I. О «Ломоносовском мифе»

Лекция № 3

Творчество Михаила Васильевича Ломоносова

(1711 – 1765).

Задача: вопреки сложившимся популярным представлениям о М. В. Ломоносове понять истинный смысл деятельности реформатора русской культуры и словесности, творчество великого поэта – «патриарха русской поэзии» (В. Г. Белинский), и его огромное значение в становлении русской литературы.

I. О «Ломоносовском мифе».

     XVIII век – эпоха, подверженная мифологизации в целом, поскольку судили о ней позднее во времена господства различных идеологических схем, которые подразумевали отрицательное отношение к прошлому России или его переформатирование. Окружен ореолами мифов и М. В. Ломоносов. Ломоносов был сложнейшим явлением своего времени, совмещавшим в себе народные корни, религиозность, монархические настроения, естественнонаучный рационализм, просветительство и многое другое. Чтобы понять его феномен, потребовалось время, желание и серьезные исследования. Процесс этот оказался достаточно длительным, и в ходе его на первый план выдвигались различные образы Ломоносова: монархиста, обожествлявшего личности русских царей, крестьянина-интеллигента, превосходящего своими нравственными качествами дворянскую знать, истинно православного человека, стоявшего на страже православного вероучения, и др.

Е. Н. Лебедев – известный историк русской литературы, автор книги «Ломоносов» писал о восприятии феномена Ломоносова: «Приходится с сожалением констатировать, что нынешнему поколению Ломоносов почти незнаком. Он даже не прочитан как следует. Если говорить о писателях и филологах, то они, за немногими исключениями, обращаясь к поэтическому наследию Ломоносова, несмотря на то, что отдают должное его выдающемуся историко-литературному значению, в глубине души все-таки не считают его поэтом («Ну, как же! Писал-то по должности»). На этом фоне легко восстанавливается примерный образ Ломоносова, который мог возникнуть в сознании непосвященного человека: вышел из низов, очень талантливый и очень русский, пришел с обозом в Москву, выучился, немцы не давали ему хода, он их бил по физиономиям, они в отместку замалчивали его открытия, он писал в целях самозащиты хвалебные оды Елизавете, высоко поднялся, но немцы его все-таки задушили. Все вроде бы так. И вместе с тем все — ложь».   

Действительно, поэт больше известен сегодня по мифологическому, созданному Н. А. Некрасовым хрестоматийному образу «архангельского мужика», который «По своей и божьей воле / Стал разумен и велик» (стихотворение «Школьник», 1856). К тому же, признавая ученость Ломоносова, мало кто сегодня представляет себе истинный масштаб его научных открытий

     II. Личность Ломоносова.

Обращение к проблеме личности Ломоносова связано, с одной стороны, с выяснением природы истинного, а не мифологизированного пути выдающегося человека, с другой – с пониманием сущности петровских преобразований России, которая оказалась способной порождать яркие личности деятелей, творцов и созидателей новой культуры. Таких было много: например, односельчанином Ломоносова был Федот Шубин, ставший впоследствии выдающимся скульптором, академиком; сыном бедного сельского священника был В. К. Тредиаковский, сбежавший заграницу, окончивший Сорбонну и ставший замечательным русским поэтом и филологом. Вместе с Ломоносовым в Славяно-греко-латинской академии учились и были его товарищами Д. И. Виноградов – создатель русского фарфора, и С. П. Крашенинников – географ и путешественник, автор знаменитой книги «Описание земли Камчатки».    

- Как же складывалась личность Ломоносова? Вот здесь и приходится преодолеть мифы о нем. Да, он был крестьянином по происхождению. Однако крестьянство в Росси было разным. Беломорский Север, где родился Ломоносов, был деятельным и цветшим краем, где жили потомки новгородцев, незакрепощенные «черносошные крестьяне»[1], свободные, предприимчивые и умелые, объединявшиеся в сильные земские «миры» (сельские общины с самоуправлением). Это «мирское» самоуправление было узаконено еще во времена Ивана Грозного. Такие крестьяне не знали барщины и отбывали большинство повинностей в денежной форме, а потому активно развивали промыслы, ремесла, товарное хозяйство и торговлю. Главным занятием на Севере были морские промыслы. Поморы строили и снастили речные и морские суда, их «кормщиков» (капитаны) владели основами навигации и пользовались компасом, смело ходили в Ледовитый океан, добираясь до Груманта (Шпицбергена) и Новой Земли. Добывали тюленя, рыбу, которыми торговали. Занимался таким промыслом и отец Ломоносова – Василий Дорофеевич, человек предприимчивый и богатый. У него были суда, на которых вместе с отцом плавал и Ломоносов.

Здесь же, в родной деревне, Ломоносов научился читать и писать, увлекся книгами. Занимался он сам, найдя в семье односельчанина, имевшего прекрасную библиотеку (!), учебные книги – «Грамматику церковнославянского языка» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого, содержавшую сведения по геометрии, астрономии и навигации. Эти две книги Ломоносов назвал «вратами своей учености». Важное значение для него имела «Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого, вышедшая в Москве в 1680 году. По ней он познакомился с книжной поэзией, тем более наглядно, что мог увидеть, как знакомые ему слова церковной «Псалтири» претворялись в стихи. Учиться Ломоносову было нелегко. Он сам вспоминал об этом в письме И. И. Шувалову (май 1753 года): «Я <…>, имеючи отца хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу попустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод, пока я ушел в Спасские школы»

 - В это время Ломоносов и увлекся церковнославянской книжностью. И скоро стал читать в местной церкви на клиросе «Апостол» и другие книги, «расстановочно, внятно, а притом и с особою приятностию и ломкостию голоса». И. И. Лепехин – замечательный русский ученый, хорошо знавший Ломоносова, напишет о том, что он «охоч был читать в церкви псалмы и каноны и по здешнему обычаю жития святых, напечатанные в прологах, и в том был проворен, а притом имел у себя природную глубокую память». Эти сведения очень важны для понимания того, как хорошо Ломоносов знал церковную литературу и язык, что отразится позднее и в его филологических разысканиях, и в поэтике его произведений.

- На формирование личности Ломоносова оказало влияние и еще одно обстоятельство. Север ко времени детства Ломоносова стал подлинной сокровищницей русской культуры: ведь там жили своими крупными общинами старообрядцы, уехавшие или сосланные из центральной России. Главным их богатством были древние реликвии, иконы и книги, которые они увезли с собой, да и сами они были носителями древней культуры и образованности. Видимо, это и привлекло Ломоносова, который примерно два года активно общался со старообрядцами, читал их книги, участвовал в церковном служении. Подводя предварительный итог, можно сказать, что Ломоносов на родине получил хорошее образование, то есть такое, какое могла ему дать русская традиция. Он имел хорошие математические навыки, знал церковнославянский язык, был прекрасно начитан. Но он тянулся к еще большим знаниям, к науке, но изучить ее можно было только в том случае, если ты знаешь латинский язык – язык науки и образования в то время. Вот почему в 19 лет он бежит из дома – «ради учения».

- Учится он в Москве в Славяно-греко-латинской академии, в народе ее называли «Спасскими школами». Путь к знаниям оказался очень сложным: например, Ломоносову пришлось обманывать (и не раз) руководство академии, поскольку в 1728 году вышел указ, запрещающий учить крестьянских детей, потому он вынужден был объявлять себя то дворянским сыном, то сыном священника, что было чревато самыми серьезными карами. Были и другие обстоятельства, мешавшие учебе. Прежде всего – это «несказанная бедность», когда, как пишет сам Ломоносов, «имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, обувь и другие нужды». Однако, подчеркивает он, «таким образом жил я пять лет и наук не оставил». Не оставлял он обучение даже тогда, когда над ним смеялись6 «школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латине учиться!». Но, перешагивая несколько классов, он прекрасно выучил латынь, закончил классы поэтики и риторики. И, наконец, благодаря заступничеству сподвижника Петра I – архиепископа Феофана Прокоповича, он отправляется в Германию (1735), где получить блестящее естественнонаучное образование и станет поэтом (свою первую оду «На взятие Хотина» он написал в 1739 году еще в Германии).

[Это краткий анализ личности Ломоносова. Чтобы объемнее представить себе время и жизнь Ломоносова посмотрите фильм «Михайло Ломоносов» 1986 года. О детстве – часть 1 «От недр своих», 1-3 серии; об учебе – часть 2 «Врата учености», 1-3 серии. Можно п рочитать: Лебедев Е. Ломоносов. М., 1990; Астафуров В. И. Для славы народа российского. М., 2001].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: