Формирование психологического портрета в межличностных отношениях

ü Межличностное восприятие и понимание человека

ü Формирование межличностных отношений

ü Психология межличностного воздействия

ü Межличностное восприятие и понимание человека

В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия:

ü межличностное восприятие и понимание человека;

ü формирование межличностных отношений;

ü оказание психологического воздействия.

Психологический портрет индивида (как он воспринимается ближайшим окружением) формируется в ходе решения первой задачи.

Понятие "восприятие человека человеком" недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие "понимание человека", что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью - свойством личности, позволяющим ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности. Особенности воспринимающего зависят от:

пола;

возраста;

национальности;

темперамента;

состояния здоровья;

установок;

опыта общения;

профессиональных и личностных особенностей и др.

Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее идентифицируют эмоциональные состояния и межличностные отношения людей. С возрастом легче дифференцируются эмоциональные состояния. Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта.

Объектом познания является как физический, так и социальный облик человека. При восприятии фиксируется первоначально физический облик, к которому относятся анатомические, физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики.

К анатомическим (соматическим) особенностям относятся:

рост;

голова;

руки и др.

Физиологические характеристики включают:

дыхание;

кровообращение;

потоотделение и т.д.

Функциональные особенности включают:

осанку;

позу;

походку.

Паралингвистические (невербальные) особенности общения включают мимику, жесты и телодвижения. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее (рис. 1).

Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики.

Социальное оформление внешности (внешний облик) включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары.


Рис 1. Дифференциация эмоций

Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Примером из художественной литературы, демонстрирующим умение определять по особенностям речи место рождения и профессию, является профессор фонетики Хиггинс из пьесы Б. Шоу "Пигмалион".

Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т. д. При восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.

Процесс познания человека включает:

ü механизмы, искажающие представления о воспринимаемом;

ü механизмы межличностного познания;

ü обратную связь от объекта;

ü условия, в которых происходит восприятие.

Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются:

механизм первичности, или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта);

механизм проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих);

механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей);

механизм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни воспринимающего).

ля восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к сложным).

В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм (от лат. Favor - благосклонность).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: