Методическое сообщение
«КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПОИСК КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО – ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
НА ЗАНЯТИЯХ КОМПОЗИЦИИ В ДШИ».
Разработала: Полыгалова Елена Сергеевна, преподаватель дисциплин изобразительного цикла, высшая квалификационная категория, МАУ ДО «ДШИ № 15 «АРТика», г. Пермь. |
Пермь, 2020 год
Учебный предмет композиция универсален, так как объединяет знания всех академических дисциплин. Кроме того, ничто не существует «вне композиции»: полотна мастеров, архитектурные планы городов и сценарии спектаклей, – все должно быть композиционно организованно в единое и неделимое целое, подчиненно художественному замыслу.
Композиция является материальным воплощением идеи художника, композиционное решение картины становится первоочередной творческой задачей, как для опытного мастера, так и для учащегося.
Выделяют основные этапы работы над композицией. Остановлюсь на первом и особо важном этапе - композиционный поиск.
Процесс создания композиции это процесс творческий, поэтому ценными в создании художественного образа являются поисковые эскизы, этюды, наброски, композиционные зарисовки учащихся. Именно на этом этапе активно работает художественно-образное мышление ребенка.
Важно объяснить учащимся всю значимость этого этапа, приучать их к необходимости целенаправленного композиционного поиска.
Многие учащиеся испытывают затруднения в создании композиции, т.к. уровень развития художественно-образного мышления не достаточно высокий. Значительной преградой в развитии образного мышления учащихся сегодня являются:
- бедность резерва художественных наблюдений;
- скудный опыт или отсутствие такового в работе по памяти и по представлению;
- равнодушное отношение к учебной деятельности
- активное внедрение цифровых технологий
Преподавателю необходимо внедрять в педагогическую практику более эффективные методические приемы с целью развития художественно-образного мышления учащихся.
Организация учебной деятельности на занятиях композиции.
От того, как организована преподавателем практическая работа учащихся зависит качество выполнения всех этапов работы над композицией.
Когда композиция создается спонтанно, без предварительной поисковой работы, выразительность и качество заметно слабее.
В свою очередь высокий уровень художественно-образной выразительности детских композиций происходит в случае организации учебной деятельности с применением композиционного поиска.
В процессе организации учебно-творческой деятельности учащихся, направленной на развитие художественно-образного мышления, необходимо учитывать психологические особенности возрастного периода.
К 12 годам учащиеся переходят:
· к живописно-пространственному способу изображения действительности, стараются передать трехмерность пространства, объемность предметов, прибегая к построению тональных и цветовых отношений в живописи. Такие качественные изменения связаны с формированием способности к обобщению, развитием художественно- образного мышления;
· проявление способностей учащихся к аналитической работе над созданием художественного образа; «Формируется умение обосновывать суждения, логически раскрывать умозаключения, делать обобщения, самостоятельно решать задачи в новых ситуациях, используя имеющиеся знания и опыт», – подчеркивает Т.Л. Журикова.
· учащиеся должны уметь вынашивать замысел своих композиций, работать над совершенствованием изображений, уметь последовательно вести работу.
Все это можно использовать преподавателю в процессе формирования у учащихся мотивации к длительной целенаправленной поисковой композиционной работе, для создания яркого художественного образа.
Методическая система обучения станковой композиции в живописи, способствующая развитию художественно-образного мышления учащихся, строится на следующих основных положениях:
1) изучение теории композиции во взаимосвязи с практикой решения учебных задач приводит к достижению метапредметных результатов, к которым мы относим развитие художественно-образного мышления;
2) в «станковой композиции» востребованы предметные результаты, полученные учениками на занятиях по живописи, академическому рисунку, истории искусства;
3) в процессе организации учебно-творческой деятельности по предмету «станковая композиция» важнейшим является этап целенаправленного композиционного поиска, в котором пошагово разворачивается замысел автора, находит свое воплощение художественный образ;
4) композиционный поиск предполагает сознательное творческое использование учащимися технологичности и выразительности художественных материалов, позволяющих решить конкретные композиционные задачи на каждом этапе;
5) наиболее эффективным методом обучения композиции следует признать метод проектной деятельности, композиционный поиск рассматривать как этап проектной работы, а готовую композицию – как продукт проекта.
В качестве примера рассмотрим творческий процесс создания тематических композиций учащихся старших классов.
1. Первый этап – это поиск простой «конструктивной идеи» композиции, предполагающий создание нескольких первоначальных эскизов, где в самых общих чертах изображены элементы композиции в их взаимосвязи и общей подчиненности композиционному центру.
2. Второй этап предполагает создание набросков с натуры, зарисовок людей в движении, фрагментов интерьера, пейзажа, поиск и изучение характерных персонажей. На этих первых этапах композиционного поиска целесообразно рекомендовать учащимся использование мягких графических материалов: уголь, мел, сангина, сепия, пастель, мягкого простого карандаша, – которые позволяют выполнить работу быстро, не растеряв азарт и увлеченность первоначальным замыслом. Поиск колористического решения мы рекомендуем вести акварелью, гуашью, пастелью, используя технологичность и выразительность этих материалов, даже если итоговая композиция будет написана маслом или темперой. Акварель и гуашь доступны учащимся, позволяют быстро вести работу и в то же время добиваться тонких цветовых отношений.
Выводы.
Результативность образовательного процесса всегда обусловлена выбором эффективных педагогических технологий и методов организации учебной деятельности.
Познавательная активность и творческая деятельность является необходимой основой развития художественно-образного мышления подростков. Кроме того, мы разделяем точку зрения М.В. Михайловой о неразрывной связи процессов восприятия, чувственных форм познания, характерных, в частности, для изобразительной деятельности детей, с развитием мышления: «Возникая на основе практики, мышление тесно связано с чувственными формами познания. Они выступают в качестве единственного источника мышления, в котором оно черпает свой фактический материал. Ни одна форма мышления не порывает связи с чувственными процессами, а для некоторых, в частности художественного, связь эта приобретает особое значение».