П. Реализм Эмиля Золя. – М.,1973. – С.227-284 (законспектировать).

5. Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя. – М., 1966. – С. 47-262.

6. Пузиков А.И. Жизнь Золя // Пузиков А.И. Портреты французских писателей. Жизнь Золя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.,1981. – С. 275-574.

7. Реизов Б. Золя // Реизов Б. Французский роман ХIХ века. – М., 1977. (законспектировать).

 

Занятие №3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: