Организация учебной деятельности на занятиях композиции

Методическое сообщение

«КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПОИСК КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО – ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

НА ЗАНЯТИЯХ КОМПОЗИЦИИ В ДШИ».

 

Разработала: Полыгалова Елена Сергеевна, преподаватель дисциплин изобразительного цикла, высшая квалификационная категория, МАУ ДО «ДШИ № 15 «АРТика», г. Пермь.

 

 

Пермь, 2020 год

 

Учебный предмет композиция универ­сален, так как объединяет знания всех академиче­ских дисциплин. Кроме того, ничто не существует «вне компо­зиции»: полотна мастеров, архитектурные планы городов и сценарии спектаклей, – все должно быть композиционно организованно в единое и неделимое целое, подчи­ненно художественному замыслу.

Композиция является матери­альным воплощением идеи ху­дожника, композиционное ре­шение картины становится первоо­чередной творческой задачей, как для опытного мастера, так и для учащегося.

Выделяют основные этапы работы над композицией. Остановлюсь на первом и особо важном этапе - композиционный поиск.

Процесс создания композиции это процесс творческий, поэтому ценными в создании художественного образа являются поисковые эскизы, этюды, наброски, композиционные зарисовки учащих­ся. Именно на этом этапе активно работает художественно-образное мышление ребенка.

Важно объяснить учащимся всю значимость этого этапа, приучать их к необходимости целенаправленного композицион­ного поиска.  

Многие учащиеся испытывают затруднения в создании композиции, т.к. уровень развития художественно-образного мышления не достаточно высокий. Значительной преградой в развитии образного мышления учащихся сегодня являются:

- бедность резерва художественных наблюдений;

- скудный опыт или отсутствие такового в работе по памяти и по представлению;

- равнодушное отношение к учебной деятельности

- активное внедрение цифровых технологий

Преподавателю необходимо внедрять в педагогическую практику более эффективные методические приемы с целью развития ху­дожественно-образного мышления учащихся.

Организация учебной деятельности на занятиях композиции.

От того, как организована преподавателем практическая работа уча­щихся зависит качество выполнения всех этапов работы над композицией.

Когда композиция соз­дается спонтанно, без предваритель­ной поисковой работы, выразитель­ность и качество замет­но слабее.

В свою очередь высокий уровень художе­ственно-образной выразительности детских композиций происходит в случае организации учебной деятельности с применени­ем композиционного поиска.

В процессе организации учеб­но-творческой деятельности учащих­ся, направленной на развитие худо­жественно-образного мышления, не­обходимо учитывать психологические особенности возрастного периода.

К 12 годам учащиеся переходят:

· к живописно-про­странственному способу изображения действительности, старают­ся передать трехмерность простран­ства, объемность предметов, прибегая к построению тональных и цветовых отношений в живописи. Такие каче­ственные изменения связаны с формированием способности к обоб­щению, развитием художественно- образного мышления;

· проявление спо­собностей учащихся к аналитической работе над созданием художественно­го образа; «Формируется умение обосновывать суждения, ло­гически раскрывать умозаключения, делать обобщения, самостоятельно решать задачи в новых ситуациях, ис­пользуя имеющиеся знания и опыт», – подчеркивает Т.Л. Журикова.

· учащиеся должны уметь вынашивать замысел своих композиций, работать над совершенствованием изображе­ний, уметь последовательно вести работу.

Все это можно использовать преподавателю в процессе формирования у учащих­ся мотивации к длительной целена­правленной поисковой композици­онной работе, для создания яркого художественного образа.

Методиче­ская система обучения станковой ком­позиции в живописи, способствующая развитию художественно-образного мышления учащихся, строится на следующих основных положениях:

1) изучение теории композиции во взаимосвязи с практикой решения учебных задач приводит к достиже­нию метапредметных результатов, к которым мы относим развитие худо­жественно-образного мышления;

2) в «станковой композиции» вос­требованы предметные результаты, полученные учениками на занятиях по живописи, академическому ри­сунку, истории искусства;

3) в процессе организации учеб­но-творческой деятельности по пред­мету «станковая композиция» важ­нейшим является этап целенаправ­ленного композиционного поиска, в котором пошагово разворачивается замысел автора, находит свое вопло­щение художественный образ;

4) композиционный поиск пред­полагает сознательное творческое использование учащимися техноло­гичности и выразительности художе­ственных материалов, позволяющих решить конкретные композицион­ные задачи на каждом этапе;

5) наиболее эффективным мето­дом обучения композиции следует признать метод проектной деятель­ности, композиционный поиск рас­сматривать как этап проектной ра­боты, а готовую композицию – как продукт проекта.

В качестве примера рассмотрим творческий процесс создания тематических композиций учащихся старших классов.

1. Первый этап – это поиск простой «конструктивной идеи» ком­позиции, предполагающий создание нескольких первоначальных эски­зов, где в самых общих чертах изо­бражены элементы композиции в их взаимосвязи и общей подчиненности композиционному центру.

2. Второй этап предполагает создание набросков с натуры, зарисовок людей в движении, фрагментов интерьера, пей­зажа, поиск и изучение характерных персонажей. На этих первых этапах композиционного поиска целесообраз­но рекомендовать учащимся использо­вание мягких графических материа­лов: уголь, мел, сангина, сепия, пасте­ль, мягкого простого карандаша, – ко­торые позволяют выполнить работу бы­стро, не растеряв азарт и увлеченность первоначальным замыслом. Поиск колористического реше­ния мы рекомендуем вести акваре­лью, гуашью, пастелью, используя технологичность и выразительность этих материалов, даже если итоговая композиция будет написана маслом или темперой. Акварель и гуашь до­ступны учащимся, позволяют быстро вести работу и в то же время доби­ваться тонких цветовых отношений.

 

Выводы.

Результативность образовательного процесса всегда обусловлена выбором эффективных педагогических техно­логий и методов организации учебной деятельности.

Познавательная активность и творческая деятельность является необходимой основой развития худо­жественно-образного мышления под­ростков. Кроме того, мы разделяем точку зрения М.В. Михайловой о не­разрывной связи процессов воспри­ятия, чувственных форм познания, характерных, в частности, для изо­бразительной деятельности детей, с развитием мышления: «Возникая на основе практики, мышление тесно связано с чувственными формами познания. Они выступают в качестве единственного источника мышле­ния, в котором оно черпает свой фак­тический материал. Ни одна форма мышления не порывает связи с чув­ственными процессами, а для неко­торых, в частности художественного, связь эта приобретает особое значе­ние».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: