Глобальные проблемы современности

    Безудержный технический прогресс, кажется, не остановим. Еще в конце 60-х гг. прошлого столетия только что образованный Римский клуб европейских ученых под председательством А. Печчеи начал свои ежегодные встречи с констатации появления в мире глобальных проблем, то есть таких проблем, которые нельзя решить в одной взятой стране, а при взаимодействии всех сразу. Начали с состояния природы, с истощения ресурсов, то есть с экологической проблемы. Последний доклад самого Печчеи был посвящен проблеме человека [4].

Прошло более 50 лет. Экологическая проблема только разрастается и к своему разрешению не приближается. Глобализация мира идет, а стратегия глобального развития человеческого сообщества, к сожалению, отсутствует, не смотря на конференцию ООН и декларацию «Об устойчивом развитии», принятую в 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Перевод с греческого термина «экология» означает «изучение собственного дома». Для оформления молодой науки в ХХ в. многое было сделано нашим ученым-естественником В.И. Вернадским, разработавшим концепцию «биосферы Земли» (1930-1940-е гг.). Наш общий дом – Земля, и мы должны знать условия жизни на ней. Проблемы экологии именно как проблемы проявились в 1970-е гг. На западе об этом писал А. Печчеи, у нас – доктор философских наук, член-корреспондент АН СССР И.Т. Фролов (1929-1999) и последователь Вернадского, академик, математик, системолог Н.Н. Моисеев (1917-2000). Они предложили два разных подхода к решению данной проблемы.

Будучи председателем Научного совета при Президиуме АН СССР по комплексной проблеме «Философские и социальные проблемы науки и техники» (1980-1990), И.Т. Фролов был одним из первых в изучении глобальных проблем. Он подчеркивал, что глобальные проблемы не являются чем-то внешним по отношению к человеку. Это проблемы его самого, поскольку глобальные проблемы возникают в результате человеческой деятельности, которая охватила теперь всю планету. Но в кризисном социуме человеческая деятельность носит отчуждённый характер. Поэтому результаты её оборачиваются против человека. Важно, в какой мере процессы развития науки и техники подконтрольны обществу. Общество вправе знать о возможных опасностях не постфактум, а заранее, говорил И.Т. Фролов. В этой связи им была выдвинута стратегия гуманитарной экспертизы любых социально-экономических и научно-технических проектов, затрагивающих жизнь и здоровье людей.

Комплексный характер глобальных проблем хорошо просматривается в современных вооружённых конфликтах. Как правило, причиной их становится ресурсная проблема – нехватка нефти для обеспечения функционирования экономик развитых стран. Одновременно возникают и проблемы отсталости развивающихся стран. Если конфликты заканчиваются войнами, то это приводит к обострению экологической проблемы. В свою очередь падение жизненного уровня в послевоенных странах приводит к ухудшению положения в демографии и здравоохранении. Все эти проблемы, согласно И.Т. Фролову, в существенной степени концентрируют в себе противоречия и сложности социального и духовного развития нашей цивилизации, остро ставят вопрос о ее будущем. Он выдвинул методологию комплексного междисциплинарного подхода к их изучению и идеологию нового научного гуманизма.

Впервые И.Т. Фролов открыл дискуссию на эту тему на страницах журнала «Вопросы философии» в 1970-е гг. (6), а оборвал ее накануне своего ухода в 1999 г. (5).

В эти же годы научный аппарат экологии разрабатывал математик Н.Н. Моисеев. После многолетних исследований в Вычислительном центре АН СССР с использованием математических расчётов антропогенного воздействия на биосферу и на основе философских обобщений взаимодействия природы, человека и общества Моисеев обратился к разработке проблем экологии. Моисеев вместе с сотрудниками сформулировал концептуальную модель биосферы. В основе этой модели лежал баланс энергии, составляющие которого следующие: солнечная энергия плюс дополнительная энергия антропогенного воздействия, расходуемая на отражённую энергию, поддерживающую климатическую систему, и энергию Солнца, вступающую в контакт с фотосинтезирующими элементами биосферы.        

В начале 1980-х годов Н.Н. Моисеевым и его сотрудниками были разработаны модели динамики биосферы и её стабильности при антропогенных воздействиях, а в 1983 г. были получены количественные оценки возможных последствий ядерной войны, известные как «ядерная зима»» и «ядерная ночь», то есть гибель человечества и, возможно, самой планеты как носителя жизни. 

    Глубину непонимания обществом современной экологической ситуации, считал Н.Н. Моисеев, показала как раз конференция ООН в Рио-де-Жанейро 1992 г. по устойчивому развитию, на которой, по его мнению, не было сказано самого главного. Не были сформулированы требования наступающего столетия, обращенные к необходимости начать серьёзно разрабатывать новую структуру общественных отношений в едином планетарном сообществе и менять структуру общественных ценностей. Сам он сформулировал и ввёл в научный оборот понятие «экологический императив», который обозначает ту границу допустимой активности человека, право переступать через которую недопустимо ни при каких обстоятельствах.

Решать экологический кризис Н.Н. Моисеев думал, следуя традиции Вернадского, когда от исследования биосферы перешел к развитию его же концепции ноосферы. Моисеев определил ноосферу как такое состояние биосферы, когда разум имеет возможность направлять развитие биосферы в интересах человека и его будущего. Анализируя понятие ноосферы, Моисеев утверждал, что это не просто новая сфера, сфера разума, а качественно новая эпоха в развитии заселённой людьми планеты. Это «такое развитие человечества, которое не нарушает стабильности биосферы, её гомеостаза, сохраняет необходимый для человечества эволюционный канал» [2: c.25].

Именно Н.Н. Моисеев придал новый смысл термину «ноосфера», связанный с пониманием ноосферы как проекта, идеала, такой организации деятельности человека на планете, которая была бы в полном смысле слова разумной. Моисеев выдвинул концепцию коэволюции биосферы и человечества – совместного согласованного развития природы и общества [3]. Эта коэволюция должна опираться на гармоничное сосуществование различных культур и народов, их «цветущее многообразие», – все это не менее важно для устойчивости ноосферы, чем разнообразие видов для биосферы. В этом смысле ноосфера находится в стадии становления, преодолевая в процессе своего формирования большие трудности.       

Важнейшим компонентом концепции ноосферы Моисеева являются новые принципы нравственности, которая должна быть универсальной для всей планеты. В этом утверждении они с И.Т. Фроловым сошлись. Но если Фролов до конца своих дней верил в реальность этого тезиса, то Моисеев был более трезвым в его оценке. Он утверждал, в частности, что в условиях наступившего системного кризиса в мире становится ясной неспособность современного планетарного сообщества справиться с экологическими проблемами.

    К сожалению, его пессимистический прогноз в последние 20 лет на наших глазах становится явью. Мы живем в реальности глобальных проблем. При этом они настолько масштабные, что все носят обозначение «кризиса». На Земле проявлены:

· экологический кризис;

· демографический кризис (к 2050 г. на планете уже будет 10 миллиардов человек): во весь рост встает проблема голода для слаборазвитых стран;

· в связи с этим на планете зафиксирован энергетический кризис как в плане истощения топливных ресурсов, так и биологической пищи;

· идет борьба за ресурсы: или в новой форме экономического колониализма, или в форме международного терроризма, или в скрытой форме угрозы ядерной войны;

· цивилизационный кризис как результат нарушения международных отношений и «цветных революций», проявившийся в гуманитарной катастрофе, когда целые народы вынуждены покидать свою территорию и превращаться в беженцев;

· социальный кризис, когда во всем мире наблюдается резкое расслоение общества на очень богатых и очень бедных, нивелируется «средний класс», для которого выработана идеология потребления;

· отсюда системный кризис культуры, нравственной и информационной прежде всего, идет подмена духовных ценностей их психофизиологическим суррогатом; происходит дегуманизация образования;

· антропный кризис: с одной стороны, высокие технологии, искусственный интеллект и гаджеты формируют новую расу, с другой - несравнимо повысилось количество психических и онкологических заболеваний в мире.

Итак, 8 проблемных точек развития жизни на Земле.

Обратимся к докладу известного специалиста в области информатики, профессора Института проблем информатики РАН, сотрудника Аналитического центра стратегических исследований, доктора технических наук К.К. Колина (1), который он регулярно озвучивает на многих конференциях. Его тревожит ситуация в мире и он ищет способы обеспечения глобальной безопасности. Осознание глобальных проблем ставит перед человечеством 4 задачи:

· отодвинуть угрозу ядерной войны;

· отодвинуть угрозу экологической катастрофы;

· преодолеть духовный и ценностный кризис;

· сохранить человеческий облик, остаться людьми, а не киборгами.

 

Как можно объяснить такой трагический финал развития науки и техники в ХХ1 веке? При этом гонка технологизации, цифровизации, союз с искусственным интеллектом приняли нешуточный оборот: если остановимся, то нас настигнет чуть ли ни «цивилизационная смерть». Давайте вернемся к началу наших рассуждений о развитии науки в лоне культуры. Ведь в их «общем геноме» находятся гуманизм, свобода духа, а еще здравый смысл. Вот и критерии контроля технического прогресса, его гуманитарная экспертиза, что пытался реализовать в свое время И.Т. Фролов.

С точки зрения Н.Н. Моисеева, человек должен осознать, что его разум – часть коллективного разума. Причём коллективный разум – это не совокупность индивидуальных интеллектов, это качественно новое образование, достижение которого Моисеев видел в процессе коэволюции с биосферой, т. е. совместное интегральное развитие общества и окружающей его среды. А вовсе не замена человечества умными машинами.

Можно сослаться на очередной доклад Римского клуба 2018 г., в котором говорится о том, что должна наступить эпоха нового Просвещения. А для этого необходима международная информационная безопасность, решительный отказ от использования «фэйков». Но самое главное, народы объединить может только «общее дело». Например, достижение, наконец, устойчивого развития в мире.

 

Литература

1. Колин К. К. Современные проблемы глобальной безопасности и научное наследие академика Н. Н. Моисеева // II моисеевские чтения. Культура как фактор национальной безопасности России. Общероссийская (национальная) научная конференция. Москва, 26 июня 2019 г. Доклады и материалы. М.: МосГУ, 2019. С. 35-50.

2. Моисеев Н.Н.Еще раз о проблеме коэволюции // Экология и жизнь. 1998.  № 2. С. 24–27.

3. Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика (Человек, природа и будущее цивилизации). М.: Мол.гвардия, 1988. 254 с. – (Эврика).

4. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. 312 с.

5. Фролов И.Т. Век грядущий и перспективы человека: Пленарный доклад на 2-м Российском философском конгрессе «ХХ1 век: будущее России в философском измерении» (Екатеринбург, 7-11 июня 1999) // Вестник РФО. М., 1999, № 2. С. 35-38.

6. Фролов И.Т. Философия глобальных проблем. Работы разных лет / Отв. ред. Г.Л. Белкина. Ред.-сост. М.И. Фролова. М.: ЛЕНАНД, 2019. 304 с. (Из наследия И.Т. Фролова).

 

Вопросы к теме для самопроверки:

1. Какая проблема в человеческом обществе является самой актуальной?

2. Какая наука способна решить все задачи, связанные с совершенствованием взаимодействия между обществом и природой?

3. Может ли влиять мировоззрение человека и общества на гармонию интеллекта, искусственного в том числе, и природы?

4. Что нужно делать для этого?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: