Общий вывод по лекции

Лекция №3

По учебной дисциплине «Философия»

Тема: «Античная философия»

План

Особенности и этапы развития античной философии. Натурфилософия.

Классический период греческой философии.

Эллинистическая эпоха - закат античной философии.

Цель: охарактеризовать главные проблемы и идеи античной философии, выявить ее особенности и определить место в развитии европейской и мировой философской мысли.

Словарь терминов: архе, апория, вера, идеализм, Космос, Логос, материализм, метафизика, миф, скептицизм, стоицизм, эйдос, эпикуреизм.

Особенности и этапы развития античной философии. Натурфилософия.

Принципы изучения, предпосылки возникновения, особенности АФ.

Принципы изучения европейской философии те же, что и философии в целом:

Ø хронологический (от греч. «хронос» «время»), фиксирующий физическое время создания и существования школ, учений и

Ø типологический - учитывающий содержание этих учений.

Предпосылки возникновения А.Ф.

Как и на Востоке, выделяют три блокапредпосылок, способствующих становлению философии э́ллинов ( так называли себя древние греки): социально- экономический, политический и культурный. Первый означает высокий уровень хозяйственной жизни народов и племен Средиземноморского бассейна. В греческих полисах развитие ремесла и торговли в сочетании с культурой земледелия обеспечили возможность занятий исключительно умственной деятельностью. Появилась даже категория людей, софистов (учителей мудрости), которые, подобно скульптору или ремесленнику обучали богатых сограждан новому умению, техне – доказывать, свою точку зрения – т.е.тому, что сегодня именуют эристикой-искусством спорить.

Политической предпосылкой возникновения философии э́ллинов считают демократическую систему правления во многих полисах, допускавшую свободу слова, ведение дискурса (разговора) о творце мира, долге, истине т.п.. (на эти темы, например, в современном Египте накладывалось жреческое табу).

Духовной предпосылкой явилось постепенное разрушение мифологического сознания – переход от мифа к логосу, от коллективных верований и образов к индивидуальному, понятийному знанию. Поэмы Гомера «Илиада» (Океан и Тефида – олимпийцы Зевс, Посейдон, Аид, Деметра…) и «Одиссея» (IХ-VIIIдо н.э.), Гесиода «Труды и дни» и «Теогония» (VIII д.н.э.) Хаос (зияние между Небом и Землей) потом Гея-Земля, родившая мужа Урана-Небо) а так же Эроса… гекатонхейров (сторуких и 50головых), киклопов и титанов. Затем Кронос, оскопивший отца Урана и его сестра Рея…Далее третье (или шестое) по Гесиоду поколение - олимпийцы Зевс, Апполон, Дионис, Артемида, Фемида...

Но боги уже не вызывают необходимого почтения, ибо совершают неблаговидные поступки (Афродита понуждает Елену к измене Менелаю с Парисом, что привело к Троянской войне, в которой погибли герои Ахилл, Аякс.). Если ранее для правоверного грека слово «справедливость» ассоциировалось с женским образомбогини Дике, дочери Зевса и богини правосудия Фемиды-мстительницы. Она разъезжает на колеснице и пронзает мечом души нечестивцев, то у философа Платона (V-IV вв.до н.э.) справедливость – это идея-образ, „эйдос”, отличная от художественного образа. Возникнув на рубеже VII-VI вв. до н.э., Античная философия просуществовала около 1200лет и окончательно была сменена христианской религиозной философией с закрытием по распоряжению императора Юстиниана языческих школ (в 529году платоновской Академии).

  Особенности Античной философии:

1. Главной чертой философии античности был космологизм (центризм. Суть его выражают первоначальные значения слова «космос» а) «Космос» -это Вселенная, но не в современном, а еще в мифо-логическом смысле: видимый и слышимый, с землею посредине шар, сфера, с небесным сводом и звездным небом наверху и подземным миром внизу. б) «Космос», пер. как «порядок»,гармония, в отличие от хаоса (зияния, пустоты), материален и идеален, чувственно-разумен. Внутренний мир человека, его душа и тело - отблеск этого внешнего разумного Логоса. 2. Другой особенностью А.Ф. можно считать рационализм -(с лат. «разумность») - те оретичность, схематизацию, обобщенное представльение мира с помощью понятий (категорий). Это св-во АФ называют «переходом от Мифа к Логосу». Она еще включала чувственно-мифологические элементы чувственной наглядности, но уже отличалась от непосредственных восприятий и практических потребностей (вспомним высказывание Аристотеля о философии).3. Третья черта - нацеленность не столько на человека, а на природу, фюзис. Фюсис, физис, фюзис (др.-греч. φύσις) — греческий теологический, философский, и научный термин, обычно переводимый на русский язык как «природа». Несмотря на подчиненность космическим законам, первыми исполнителями которых являются боги, люди, в т.ч. философы, героически борются с роком, фатумом, рассуждая приметно так: «Если бы я знал, как судьба обойдется со мной, то поступал бы по ее законам. Но это неизвестно. Значит, я все равно могу поступать как угодно».4. Четвертая особенность, АФ - синкретизм (с л.«единство»), слитность рационального и основанного на доказательстве мышления с мифологическими представлениями (в избираемых для анализа примерах и проч.).

Этапы развития АФ.

В философии античности можно выделить три периода: натурфилософский (досократический) -VII-ср.Vв.д., классический (V-IV) и эллинистический (Ш-в.д – V в.н.э.).

 1-ыйэтап А.Ф. называют натурфилософским потому, что в первых философских школах рассматривались проблемы философии природы (по лат. «природа» - «натура»). История сохранила сведения о трех наиболее значимых философских школах этого периода:

а) Милетская (Ионийская) - на западном побережье Малой Азии, в Ионии. Ее главные представители Фале́с, Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит (из Эфеса);

  б) Пифагорейская – в г.Кротон о.Сицилия (Пифагор, Алкмеон, Филолай);

в) Элейская, в гор. Элея в Италии (Ксенофан, Парменид, Зенон).

1.3 Проблемы натурфилософии: 1я и главная – проблема первоначала всех вещей и всего сущего. Ответ служил своеобразным фундаментом для других: 2-ой – единства и многообразия мира, 3-ей – об изменчивости и устойчивости явлений и вещей и 4-ой – о космическом мироустройстве (космогония).

Поскольку древние греки считали, что слова соответствуют самой реальности, то и слово первоначало, « Архэ́ », должно иметь образ-аналог в самой дествительности. Одновременно архэ упорядочивает многообразие изменчивого мира, придает вещам и явлениям всеобщие космические черты и устойчивость. Базой для поиска служили непосредственные наблюдения и умозрительный анализ этих данных, плюс ростки научных знаний, почерпнутые у египтян, лидийцев, финикийцев. Архэ́ (греч. ἀρχή — начало, принцип) в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир.

А) Милетцы: - Фале́ с из Милета (жил и творил в VII-VIвв.д.н.э., по греч. четырехгодичному олимпийскому летоисчислению-между 39й и 58й олимпиадами (1я Олимпиада-в 776г. до н.э) противопоставил мифическому образу священной водной стихии Гомера, Богу-Океану образ-понятие « воду», при этом он логически аргументировал свой выбор. Как отмечал Аристотель, Фале́ с назвал воду-причиной всех вещей, рассуждая следующим образом: то, из чего все рождается, и есть начало всего ведь «семена природы не могут взрасти без воды». Фале́ с  сделал также открытия в геометрии (доказал равенство углов в равнобедренном треугольнике, деление диаметром окружности пополам), в астрономии (предсказал солнечное затмение в 585году до н.э.). Народное предание выставило мудреца мишенью для насмешек. Как передал баснописец Эзоп, наблюдая звезды, Фалес упал в колодец. Остроумная молодая фракиянка подняла его на смех: «он мол желает знать то, что на небе, а того, что перед ним и его ногами не замечает». В то же время, в другой легенде, записанной Аристотелем, сообщается, что Фалес, желая опровергнуть укоры о своей непрактичности, «однажды, наблюдая за звездами, смекнул о будущем хорошем урожае маслин, и еще зимой, скупил на сезон за бесценок все маслодавильни в Милете и Хиосе, а летом отдал их внаем под большой процент и сразу стал богатым». Вот несколько из немногих сохранившихся историей высказываний Фалеса на различные темы: «Многословие не означает мудрость», «Быстрее всего мысль, она бежит без остановки». «Что легко? – Наставлять другого. «Что трудно? – Узнать себя.» «Что самое вредное? – Порок, ибо в его присутствии портится почти все».

-Ученик Фале́ с, Анаксимандр, первопричиной считал более абстрактное, чем вода, неопределенное и безличное начало − апейрон. В переводе с греческого apeiros – «беспредельный», причем и качественно, и количественно. Аристотель так объясняет, почему Анаксимандр ввел именно «беспредельное» в качестве первоначала. Во-первых, начало не может быть какой-то одной стихией, ибо в этом случае все остальные стихии в конце концов будут этой стихией поглощены. Поэтому не будет и многообразия вещей. Во-вторых, поскольку многообразие всех вещей и явлений бесчисленное, то и начало, лежащее в основе всех вещей и явлений, также должно быть бесконечно. В-третьих, всякая вещь есть или начало, или происходит из начала, но у бесконечного нет начала, как нет и конца.Поэтому-то оно и есть божество. Весь мир находится в непрестанном движении, значит, это начало должно быть вечно и никогда не иссякать.

- Ученик А., Анаксимен, по-видимому, считал, что он развивал и уточнял мысль своего учителя.В качестве беспредельного нашел воздух. Воздух, – это стихия, во-первых – невидимая, во-вторых – бесформенная, а в-третьих – безграничная, т.е отвечает всем критериям беспредельного. Кроме того, он, как и Фалес, считал, что все полно богов и что бог есть душа мира. А что такое душа? Душа – это дыхание. И так же, как наша душа есть наше дыхание, так и душа мира есть воздух.

-Гераклит из Эфеса примыкал к Милетцам. Он известен глубиной и парадоксальностью высказываний, и прозван за это «Темным». Архэ философ считал огонь. Не только вещи подвластны огню, но и Логос- разум, который Г. уподобил озаряющей силе молнии-«огнелогос». «Душа мудреца суха, а нетрезвая мокра, ибо брошена в небрежении». (Римск. арх-р Ветрувий, Iв д.н.э., огонь считал началом общесва – горении е –разговоры у огня).Г. полагал, что все находится в гармонии, как лук и лира (имеется в виду гармония сил и покоя). Лук с натянутой тетивой несет в себе огромную энергию, а стрела, выпущенная из лука, несется с огромной скоростью, однако в натянутом луке мы видим всего лишь покой. Так же и лира: звук из нее издается лишь благодаря тому, что струны сильно натянуты. Поэтому все возникает и все существует через противоположности. Дошли ставшие афоризмами высказывания предпочитавшего изменчивость устойчивому Гераклита: «Нельзя войти дважды в одну и ту же реку, так как это будет уже другая вода» а его ученик Кратил пошел еще дальше»В одну реку нельзя войти даже 1 раз».И еще афоризмы Г.: «Нельзя застать смертное в том же состоянии, ибо по причине стремительности все распадается и собирается, приходит и уходит»; «Многознание уму не научает», «Мать богов и людей –борьба».

Б) Пифагор и пифагорейцы.

По месту своего? Основатель школы, Пифагор, был ионийцем- родился на острове Самос, у побережья Ионии. По совету Фалеса, П. уехал в Египет набираться мудрости. Путешествовал он и по Вавилонии, некоторые указывают, что дошел он даже до Индии, что маловероятно. Переехав в Италию, в город Кротон на юге полуострова, он основал школу, «Пифагорейский союз», напомимнавший монашеский (например то, что говорил учитель нельзя было записывать и выностиь за пределы). Строгий распорядок дня, планирование времени, отчет вечером перед собой..) Кстати, философы-женщины в Древней Греции существовали лишь в пифагорейской школе. У П. союза было много врагов, когда к власти пришли противники, то П.стали беспощадно уничтожать, сжигая вместе с домами. По одной из версий, когда в одном доме сгорели самые близкие друзья Пифагора, то он покончил жизнь самоубийством. После смерти основателя Союз просуществовал еще некоторое время. Ученик П., Филолай записал идеи П.: - учение о числе как о начале мира; - учение о душе; - учение об образе жизни. Так, проходя мимо кузницы, П. обратил внимание на то, что молоты разной величины и разного веса издают разные звуки. Это означает, что даже звук привязан к определенному числу. Значит, в основе всего лежит число. Гармонию мира обеспечивает гармония чисел, т.е. количественными отношениям подчинены все вещи и явления. Особым статусом наделись тройка и десятка, первая, как символ гармонии противоположностей, вторая подчеркивала роль принятой в Элладе десятичной системы исчисления. Мир имеет душу и главное для любителя мудрости найти истину в Боге. Число есть посредник между телим и душой.

В) Э леаты (из г.Элея в Италии)Ксенофан, Парменид, Зенон считали иначе. Парменид, впервые употребил понятие «бытие», подразумевая под ним все реальное и возможное сущее и мыслимое. «Мышление и бытие – одно и то же».  Все, что вы будете мыслить, будете мыслить только на основе существующего: кентавра мы представляем себе как некое существо, состоящее из лошади и человека, т.е. из того, что существует. Парменид указывает, что мыслить – это то же, что быть, что логические аргументы относятся не просто к области разума, но и к области бытия, и то, что мы с вами исследуем при помощи разума, непосредственно относится к бытию. Бытие он считал неподвижным и неизменным. Если существует только бытие, то оно неделимо. Бытие может быть разделено на части только в том случае, если между частями бытия есть небытие. Но небытия нет. Поэтому бытие одно и множества вещей нет. Даже если бы мы и представили, что существуют некоторые части этого бытия, то они не могут двигаться, поскольку движение бытия возможно только в небытии. Движение частей бытия возможно только тогда, когда между частями бытия существует некое небытие. Поэтому движения в мире также нет. То, что нам кажется существующей множественность вещей, и то, что мы верим в движение этих частей, – это лишь нам кажется. В действительности бытие нерожденно и не подвержено гибели. Оно существовало всегда, вечно и будет существовать всегда. Оно однородно, бездрожно, т.е. в любой своей части оно не двигается, оно одно, не может быть двух бытий. Оно простое, ни из чего не возникло, неделимо, вездесуще, непрерывно. Вслед за учителем Ксенофаном он утверждает, что бытие имеет форму шара.

Аргументация ученика Парменида, Зенона Элейского сводится к следующему: допуская, что движение и множественность вещей существуют, мы приходим к противоречивым выводам. Его рассуждения получили название «апории» (затруднения) Всего их насчитывают около 47. До нас дошло лишь немного, около 9, а наиболее часто упоминаются в силу своей необычности, парадоксальности 4 апории против движения: «Дихотомия» (движение не может начаться), «Ахиллес и черепаха» (движение не может завершиться), «Стрела» (поскольку летящая стрела в каждый момент времени занимает какое-то место в пространстве, т.е. покоится, движение есть смена состояний покоя, что абсурдно), «Стадий» (представим, что существуют три тела одинаковой длины:одно движется в одну сторону, другое – в другую, а третье покоится. В одинаковое время движущиеся тела пройдут разные расстояния, т.е.тело первое тело движется одновременно с двумя разными скоростями и прошло разные расстояния относительно неподвижного и в два раза большее относительно движущегося, что невозможно и абсурдно).

Т. образом, движение, хотя и видимо для глаз, но не мыслимо умом, а значит не существует. За эту гибкость ума философ был признан «изобретателем диалектики»( Аристотель) – утонченное искусство спора.

Известно практическое опровержение апорий Диогеном Синопским, который в ответ на доказательства Зенона ничего не сказал, а просто встал и прошелся по комнате, показав, что все аргументы разбиваются об этот чувственный неоспоримый факт. Пушкин по этому поводу написал такое стихотворение:

«Движенья нет», сказал мудрец брадатый,
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.

- Ксенофан утверждал, что формы богам люди придумали сами, создав по своему подобию. Доказательством этого служат изображения: фракийцы видят их голубоглазыми и рыжеволосыми, а эфиопы − широконосыми и чернокожими. «Если бы у зверей были руки и они умели рисовать утверждал мыслитель,- то боги были бы похожими на животных». Таким образом, на начальном этапе греко-римской философии возникают первые натурфилософские учения: о сущности, причинах, устойчивост-изменчивости вещей, появляются ростки рационального миропонимания.

-Демокрит из г.Абдерры (V-IVвв.до н.э.), как и Гераклит, не принадлежал к школе. Он предложил оригинальное решение онтол. проблем (V-IVвв.до н.э.). В качестве фундаментального начала философ выдвинул понятие «атом» (с греч.- «неделимый»). Атомы – это мельчайшие, неделимые, однородные, но недоступные глазу, умопостигаемые частицы. Однородность и неделимость – гарантирует бытию вещей устойчивость. Но, в силу отличий по форме − якореобразные, крючковидные и т.д,−атомы, двигаясь в пустоте, создают различные по качеству предметы и явления. Если для Парменида «ничто» –логическая категория,

противоречащая определению, то у Демокрита небытие есть пустота. Души людей состоят из сферических, совершенных и легковоспламеняемых атомов. Разнообразие воздействий атомов на людей следствием имеет разнообразие мнений и вкусов и только упорные размышления позволяют найти у них общие свойства. Нет никаких мистических сил, есть только атомы и пустота, а смерти также нет и бояться ее нечего, потому что со смертью человека атомы нашей души выходят из тела и рассеиваются в пространстве, т.е. смерти нечего бояться, потому что ее нет. Этот аргумент разовьет дальше один из последователей Демокрита – Эпикур. Когда человек живет, то атомы души, вместе с нашим дыханием, выходят и входят в нас. Когда человек умирает, то атомы выходят и уже не возвращаются.








Вывод по 1 вопросу.

1. Первооснова мира понималось древними мудрецами не как мертвая материя, а как живое вещество в частях, наделенное душой и движением. Главное свойство материи– ее изменчивость.

2. Ничто не существует само по себе, а существует лишь в отношении к другому. Все существующее имеет свою противоположность.

 

2 вопрос. Классический период греческой философии.

Вершины развития греческая философия достигла в 5-4вв. до н.э. Отсюда название этапа – словом «классический» («образцовый»). Этот период связывают с учениями афинских философов: Сократа, его ученика Аристокла, по прозвищу Платон (с греч. «широкий») а также лучшего ученика Платона Аристотеля. 1)усилиями этих мыслителей философские проблемы получили оптимальное решение; 2) ими был сформулирован широкий круг философских «вечных» вопросов, сохраняющих свое значение в течение всей человеческой истории.

2.1.Анаксагор. Прежде, чем перейти к анализу классиков А.Ф, несколько слов о непосредственных их предшественниках – Анаксагоре и софистах. Первым афинским философом считают Анаксагора (500-428гг д.). Учение Анаксагора можно разделить на две части: учение о гомеомериях, или о подобночастных, и учение об Уме. Анаксагор пытался ответить на вопрос, поставленный Парменидом и др. досократовскими философами - выявляя первоначала всех вещей. Анаксагор впервые выдвигает положение «всё во всем». Каждая вещь состоит из подобных себе вещей. Если я съедаю морковку и какая-то ее часть становится моими волосами, то это значит, что мои волосы уже были в той самой морковке.

Если в конце концов тело человека подверглось в земле разложению и из него потом выросла та же самая морковка, то это значит, что гомеомерии никуда не исчезают. Итак, в каждой вещи, в ее каждом элементе содержится всё, вся вселенная. При этом все упорядочено - всем управляет Ум, по-гречески – Нус. Нус существует сам по себе, он прост, ни от чего не зависит, не смешан ни с одной вещью. Он содержит полное знание обо всем, и благодаря Нусу, свет которого естьи в человеке, мы можем познавать мир. Бог создал мир, дал ему законы и дальше в этот мир не вмешивается, а эти законы, созданные Богом, мы и познаем. Первоначально существовала смесь всех гомеомерий, затем в ней Ум стал порождать круговорот. Вследствии этого круговорота частицы начинают сортироваться, образуется Земля. От Земли стали отрываться камни, эти камни стали вращаться в воздухе. От вращения в воздухе, от трения о воздух они стали нагреваться. Таким образом образовались звезды. Огромный камень, величиной с Пелопонесс, оторвался, нагрелся и стал Солнцем. Анаксагор объяснял солнечные и лунные затмения. Солнечны затмения он объяснял тем, что между Землей и Солнцем проходит Луна.

2.2. Софисты. Софисты (мудрецвы, мастера слова), Протагор, Горгий, Гиппий, Продик – образованные люди, первые европейские просветители, обучавшие политиков красноречию. Они учили умению добиваться в споре победы любой ценой, за что потом приобрели дурную славу. Основаниями для подобных действий у софистов служили представления о мире, а именно:

Изменчивость является главным свойством материального мира. Постоянно изменяется абсолютно все. Любая вещь в процессе изменения в какой-то момент времени соединяет в себе и то свойство, которым она обладала, и то, которым она будет обладать. Поскольку изменение в мире постоянно, то и соединение этих противоположных свойств в вещах также постоянно. Например, вещь, которая была белой и стала в какое-то мгновение черной, в некий определенный момент времени была и белой и черной. А поскольку черная вещь также может стать белой, то эту белизну она уже в себе хранит. Следовательно, об одной и той же вещи можно высказать противоположные суждения – и оба суждения будут истинными. Поэтому истины объективной, общей для всех и самой по себе не существует. Критерием истины является выгода, полезность. Каждый человек, выбирая то, что ему кажется истинным, выбирает в действительности ему полезное. (Софизмы «Рогатый», «Покрытый»…). По своим гносеолог. установкам они скептики. Протагор: «Чел-к мера всех вещей: существ-х, что они существ., несуществующих, что они не существуют». Горгий так же утверждал «Ничто не существует. Если и сущест вует, то непознаваемо. Если познаваемо, то необъяснимо другим».

Некоторые аргументы софистов выражены в форме парадоксов, ничуть не худших, чем, скажем, парадоксы Зенона. Вот один из них – из жизни Протагора. Протагор заключил договор со своим учеником о том, что этот ученик ему заплатит гонорар после того, как выиграет свой первый судебный процесс. Ученик учился у Протагора на адвоката. Однако ученик идти работать не торопился. На что Протагор сказал, что он на него подаст в суд и суд заставит его выплатить деньги. Он удивился и спросил: «Почему?» – «Как почему? Если я пойду и подам на тебя в суд и ты выиграешь, то ты заплатишь деньги, потому что таковы условия нашего с тобой договора, а если выиграю я, то ты отдашь мне деньги по решению суда». На что ученик, который, видимо, был хорошим учеником, сказал: «Если ты подашь в суд и я выиграю, то, значит, я не должен платить тебе деньги по суду. А если ты выиграешь, то, значит, по условиям договора я не должен платить тебе». Так что софизм имеет и обратное свойство. Но это уже не софизм, а парадокс.

2.3. Сократ. В истории философии Сократ образец согласия своего учения с жизнбю, «этически безупречная личность»(Г.Гегель). Годы жизни Сократа 469-399. Отец Сократа, Софрониск, был каменотесом. От него Сократ перенял профессию, создав несколько статуй на Акрополе. Мать Сократа – Финарета была повивальной бабкой (акушеркой). Философ почти никуда не выезжал из родных Афин. В диалоге «Федр» Платон доводит до нас ответ учителя: На вопрос: «Почему ты никуда не выезжал?», он говорит: «Камни и деревья ничему не могут меня научить, не то что люди в городе». Покидал пределы Афин он лишь для участия в военных действиях в качестве тяжеловооруженного воина – гоплита. При этом, как указывает Диоген Лаэртский, философ показал себя храбрым воином, даже при отступлении он отступал последним, храбро отражая натиск врага. Занимался Сократ и политической деятельностью, о чем он говорит сам в «Апологии Сократа» у Платона, он был в Совете во времена 30-ти тиранов, но и ушел из политической сферы, потому что увидел, что его принуждают делать то, что он не хочет. В последующем философ вел вольный образ жизни, пропадая на Агоре (афинской рыночной площади), беседуя с людьми, создавая и излагая собственное понимание проблем человека. Впоследствии за то что Сократ показал ничтожность самоуверенности гос. Афинян – кожевника-демократа Анита, поэта-трагика Мелета и оратора Ликона эти трое подали на Сократа в суд. обвинив в том, что он якобы не уважает старых богов и развращает своими разговорами развращает юношей. Небольшим числом голосов Сократ был приговорен к смертной казни. Он должен был выпить чашу с ядом – цикутой (по-нашему, болиголовом), что он и сделал через несколько дней и таким образом умер. Спустя время клеветники так же распрощались с жизнями. Сам Сократ ничего не писал и указывал, что письменность есть одно из наиболее вредных изобретений человечества. Человек, записывая свою мысль, забывает ее, доверяя мысль бумаге. А для того, чтобы думать, нужно все мысли помнить. Так что человек, изобретая письменность, разучается думать. Письменность обрекает не на мысль, а просто на собирание фактов. Все, что мы знаем о Сократе – это воспоминания о нем Диогена Лаэртского и Ксенофонта, и главным образом – диалоги Платона. Вот некоторые высказывания Сократа и события его жизни из книги Диогена Лаэртского. «Так как в спорах он был сильнее, то нередко его колотили и таскали за волосы, а еще того чаще – осмеивали и поносили. Он принимал все это не противясь. Однажды даже, получив пинок, он и это стерпел. А когда кто-то подивился, он ответил: Если бы меня лягнул осел, стал бы я на него подавать в суд?» В других источниках написано, что Сократ во время военных действий и зимой мог ходить обнаженным, переносил всякие тяготы и часто говаривал: «Большинство людей живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить». Он говорил, что чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам. Некто Харифонт пошел в Дельфы и обратился к оракулу с вопросом: «Кто самый мудрый из людей?» Пифия ему ответила, что нет никого мудрее, чем Сократ. До Сократа донесли эту мысль, и он задумался: «С одной стороны, я, конечно, не считаю себя мудрее всех людей и поэтому не могу никого учить. Но, с другой стороны, я верю богам и не думаю, что прорицательница могла сказать неправду. Но мне все же хотелось показать, что это не так, и я пошел к одному из государственных мужей. Я подумал, что он – гораздо более умный человек, чем я, и, разговаривая с ним, я смогу в этом убедиться. Однако из разговора с ним я понял, что он отнюдь этой мудростью не обладает и лишь думает, что он мудр. И когда я ему это стал доказывать, он на меня обиделся и выгнал меня. Пошел я к поэтам. Поэты, наверно, будут превосходить меня своей мудростью. Однако и поэты, оказалось, пишут свои произведения по некоторому вдохновению, а откуда берется в них эта мудрость – они и сами не знают. Пошел я к ремесленникам, думая, что уж эти-то люди наверняка мудрее меня, ибо они делают своими руками множество вещей. Но оказалось, что ремесленник так возомнил о себе, что стал считать, что, разбираясь в своем ремесле, он может разбираться во всем, и поэтому он также не может быть мудрым. Становилось ясным, что никто мудростью не владеет. Но все обижались на меня за то, что я открывал им на это глаза, доказывая, что они ничего не знают. Они не знают даже того, что они ничего не знают. Поэтому, по всей видимости, пифия и хотела сказать, что Сократ умнее всех людей, потому что он знает хотя бы то, что он ничего не знает». Знает все лишь Бог. Человек же может стремиться к знаниям, в действительности же он ничего не знает. Знать человек может лишь то, что он ничего не знает. Неприхотливый в быту, Сократ терпеливо сносил брань в свой адрес сварливой супруги Ксантиппы, воспитав трех сыновей. Однажды жена отругала его, а потом окатила водой. «Так я и говорил,- промолвил Сократ,− у Ксантиппы сперва гром, а потом дождь». Наверное, отсюда и появился шутливый совет мужчинам: «Жениться нужно в любом случае, ибо, если повезет, то будешь счастливым, если нет – станешь философом».

Роль Сократа в развитии Античной философии:

Во-первых, Сократ, вслед за софистами, положил начало новому направлению в философию, открыл новую проблему для философии – проблему человека. В «Федоне» Платон в уста Сократа вложит мысль: философия – это искусство умирать. Философия познает вечные истины, а мы в нашей жизни познаем лишь текучие временные вещи, следовательно, постигая вечные истины, мы всегда стремимся освободиться от чувственного мира, т.е. стремимся к смерти.

Во-вторых, Сократа от софистов отличала уверенность в существовании объективной, не зависящей от человека истины. Он утверждал, что существует объективное благо, с которым человек должен сообразовывать и свою жизнь, и свои размышления. В познании блага и состоит смысл философии. Доказать, что оно существует, и познать ее – вот истинная задача философии, ибо все зло в человеческом мире из незнания этого и самоуверенности людей в якобы знании.   «Я знаю то, что ничего не знаю»…,   «но другие не знают и этого». Есть и иное продолжение знаментитого афоризма: «О том, что такое благо я не знаю ничего, но давайте подумаем и обсудим, что же это такое».

В-третьих, Сократ разработал метод исследования, который он, по аналогии с профессией своей матери-повитухи называл «майевтика» (родовспоможение) Ему часто предшествовала ирония. Критерием знания блага и истины для философа были независимость и согласие с голосом совести («демон Сократа»), подсказывавший ему, чего нельзя делать. У софистов Сократ взял метод убеждения, метод спора.

В-четвертых, как отмечал Аристотель, основатель формальной логики, что начало логике положил Сократ. Именно Сократ впервые учил доказательству через наведение и показал, что самое важное в познании состоит в том, чтобы дать определение: познать сущность вещи можно, лишь дав ее определение. Многие диалоги Платона построены именно по этому принципу. Сократ, встречаясь с тем или иным своим собеседником, выбирает тему (скажем, что такое прекрасное, или что такое храбрость, или что такое справедливость). И далее, восходя от конкретных примеров, Сократ вместе со своим собеседником восходят к некоторому абстрактному определению.

2.4 Платон. Сократ оставил множество учеников, создавших целые школы. Так, Мегарики (Евклид, Евбулид) совершенсвовали дело учителя –искуссвто спорить и исследовали вопросы логики, (Лжец., Рогатый). Предшественники эристики киренаики (Аристипп из Кирены, сев. Африка) развивали мысль Сократа о необходимости самообладания в удовольствиях – высших целях жизни людей (гедонизм). Киники (Антисфен и Диоген из Синопа), наоборот, презирали то, что признано теорией и аристократией. Кинизм — это ответ афинскому господскому идеализму, опровержение теории жизнью. Но, быть может, странности повередения Ди­огена означали попытки комедийно превзойти хитрого диалектика Сократа?» (П.Слотердайк). Тогда это уже не кинизм, а «цинизм – дерзость, переходящая на сторону противника. (господский, выставляющий себя напоказ аморализм).Смена независимости ненавистью.

 Самый выдающийся ученикСократа - Платон (427-347), основатель знаменитой Платоновской Академии (место в Афинах по имени героя Академа) не только записал диалоги учителя, но и разработал собственное учение. Платон – первый из греческих философов, чьи труды до нас дошли полностью. До нас дошли 34 его диалога, 1 монолог «Апология Сократа» и 13 писем, из которых не все можно приписать Платону. Из 34 диалогов, написанных в форме бесед Сократа со своими собеседниками, 23 считаются подлинными и авторство 11 диалогов подвергается сомнению.

Философия: главной особенностью учения Платона является ее универсальность. Философ рассмотрел философских комплекс  проблем, в котором органичено сочетаются, переплетаются, дополняют друг друга гносеологические, онтологические, космологические (уч-е о мироустройстве), этические, эстетические, социальные… ответы. За этот универсализм спустя двадцать пять столетий известный английский философ А. Уайтхед заявил, что «вся западная философия есть лишь многочисленные примечания к философии Платона».

Следуя наставлению Сократа «познать самого себя» (гносеология), в диалогах «Теэтет», «Парменид» и др. посвященных познанию Платон утверждает, что познание, есть анамнез (припоминание) душой идей –сущностей, праобразов вещей, находящихся в надземной сфере, гиперурании, где прежде бессмертная чел. душа пребывала и видела эти эйдосы (онтология). Идея есть в душах всех людей. В доказательство этому Платон обучил математике раба. Но тогда откуда берутся у людей заблуждения, т.е. знания о небытии, о несуществующем? В диалоге, «Государство» П. рисует образ «Пещеры» и узника, вырвавшегося из нее… Т.о., истинное знание есть припоминание и оно умозрительно. То же, что основано на чувственных восприятиях –ложно и свидетельствует о небытийности. Как гласит легенда, когда известный своим эпатажным поведением, киник Диоген (или Антисфен) заявил, что видит конкретные чаши и лошадей, а не видит идей чашности и лошадности, то Платон метко парировал: «Для того, чтобы видеть чаши и лошадей у тебя есть глаза, но для различения чашности, лошадности у тебя нет разума». Итак, вещь причастна одновременно и идее бытия, и идее иного. Соотнесенность вещи не с идеей, а с другой вещью – ее телесным образом, воспринимаемым чувствами, и есть ее небытие. Источником заблуждений в мире является материя, а для человека – его тело.

Далее, вещь существует благодаря причастности не некоторой одной идее, а множеству различных идей. Камень причастен идее камня, идее серости, идее тяжести, идее твердости, идее гранита или мрамора. Совокупность идей, объединяющихся вместе с материей, дает многообразие и предметам. Эйдосы образуют иерархическую систему: идеи простых вещей занимают нижние ярусы и подчинены более высоким, расположенным на верхних ярусах. Многообразие идей обязано движущей причине, началу – Мировой душе.

Чтобы раскрыть конечную основу всех мира идей, П. обращается к фундаменту философии – к этике: Вмире идей, есть одна, которая дает существование всем остальным, ведь сами идеи, которые являются бытием, должны быть причастны идее бытия, а само бытие лучше небытия, поэтому идея бытия причастна идее Блага. Идея блага дает бытие и превосходит как бытие, так и истину. Платон Благо с Солнцем. Предметы существуют помимо Солнца, но увидеть их мы можем лишь тогда, когда они освещены Солнцем. Зло в мире - от людей, от их незнания идеи Блага, вытекающего от доверия к чувствам более чем к разуму.

Итак, у Платона мир предстает одушевленным, упорядоченным, изменяющимся целым в направлении всеобщего Блага Вселенной. Сущность души, ее идея есть жизнь. Недаром слова «живое» и «одушевленное» явл. Синонимами. Душа нематериальна, невидна глазу, т.е. по своей сути является идеей.

- Социальная ф-я. «Государство», Законы», На основе онто-гносеологических и этических заключений П. создал модель идеального госудраства, соответсвующего идее справедливости. Единственным правильным государством является монархическое государство, в котором правят философы. Его Платон и хотел построить на Сицилии у тамошнего правителя-тирана Дионисия. Монархия философов, т.как только филос.души более всех умственно зрят, вспоминают идею справедливости, а потому и должны управлять полисом. В ХХвеке англ. философ К. Поппер разглядел истоки идеологии тоталитаризма. Более подробно в политиологии.

2.5 Аристотель (384-322), внешность, жизнь, путь учеба у Платона, возвр. в Стагиру, - воспитание «завоевателя мира» А. Македонского, основание школы перипатетиков, Ликея, преследования, выезд на о-в Эвбею).

 Заслуги Аристотеля в науке и в философии трудно переоценить:

- Первый систематизатор знания Античной эпохи, создал много работ как научных (по биологии «История животных», по физике «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», а так же «Метеорология»; по психологич. соч. «О душе» и 8 небольших трактатов, поличич. «Политика», искусствоведческие «Поэтика» и «Риторика», этические – 3 этики: «Никомахова», «Эвдемова»), так и собственно философских (дошедшие до нас составляют 4хтомник из 14 книг их еще называют «Метафизикой». Это название придумал не сам А., оно возникло случайно: в 1в.н.э. собиратель аристотелевых произведений Андроник Родосский, не зная куда поставить труды А., не вписывающиеся в традиционные физику-этику и логику, поставил их отдельно на полку и назвал их «метафизикой» т.е. -то, что после физики. Это стало вторым наименованием философии, как понимал и сам Аристотель. Он разделял все знание на практическое, то, которое учит действовать, жить в мире(этика, экономика, политика, ремесло) творческое (поэзия, музыка…) и теоретическое (созерцательное, самоцельное, не имеющее для другой цели, высшее и свободное, подобно тому, как наиболее свободным, по словам А. является человек, который живет для самого себя, а рабом является тот, кто живет для другого. Теоретическое знание высшее, оно есть всегда знание об общем, его дает разум, чувственное – о единичном, поэтому теоретическое знание достигается только посредством разума, оно ищет причины и цели, т.е. главной целью теоретического знания является благо.

- Логика. А. впервые разработал комплекс предписаний, отличающих науку, знание ум (нус Анаксагора) от мнения (доксы). На языке совр. науки и философии это называется методикой и методологией. Это не сама наука, а пропедевтика. Комплекс посвященных этой теме работ позже получил название «Органон» (орудие): «Категории», «Аналитика», «Герменевтика», «Топика». Главными принципами науки А. объявил доказательство и определение. Аксиомой для любого теор. познании является закон непротиворечия, который не допускает одновременного принятия двух противоречащих положений: как человек не может быть одновременно живым и мертвым в одно и то же время и в одном и том же отношении. В силу тождества бытия и мышления противоречия невозможны и в бытии, поэтому можно сделать вывод о том, что небытия не существует, ибо сказать, что существует небытие, значит высказать противоречие, ибо не может существовать то, что не существует по своему определению. А. предложил еще два осн. закона формальной логики – тождества и исключенного третьего.

-Онтология и гносеология - у чение о 4х причинах является основным потому, что оно является всеобъемлющим. В нем содержание и сущность всей философии Аристотеля, потому что все остальные вопросы оказываются включенными в это учение.

Философ различал четыре рода причин бытия-сущего: формальную (сущностную) и   материальную – объясняющие статическое бытие вещей, а так же деятельную и целевую, поясняющие изменения. Каждая вещь представляет единство общего и особенного, активного и пассивного начала – материи и формы. Поясняя динамику, он писал, что статуя Зевса в Акрополе, которую изваял Фидий –образец соединения цели и действия - актуальной субстанции-формы (образ Зевса) и потенциальной материи – действий Фидия над глыбой мрамора. Непоср. причина изменения вещей – другое тело, вещь, человек, т.е. то, «благодаря чему» происходит изменение. Стагирит признавал, что первые три причины открыты были до него, а вот заслуга открытия четвертой принадлежит ему. Целевая причина – «то ради чего» изменяется и благодаря чему одна вещь отличается от другой. Актуализация, реализация целевой причины, т.е. преобразование потенциально-бесконечной материи под воздействием целевой причины называется энтелехия. Душа есть энтелехия тела.Конечной целевой причиной причин, формой форм является чистая энтелехия Космоса, абсолютная, неподвижная, божественная субстанция, она же Демиург- «гениальный архитектор», обладающий способностью актуализировать потенцию-материю.

Не соглашаясь с Платоном относительно эйдосов, (афоризм «П. мне друг, но истина дороже»), А. пытается ответить на вопрос, что такое сущность вещи. Этому посвящена 7-я книга «Метафизики» – одна из наиболее сложных книг и, пожалуй, ключевая книга для понимания метафизики Аристотеля. Сущности-эйдосы не оторваны от вещей, но в них самих. Однако эйдосы-формы не только существуют самостоятельно, но мы и знаем о них, они познаваемы. Материя не может быть этим источником знания ибо самостоятельно не существует. Не могут быть сущностью род и всеобщее, т.е. наиболее общие категории. Поскольку же любое знание есть знание общего, постольку сущностями вещей (самостоятельными и познаваемыми) может быть только вид, форма – минимальная общность. (в совр. фил.это –отношение).

А. разработал систему всеобщих понятий - категорий бытия. Всего философ выделил десять категорий: субстанция, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, форма, материя. Ключем к этому служит опыт высказываний. гениальный систематизатор всей, в т.ч. философской античной мысли. Например, когда говорят: «Сократ - курносый муж», то слово «Сократ» указывает на вопрос «кто?» относится категории субстанцияи, слово «курносый» отвечает на вопрос «какой?» - относится к категории качества, а «муж» - к категории отношения.

-Физика. Проблема движения упирается в проблему бесконечности. Этой проблеме Аристотель уделяет несколько глав 3-й книги «Физики», и общее решение его сводится к следующему. Бесконечности как таковой нет, он имеется лишь в умах людей, потому что существовать и познаваться может лишь то, что имеет форму.

Если бесконечность актуальная невозможна и поэтому не существует, то существует бесконечность потенциальная, и ошибка Зенона состояла именно в том, что он отождествил бесконечность актуальную и потенциальную, подменил на место бесконечности потенциальной бесконечность актуальную. Поэтому разрешаются такие апории Зенона, как «Ахиллес и черепаха» и «Дихотомия». Действительно, никто не может преодолеть за конечное время актуальную бесконечность, но речь идет в данных апориях, когда мы делим отрезок на бесконечное число малых отрезков, о потенциальной бесконечности. Потенциальную бесконечность можно преодолеть за конечное время, потому что если мы будем делить до бесконечности, то у нас также будет и потенциально бесконечное время. Можно здесь найти некоторое предвидение теории пределов, из которой вытекает учение о бесконечно малых величинах, и дифференциального и интегрального исчисления, но математика у Аристотеля имеет дело неподвижными величинами и к физике отношения не имеет. К движению никакого математического подхода быть не может.

Апорию «Стрела» о том, покоится ли стрела в каждый момент времени, когда она летит, Аристотель также отвергает, но уже по другим причинам. Зенон ошибся, отождествив пространство и место. Каждое тело занимает некоторое место, но нет пространства как такового, пространства как вместилища, как некоторой пустоты. Пустота, по Аристотелю, невозможна, «природа не терпит пустоты». Пространство есть место. А место это ограниченность одного тела другим, но не до бесконечности. Бесконечность существует лишь потенциально. Что такое покой? Время, с точки зрения Аристотеля, бесконечно в обе стороны, и в прошлое, и в будущее. Но оно только потенциально-бесконечно. Актуальное время быть не может, потому что всегда существует или в прошлом, или в будущем, а настоящее время поймать нельзя.

- Космология Аристотеля сводится к следующему: материальный мир состоит из известных нам четырех элементов: воды, воздуха, земли и огня. Но этими элементами не ограничивается сущность всего мира, поскольку за пределами Земли существуют еще небесные сферы, состоящие из пятого элемента – квинтэссенции, т.е. эфира. Этот элемент ни во что не превращается, в отличие от четырех элементов на Земле. Скажем, воздух, охлаждаясь, превращается в воду, вода – в землю, а воздух, разряжаясь может превращаться в огонь. Мир наш ограничен и конечен, вне этого мира находится Бог. Бог – перводвигатель, который приводит в движение небесные сферы. Они передают движение на землю таким образом, что на земле возникают виды движения – круговые и некруговые.

-Этика А. рассмотрел широкий круг этических проблем –(учение о добродетелях - чел. достоинствах, среди которых на первом месте умеренность, рассудительность, справедливость, мужество). Все эти качества деловек должен врыбатывать сам благодаря конролирующему разуму. Общее в добродетялях – это умереннность во всем. Так, мужество есть мера между безрассудной храбростью и трусостью, справедл.-между стерлением к удовольствию и саомограничением и т.д. Смысл жизни не в наслаждении, ибо жизнь без ударов судьбы неполноценна. Успех и почести так же не могут стать целью мудрой жизни, так как определяются «толпой несведущих». Самая абсурдная мысль – видеть смысл жизни в обогащении, ибо деньги – это только средство к жизни, но никогда не ее цель. Умеренность во всем, благочестие мужество, совершение справедливых поступков, требующие значительного напряжения души, – вот что имеет решающее значение для мудрого человека.

-Учение о государстве. Государство Аристотель рассматривает в связи с учением о семье как энтелехию семьи. Он считает, что государство возникает тогда, когда несколько семей объединяются в некоторое общежитие. Афины возникли потому, что все семьи, которые поклонялась богине Афине, объединились и образовали государство, которое назвали Афины. Государство строится по тому же принципу, по которому строится семья, т.е. по принципу главенства одного ее члена (мужчины) и подчинения ему других членов семьи (жены и детей). Аристотель говорит, что добродетель жены – в ее молчаливости.

Государство строится по принципу подчинения одних частей другим. По этому принципу Аристотель приводит классификацию типов государства. Государство делится по:

– количественному принципу (кто правит – большинство или меньшинство);

– качественному принципу (правильное и неправильное государство);

– имущественному принципу (кто правит – богатые или бедные).

Так как богатых всегда меньшинство, третий принцип совпадает с делением по количественному принципу. В соответствии с этим Аристотель выстраивает три правильных и три неправильных вида государственного устройства. Правильными являются монархия, аристократия и республика. Неправильными являются тирания, олигархия и демократия (охлократия). Деление на правильное и неправильное государства Аристотель основывает на том, что государство нужно для того, чтобы дать людям счастье через законы. Гражданином же является тот, кто участвует в законодательной, административной и судебной жизни и молится установленным в государстве богам. Поэтому могут существовать: либо государства во благо гражданам или во благо власть предержащим. Есть и это случается чаще неправильные государства – те, где власти существуют сами для себя. Монарх может стать тираном, использующим власть для себя. Аристократия может стать олигархией, когда кучка богатых приобретает власть и использует ее, чтобы увеличить свои собственные богатства за счет других граждан. Бывает и так, что власть захватывает толпа (охлос), не управляемая никаким началом, которая может лишь разрушать.

Вывод. Классическая греческая философия – это вершина развития философской мысли античности, пик по глубине и степени охвата философских проблем. Основанные Платоном и Аристотелем школы стали центрами не только философии, но и античной науки – математики, физики, астрономии, биологии и т.д.

 

3 вопрос. Эллинистическая эпоха - закат античной философии.

3.1.Общая характеристика. Эллинистический период, хотя и был самым длительным по времени – продолжался с Шв. до н.э по Vв. н.э. – не стал самым значительным по результатам решения философских проблем. Перестройка прежнего античного мировоззрения наиболее рельефно предстала в новых ценностях. Политическая нестабильность социального бытия: после завоеваний Александра Македонского Древняя Эллада утратила полисное устройство. Греческая философия распространилась по всей империи. Смешиваясь со взглядами народов, идеи философии греков несколько утратили свое значение. Это привело к усилению личностно-этической составляющеймировоззрения, главный вопрос- какдобиться счастья в этом враждебном мире, уйдя в себя.

Три главных течения эллинизма – стоицизм, эпикуреизм и скептицизм были основаны на традиции натурфилософии. Так, «стоицизм был не чем иным, как субъективной разновидностью досократовской теории материальных элементов, прежде всего огня. Эпикуреизм был не чем иным, как субъективной разновидностью философии Демокрита. А скептицизм был не чем иным, как продуманной  до конца философией непрерывной и нерасчлененной текучести Гераклита»(А.Лосев).

3.2 Эпикурейцы. Основатель первой эллинистической школы Эпикур (341-279 до н.э.), взяв за основу учения Аристипа об удовольствиях и Демокрита об атомах, распространил их на антропологию. Атомы Эпикура движутся не по жестким траекториям, в любой точке пространства они могут беспричинно отклоняться, создавая бесчисленные миры. Такой трактовкой философ бросал вызов традиционным представлениям о всевластии рока, судьбы. Свободным разумом можно преодолеть страх как перед смертью, так и перед жизнью.действительно, души людей смертны. «Смерти бояться не следует, ибо когда мы есть, ее нет, а когда есть она, то нет уже нас». Стремиться нужно к невозмутимости разумной души, атараксии, и необхордимым удовольствиям – гедонизму, позволят человеку обрести успоекоенность и получать наслаждения от жизни Подобных принципов придерживался и известный римский поэт-философ Лукреций Кар (Iв. н.э.), изложивший свои взгляды в высокохудожественной поэме «О природе вещей». Для этого Эпикур приводил такое разделение человеческих потребностей и удовольствий. Они бывают трех видов:

1) естественные и необходимые; 2) естественные и не необходимые;

3) неестественные и не необходимые.

Пример удовольствия первого вида: человек голоден, и ему достается кусок хлеба; второго вида: удовольствия от того, что предшествует продолжению рода; третьего вида: человек устраивает пир. Человек должен ограничиваться естественными и необходимыми удовольствиями – ограничивать себя в еде, в телесных удовольствиях. Над входом в Сад Эпикура висела надпись: «Гость, тебе будет здесь хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо». И когда кто-нибудь входил в сад Эпикура, заинтересовавшись вывеской, то этому гостю в качестве угощения подавали ячменную крупу и воду. Это – истинное эпикурейство. Человек, который победил в себе страсти, становится свободным (вспомним об индийской философии). Эпикурейский мудрец верен дружбе, не будет тираном, если у власти и не раболепствует перед судьей и тираном, если простой гр-н. Человек, состоящий из атомов, имеет причину в самом себе, свободу. Он хозяин своей судьбы.

3.3 Стоики (по названии места сборов - афинской галереи с колоннами). Стоик-киприот Зенон Китионский (Ш в.до н.э) образно представил философию садом, ограда которого – логика, деревья в саду – физика, фрукты же, ради которых и выращивают сад –  этика. Римляне: – оратор-философ Цицерон (1 в.д.н.э.) Луций Анней Сенека(1в), император Марк Аврелий, (IIв.) понимали философию как искусство жить. Жизнь суровое испытание.

Что кажется злом вполне может быть добром с точки зрения судьбы. Гибель солдата – зло для этого человека и его родственников, но посредством этого зла достигается победа в сражении, что является уже благом. Свобода – это познанная и осознанная необходимость. Стоический взгляд на мир повторится впоследствии в философии Спинозы и философии марксизма. Мудрец должен полностью избавиться от всех страстей, страсти не должны иметь обиталища в человеке. Для этого нужно жить в соответствии с разумом, природой. Идеал жизни мудреца, опять-таки, атараксия и апатия (бесстрастие, отказ от чувств. наслаждений).Так, Л.Сенека считал главным для человека достижение свободы духа через осознание божественной необходимости. Мудрец осознает силу судьбы, предвидит ее последствия и мужественно следует за ней, в то время как глупца судьба за собой тащит. Жизнь есть напряжение, а отдохновение следует получать лишь в рамках доступного.

3.4 Для скептиков, Пиррона (IV-III вв.до н.э.), Секста Эмпирика (Шв.н.э. «Против ученых» - прежде всего стоиков), врача-эмпирика Галена и др., разум, чувства не способны обнаружить истину, поскольку мир текуч, а божественная мудрость недоступна смертным людям. С ледует воздерживаться (эпохе) от серьезных рассуждений, и успокоиться в недоступности истинных знаний -апатия. По мнению Секста Эмпирика, существуют три главнейших рода философии: догматическая, академическая и скептическая. Вследствие равносильности суждений в противоположных вещах и речах скептик принимает решение о воздержании от суждения о чем угодно, а затем приходит к невозмутимости – атараксии, т.е. к тому, что искали стоики. То, что мед кажется мне сладким, – в этом я уверен, но от суждении о том, что он сладок по природе, я воздерживаюсь. С. граничит с нигилизмом, указывает на потребность в новых ответах на «вечные» вопросы.

3.5 Плотин. Последним расцветом греческой философии был неоплатонизм с крупнейшим представителем Плотином(205-270), его последователями Порфирием, Ямвлихом, Проклом.

О жизни П. рассказал его ученик Порфирий, Диоген Лаэртский. Порфирий начинает следующими словами: «Плотин, философ нашего времени, казалось, всегда испытывал стыд оттого, что жил в телесном облике, и из-за такого его настроения всегда избегал рассказывать и о происхождении своем, и о родителях, и о родине». Родился в Египте (в дальнейшем Ликополис, а ныне египетский город Асьют) учился в Александрии.К философии обратился на 28-м году и был направлен к самым видным александрийским ученым, затем у Аммония. Захотел узнать, чему учат восточные философы и выбрал довольно необычный для нас, но вполне обычный для того времени способ: записался воином к императору Гордиану и участвовал вместе с ним в походе на Персию. Гордиан погиб в Месопотамии. Едва спасся и вернулся в Антиохию и оттуда, уже 40 лет от роду, приехал в Рим. Из Рима уже не выезжал, и только перед смертью уехал в Кампанию, в имение своего старого друга, где и провел последние месяцы своей жизни. В Риме основал свою школу; у него было довольно много учеников, т.к был еще и незаурядным педагогом и многие богатые граждане Рима отдавали Плотину своих детей на воспитание. К концу жизни П. был настолько дряхл и вид его настолько неприятен, что даже близкие ученики, кроме Евстохия, покинули его. Такое состояние было следствием отношения Плотина к своему телу, когда он столько времени не мылся, не лечился и никак о себе не заботился. Какая именно болезнь постигла его, неизвестно: одни говорят, проказа, другие – туберкулез.

Возрождение классики Плотином выразилось в синтезе различных аспектов философии. Его 54 трактата, шесть Эннеад («девяток») касаются онологии, этики, гносеологии… Согласно его учению, в основе всего лежит Единое –аналог Блага Сократа и Платона. Единое ни от чего не зависит.Это чистая сущность, субстанция. Оно выше всего, что можно помыслить или представить. В силу своей безграничной мощи, Единое переполняется собой и изливается во вне: вначале в Ум (отсюда мировая гармония), от него - к Мировой Душе –средоточию всего живого, и далее – к низшей форме материи. Душа, по Плотину, не связана с телом, как считал Аристотель. Она не может быть энтелехией, целью тела, ибо это также ставит ее в зависимость от тела. Тело зависит от души, а не душа от тела.

Душа Человека сродна Мировой душе. Но люди, обратившись к телесным, наслаждениеям забыли об этом, а потому место каждого человека в «кругах мироздания» различно. Человек может спастись, подняться − от Души к Уму и Единому следуя от чувств к мыслям и, наконец, благодаря экстазу,- слиться с Единым. Единое Плотина –это Бог Разума, а не веры, поэтому философ не стал христианином как многие современники.

В 529 г. император Юстиниан издает эдикт, закрывающий неоплатоническую школу в Афинах. Неоплатоники Дамасский, Симпликий вынуждены уехать в Персию, затем еще дальше – в Сирию, в Багдад.

 

Общий вывод по лекции.

1. В эпоху античности сформировался созерцательный тип философствования и созерцательный социально-психологический тип личности философа.

2. Отличительными чертами античной философии являются: духовное многообразие, подвижность и свобода мысли, а также широкий спектр рассматриваемых проблем (космогония, физика, теория познания, логика, психология, этика, концепции общества).

3. Разнообразие существовавших в античном обществе типов философских учений сделало античную философию школой философского мышления для всех последующих времен.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: