Культура расцвета европейского средневековья

КУЛЬТУРА РАСЦВЕТА ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Если начало средневековой истории Европы связано с Великим переселением народов, крушением Римской империи, и, как следствие – замиранием городской жизни, а, порой, и просто исчезновением городов, то расцвет средневековья характеризуется оживлением городской жизни. Как правило, города были небольшими, а расстояния между европейскими населенными пунктами, порой, можно было преодолеть пешком или на повозке за несколько часов. В связи с этим обстоятельством глубинной разницы между образом жизни и менталитетом городского и сельского жителя в Европе не сложилось.

В процессе формирования городов Европы и России нет большой разницы. Как правило, ядром города являлась крепость или замок, который оставался резиденцией господина, хозяина земли, сеньора. Вокруг стен крепости теснились постройки горожан, которые, в случае опасности рассчитывали на защиту в самой крепости, а также возводили дополнительные укрепления вокруг разраставшегося города. Так в средневековье сложился характерный градостроительный принцип - радиально-кольцевой застройки.

План современного Парижа сохранил старый радиально-кольцевой принцип застройки города (слева). Справа – так выглядела Тверь до генеральной перестройки города в XVIII веке.

Теснота, пожароопасность, антисанитария, вспышки эпидемий – вот главные характеристики средневековых городов. Тем не менее, с XIII века наблюдается постоянный процесс роста городов в Европе. «Воздух города делает человека свободным» - говорят европейцы. Такая пословица возникла не только потому, что крестьянин, бежавший из деревни и проживший в городе один год и один день, объявлялся свободным гражданином города, но и потому, что в отличие от деревни, здесь был широкий выбор в трудоустройстве.

Городское население не было однородным. Основную его часть составляли бюргеры (от нем. «бург» - крепость). Они занимались торговлей, ремеслом, ростовщичеством. Существовали организации, регулирующие труд горожан. Если купцы объединялись в торговые гильдии, то ремесленники – в цеха. Забавно отметить, что и то и другое слов в немецком языке означает «пир», «попойка». Да, действительно, на городских праздниках застолья «профессионалов» с яркими опознавательными знаменами и эмблемами выглядели незабываемо. И все-таки, профессиональные объединения в средневековых европейских городах возникали, прежде всего, ради защиты собственных экономических интересов, а их внутренняя жизнь регулировалась уставами, за исполнение которых существовал строжайший контроль.

Городская правящая верхушка, в которую, разумеется, входили родовитые аристократы, рыцари, а кроме них, просто наиболее богатые фамилии горожан, именовались древнеримским термином – патриции или сеньорами. Формально средневековые города существовали как коммуны, однако именно от патрициев, сеньоров зависело формирование городских органов управления. Такая ситуация порождала конфликт между демократическим пониманием городского самоуправления и реальностью диктата сеньора.

Социальные низы города, которых, заметим, часто использовали в политической и экономической конкурентной борьбе патриции, были представлены не только бедняками, а и разного рода преступным сбродом, которого всегда было много, ведь «воздух города делает человека свободным!»…

В XIII веке в христианстве появился новый тип монашества, который, если так можно выразиться, расширил социальную структуру населения города. Если монашество в пору утверждения христианства возникало как род затворничества, ухода от грешной жизни ради просветления и спасения души, то в расцвете средневековья возникли два монашеских ордена (братства) доминиканцев и францисканцев, которые, отрицая собственность, жили нищенскими подаяниями среди людей, проповедуя аскетизм. Заметим, что основали эти ордена очень авторитетные христианские проповедники – святой Доминик и святой Франциск Ассизский – примером собственной жизни показавшие образцы доброты, сострадания, целомудрия.

 францисканцы на улицах Рим сегодня

Нарочито скромный внешний вид монахов (у францисканцев, например, облачение подпоясано простой веревкой, а сандалии одеты на босу ногу), их готовность к общению с мирскими людьми делало их популярными в городской среде.

Университеты

Оживление городов вело не только к подъему экономики, но и формированию новых форм культуры, таких, например, как университеты. Формирование таких новых учебных заведений в расцвете средневековья явилось логическим продолжением традиций развития образования в Европе. С конца XII века горожане стали чаще приходить в монастыри как центры культуры и просвещенности с целью получения не только христианского воспитания, но и практического образования, потребность в котором рождала их склонность к профессиональной деятельности. Изучение «семи свободных искусств», продолжавшее традиции античности, утвердилось еще в раннем европейском средневековье. С образованием университетов вырабатывается и концепция последовательного изучения дисциплин, отвечающих потребностям не только начального, общего образования, но и высокой профессиональной подготовки. Если фундаментальной основой образования оставался тривиум (отсюда – изучение тривиальных наук - грамматики, риторики и диалектики), то профессиональная подготовка отвечала потребностям городской жизни. В стенах университетов готовили юристов, медиков, священников, учителей, при этом, с развитием европейских университетов появилась их своеобразная специализация. Так, Болонский университет славился изучением права, школы в Салерно – медицинским направлением, университеты Англии или в Праге – естественнонаучной специализацией.

Таким образом, благодаря потребностям и инициативе городских жителей в Европе с XIII века начали массово создаваться новые учебные заведения – университеты. Латинский терминуниверситет (Universitas)означает совокупность, всеобщность. По существу средневековый университет представлял собой корпорацию интеллектуалов – преподавателей и студентов ( universitas scolarium et magistrorum - "объединение студентов и преподавателей"), которая складывалась в выработке своих уставных правил, как любое профессиональное объединение средневекового города. Так как университеты постепенно вырастали из монастырских школ, то определить точную дату основания именно университета как новой образовательной формы достаточно трудно. По общему признанию старейшим в Европе является Болонский университет основанный в 1088 году, а самым большим –Парижский-La Sorbonne (он носит имя своего основателя).

 Комплекс зданий Сорбонны, в которых размещался университет в средние века.

К концу средневековья в Европе уже существовало свыше 60 университетов. Заметим при этом, что тяга к образованию была проявлена не только в традиционных центрах европейской культуры – Италии, Франции, Германии. Высоким авторитетом пользовались Ягелонский университет (Краков, Польша), Уппсальский (Уппсала, Швеция), Коимбрский (Коимбра, Португалия), возникшие на «окраинах» Европы. Характерно и то, что часто европейские университеты становились градообразующими центрами, например, Оксфорд или Уппсала. Это, безусловно, влияло на обмирщение образования и формирование специфической интеллектуальной культуры.

Традиционно сложившиеся корпоративные принципы университетской жизни предполагали так называемую университетскую автономию. Университеты не зависели напрямую от местных властей ни экономически, ни идеологически. Это и понятно, так как университеты рождались в недрах монастырей, которые всегда были экономически благополучны не только по причинам своей трудовой деятельности, но богатели и за счет дарений, вкладов, а теперь и платного образования. Помимо того, устанавливать контроль за содержанием обучения, которое осуществляли служители церкви, со стороны светских властей было элементарно безнравственно. Существование университета в городе сулило большие перспективы – рост населения, развитие инфраструктуры, приток средств, поэтому власти обычноподдерживали университеты и готовы были к диалогу, а не борьбе с ними. Характерным примером такого сотрудничества явилось получение привилегий университетами по организации собственного суда, таким образом, универсанты оказывались вне юрисдикции обычного городского суда. Это, отметим, не означало безнаказанности студентов и преподавателей в случае нарушений закона или уставных правил. Существовали примеры освобождения студентов от уплаты налогов, воинской повинности и даже от всех видов деятельности, кроме интеллектуальной. Такое положение практически приравнивало студентов к аристократии.  

Внутренняя жизнь университета строилась на демократических принципах, изложенных в уставах. Несмотря на некоторые различия в традициях европейских университетов, можно утверждать, чтоделами университета ведал постоянно действующий совет, члены которого избирались. Должность ректора университета также была выборной. Уставы университетов определяли права и обязанности преподавателей и студентов, делая акцент на взаимопомощи всех членов корпорации. Для обучения в университете не существовало ни возрастных, ни временных, ни гендерных ограничений. Что касается женщин, то европейское средневековье знает потрясающие примеры, как дамы не только получали университетское образование, но и преподавали в университетах. Например, в XIII веке Дота д’Аккорсо, дочь преподавателя Болонском университета получила степень доктора права и добилась разрешения читать лекции наравне с профессорами-мужчинами. История сохранила имена женщин-студенток Новелла д’Андреа, Беттисия Гоццацини, которые также занимались юриспруденцией. А Доротея Букка, после смерти своего отца возглавила кафедру практической медицины и нравственной философии. И всё-таки, в Средние века к женскому образованию, тем более университетскому, общество относилось настороженно.

 Латинский перевод книги Евклида «Начала». XIV век. На книжной миниатюре в качестве преподавателя - женщина

Студентом университета можно было числиться безгранично долго. Этому способствовало то, что преподавание во всех университетах велось на латыни. Без строго охраняемых границ и личных документов можно было свободно переезжать из университета в университет за своим профессором или в поисках желаемой специализации. В обществе появились даже термины, обозначавшие таких «бродяг» - ваганты, голиандры. Образ их жизни был вольным и веселым, в их среде рождалась поэзия, воспевающая молодость. Ярким примером такой поэзии является «Gaudeamus» - студенческая песня, возникшая, вероятно, в XIII–XIV веках и ставшая международным гимном всех студентов.

Вот несколько куплетов этого гимна:

1 Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! Post jucundam juventutem, Post molestam senectutem Nos habebit humus! 4 Vivat Academia! Vivant professores! Vivat membrum quodlibet! Vivant membra quaelibet! Semper sint in flore! 6 Vivat et res publica Et qui illam regunt! Vivat nostra civitas, Maecenatum caritas, Qui nos hic protegunt! 7 Pereat tristitia, Pereant dolores! Pereat Diabolus, Quivis antiburschius Atque irrisores!   1 Итак, будем веселиться, пока мы молоды! После приятной юности, после тягостной старости нас возьмёт земля…. ….4 Да здравствует университет, да здравствуют профессора! Да здравствует каждый член сообщества, да здравствуют все его члены, да вечно они процветают!.... ….6 Да здравствует и республика, и тот, кто ею правит! Да здравствует наш город, милость меценатов, которая нам здесь покровительствует. 7 Да исчезнет печаль, Да исчезнут скорби наши, Да исчезнет дьявол, Все враги студентов И смеющиеся над ними!   Университетский город Бельгии Лёвен. Фонтан мудрости, сооружен в честь 550-летия университета. Мудрость или пиво вливает в себя студент - вопрос спорный

Возникновение университетов ознаменовало в Европе начало формирования новой культуры. Университетская культура, существовавшая без национальных и социальных границ, основанная на исключительно интеллектуальном общении - со своими формами (лекции, постановка вопросов, диспуты, экзамены), языком (порой научном жаргоне), юмором оказывала мощное влияние на мировоззрение горожан, на формирование шкалы жизненных ценностей человека в расцвете средневековья. Если раньше естественным местом образованного человека была монастырская келья и стены монастыря, то теперь образованность пришла в советы городов, суды, на службу сильным мира сего.

Наука

В традиционном названии эпохи – Средние века, как мы уже замечали, кроется некий оттенок принижения каких либо достижений в целом, тем более в научной сфере. Безраздельное господство религиозного мировоззрения, казалось бы, объясняет неразвитость науки в «темные века». Уровень изучения этой эпохи сегодня позволяет утверждать, что развитие научного знания в средневековье внесло свой вклад в становление европейской науки.

Очевидно, что в христианской Европе незыблемость веры превалировала над знанием. Это не означало, что мир, в котором жил человек, не рассматривался пристально и не изучался. На рубеже XII-XIII веков в высказывании мыслителя Винсента из Бовэ: «Наука о природе имеет своим предметом невидимые причины видимых вещей» заключалась исчерпывающая характеристика задач, которые видел перед собой христианский ученый – мир, сотворенный Богом, можно описывать, но нельзя вторгаться в механизмы божественного деяния.

 Душа покидает тело. Книжная миниатюра. Франция XIV век

Это позволяет исследователям утверждать, что средневековая наука представляла собой описание без анализа. Действительно, тщательные, многотомные труды средневековых ученых посвященные описанию животного мира (бестиарии), мира камней и их воздействию на человека (лапидарии), мира растений (флорарии), наконец, человека с его индивидуальными характеристиками в болезни и здравии (физиологии), благодаря накопленным знаниям, и в современной жизни могут быть полезны для специалистов. Взаимодействие ученого с описываемым объектом в значительной степени определялось его верой, поэтому знание рассматривалось как побочный продукт духовной деятельности человека. Интересно заметить в связи со сказанным, что и изобретательство как способ изменения божественного мира в Средние века рассматривалось как безнравственность. Тем не менее, мы знаем о таких важных изобретениях того времени как приливные мельницы(VII в.), доменные печи(XII в.), прялки с колесами(XIII в.), наконец, очки (XIII в.) и т.д. Здесь ярко проявляется дуализм средневекового мировоззрения. Как правило, все эти усовершенствования рождались и использовались в монашеской среде, которая находила оправдание научно-техническому прогрессу в высвобождении времени для молитвы.

Как мы помним, арабское завоевание Испании сыграло важную роль в «возвращении» знания античной культуры в варварскую Европу. Знакомясь с трудами античных философов в переводах с арабского, христианских мыслителей в первую очередь интересовали не столько техническая практика древних, сколько морально-нравственные проблемы, сохранение духовной чистоты, приверженность вере. Особое значения для становления европейской науки оказали сочинения Аристотеля. С помощью логики, разума, со ссылкой на авторитеты, христианские философы стремились доказать,обосновать и подтвердить истину, изложенную в Священном писании. Так сложилось философско-религиозное направление, получившее название схоластика (лат. schola — «школа»). Среди ученых-схоластов следует особо выделить Абеляра, сыгравшего значительную роль в основании Парижского университета и Фому Аквинского, автора «Суммы богословия» (Summa Theologiae), труда, который современники называли энциклопедией средневекового мировоззрения, разумеется, сквозь призму церковных догматов. В христианской этике вопрос о свободе воли человека занимал особое место. Тема смирения, божественного предопределения раскрывается во многих средневековых трактатах. Фома Аквинский опровергал точку зрения о том, что жизнь человека без остатка подчинена предписанной судьбе, напротив, утверждал он, божественное предопределение не противоречит свободному выбору, совершенному человеком по разуму, а даже требует этого. Такая позиция открывала «шлюзы» развития интеллекта как способа познания хорошего и плохого.

Таким образом, в расцвете средневековья своеобразная ограниченность науки приматом веры над знанием с отрицанием опыта как метода познания, постепенно уходит. Целый комплекс причин – развитие экономики, оживление городской жизни, открытие университетов, дискуссии о свободе воли человека дали толчок к развитию естественных наук.

К рассказу о становлении системы образования и развитии научных знаний в средневековой Европы следует сделать обязательное добавление, иллюстрирующее двойственность мировоззрения людей. С одной стороны, как мы уже заметили, ценности образования меняли жизнь человека в те времена. Но с другой стороны б о льшая часть населения оставалась если не безграмотной, то малообразованной в силу разных причин – бедность, традиционное получение знаний и навыков в семье, неразвитости школьной системы. Кроме того, обучение - процесс нелегкий, не только от природы данный живой ум, но и усидчивость, трудолюбие, терпение во многом определяют успех. Интересно, что люди, порой, отстаивая свое невежество, придумывали и верили в разного рода истории, где грамотный, образованный человек, будто бы заключал сделку с чертом, дьяволом, который давал ему знания в обмен на бессмертную душу. Такое недоверие, настороженное отношение к ученым, замешанное на религиозном сознании было широко распространено.

Литература

Культуру европейского средневековья часто называют культурой Слова. Действительно, в основе понимания этой культуры лежит знание Священного Писания-Библии. Какую бы сферу культуры этого времени мы не рассматривали, вся она пронизана религиозным христианским сознанием.

Литература раннего европейского средневековья имела две важные особенности – она полностью была подчинена идее освоения христианской идеологии и языком ее была латынь. Внутри этого литературного направления существовало разнообразие жанров – жития святых, послания, видения, проповеди и т.д.

В пору расцвета средневековья наряду с латинской, «поучительной» традицией в Европе появляется литература на национальных языках, с ярковыраженной светской тематикой – рыцарский роман, поэзия вагантов, комические сочинения (в Германии они назывались шванки, а во Франции фаблио).

Рыцарская литература представляла собой интересное сочетание таких древних жанров как героический эпос с новыми куртуазными (фр.сourtois — учтивый, вежливый) формами.

Исторической почвой для создания средневекового эпоса была героическая эпоха, в которой народ во главе со своими героями демонстрирует примеры патриотической преданности и религиозной стойкости. Так немецкое сказание «Песнь о Нибелунгах» повествует о временах великого переселения народов, французский эпос «Песнь о Роланде» воспевает Карла Великого, его предков и приемников, испанская «Песнь о моем Сиде» рассказывает о борьбе с арабским завоеванием.

Куртуазная тема ярко проявляется в поэзии, которая утверждает особые нормы социального поведения и воспевает высокую духовность, что важно заметить, в светской жизни. Главной темой куртуазной поэзии становится культ Прекрасной Дамы, которой беззаветно служит рыцарь. Заметим, что стихи обязательно должны были сопровождаться музыкой. Такое творчество носило одновременно как аристократический, элитарный так и народный характер. По территории Европы передвигались бродячие артисты, которые в разных странах назывались по-разному - трубадурами или труверами, миннезингерами, менестрелями. Их объединяло одно – они, безусловно, были любимцами общества.

 Выступление бродячих музыкантов. Немецкая гравюра XV века

В границах этой же куртуазной литературы возник и рыцарский роман. Классическим образцом этого жанра является «Тристан и Изольда» - произведение, возникшее в XII веке на основе древних кельтских сказаний и существующее во множестве редакций. Любовь между достойным рыцарем Тристаном и прекрасной Изольдой, воспетая в романе, утвердилась в европейской культурной традиции как символ всепобеждающего чувства наравне с шекспировскими образами Ромео и Джульетты.

Интересно заметить, что в пору становления новой европейской литературы расширение жанров происходит благодаря осознанному художественному вымыслу, художественная литература формируется как равноправное литературное направление, неся с собой не только задачи воспитания, просвещения, но и эстетическую, развлекательную функции. В период становления куртуазной литературы авторами активно применялся принцип типологизации героев – положительные герои непременно должны быть красивы, благородны, храбры, отрицательные – коварны, часто стары, с увечьями. Заметим, что мудрое восточное, арабское влияние на европейцев и тут обозначено красноречивыми метками, например, умение играть в шахматы говорит об уме героя ….или героини.

 Иллюстрация к роману «Тристан и Изольда».Гравюра XV века.

Архитектура

В зрелом европейском средневековье заметно меняются эстетические вкусы людей. Этому способствует ряд причин – развитие экономики, богатство городов, размывание религиозного сознания светским мировоззрением.

Художественный стиль расцвета средневековья, пришедший на смену романского, получил название готического стиля. Это был второй общеевропейский большой художественный стиль, подчинивший себе все стороны быта, этикет, архитектуру, изобразительное искусство, музыку и т.д.

Центрами художественного творчества в то время стали города, населенные потомками варваров, пришедших в Европу. Эстетические нормы нового стиля вырабатывались ими, потомками, в том числе и готов, поэтому и стиль получил такое «варварское» название.

Наиболее ярко готический стиль выражен в архитектуре, в образе храма. Строительство готических храмов возникало по инициативе горожан, часто они замышлялись как городские кафедральные соборы, ведь при формировании городов вокруг укреплений главные храмы оставались в пределах крепостей, замков и уже не отвечали потребностям возросшего населения города. Можно предположить, что новые городские храмы задумывались не только для удовлетворения нужд населения, но и как некий символ возрастающей значимости города. В красоте готической архитектуры современники видели «философию света». Как мы знаем, романские храмы отличались свое массивность, тяжеловесностью, внутри они были мрачны и строги. Задумывая готические соборы,  горожане мечтали  впустить в храм, дом Бога, как можно больше света, поэтому им нужно было решить сложную строительную проблему - максимально расширить оконные проемы. Считается, что родиной готики является Франция и на её территории можно увидеть все зримые примеры развития этого храмового стиля – от Собора Парижской Богоматери (XII век) до капеллы Сент-Шапель, Париж (XIII век).

 

Собор Парижской Богоматери (XII век)     Капеллы Сент-Шапель, Париж (XIII век)

Божественный свет, проникающий в храм, подсвечивался витражами (от лат. vitrum и фр. vitre – стекло) – особым видом монументального декоративного искусства. По представлениям человека средневековья цветные, набранные из стекла, изображения на библейские темы, закрепленные в оконных проемах в тяжелейших свинцовых рамах, уберегали человека от искушения, показывая неземное царство Истины, Света и Духа.

Для того, чтобы осуществить задуманное в новых городских соборах, строители должны были продумать мощное усиление стен, которые бы смогли вынести невиданные нагрузки. Кроме того, перекрытия в готике начали делать не из дерева, как это было в романскую эпоху, а из камня, что также увеличивало нагрузку на стены. Так готический храм превращался в сложнейшую инженерную конструкцию со специфической терминологией элементов. При этом, характерной чертой готики стал отказ от скрытия конструктивных элементов. Наоборот, хорошо различимые, сами сложные конструкции начинают нести в себе и эстетический образ, достигая небывалого пластического эффекта. Внешне храмы, порой, напоминают сказочные пещеры со сталактитами и сталагмитами, или остов корабля, или скелет неведомого громадного животного… 

Самой узнаваемой и характерной чертой готики является вертикаль, которая в храмовых постройках насеет в себе важнейшую идеологическую нагрузку – в храмах мир земной возвышается до мира «горнего». Бесчисленные

 Конструкция готического храма с названиями архитектурных элементов

Собор в Кёльне. Германия     Собор Св. Вита. Прага. Чехия

большие и малые шпили, стрельчатые окна и арки, перекрытия, зрительно возвышающие храмовое пространство – всё это дополняет декоративный арсенал, используемый строителями.

Как мы уже отметили, наиболее ярким декоративным приемом во внутреннем убранстве готических храмов являются витражи. Особое впечатление производит так называемая роза - большое круглое окно на западной стене храма украшенное витражами. Эти окна над главным входом в собор могут быть грандиозных размеров, например, диаметр розы Руанского собора (Франция) – 14 метров! Существует мнение исследователей готики, которые видят в  розе готического храма продолжение ранней кельтской традиции. Кельты видели в цветке розы символ удачи, а архитектурная форма круга рассматривалась ими как Колесо Фортуны. Заметим, что человек, выходящий из храма, последний взгляд всегда обращает к розе. В этом заложен глубокий средневековый символизм – показать и направить грешного земного человека на дорогу к вершинам духовного восхождения.

 Роза в кафедральном соборе г. Турне Бельгия

Яркость и величина витражей в готике практически вытеснили из храма живопись. Для мозаик и фресок – монументальных видов живописи - тут попросту не оставалось места. Незыблемой оставалась роль станковой живописи - иконы, молельного образа.

По сравнению с романской эпохой в декоративном украшении готических храмов начали активно использовать скульптуру. Внешние стены богатых соборов фактически представляют мир скульптуры. Пластика становится все более и более объемна, однако, следуя христианским принципам настороженного отношения к языческой круглой скульптуре, готическая скульптура так и не отделяется от стен храма.

Сюжеты, которые бесконечно можно рассматривать, разнообразны. В своем единстве они представляют образ божественного мира, в котором уравновешено светлое с темным, доброе и злое, добродетели и пороки.

Особое значение придавалось оформлению главного западного входа, над которым непременно помещалось изображение Страшного суда. Прихожанам тем самым назидательно напоминали о быстротечности и конечности времени. В центре этой композиции изображался Христос как высший Судия, а фигуры архангела и черта вели вечную борьбу, сортируя воскресших – кому в рай, а кому в ад.

Портал собора Парижской Богоматери. Справа – фрагмент

Скульптура готических соборов представляет нам не только библейских героев, знаменитых представителей духовной и светской власти, но и образы, символизирующие человеческие пороки - химер, горгулий. Химеры в греческой мифологии - это огнедышащие чудовища. Появляясь на готической высоте храма, они не только демонстрировали миру свою уродливость, но зримо противопоставляли себя окружающей божественной красоте. В переводе с латыни слово горгулья означает симбиоз слов «глотка» и «водоворот». Водостоки в готических храмах часто оформляли в виде свешивающихся вниз причудливых тварей. Вся эта дьявольщина таится в готическом храме высоко на крыше, часто в потаенных местах и символизирует вечную тему греховных искушений и двойственности жизни человека.

Как мы видим, в декоративном оформлении готического храма присутствует характерная для всей культуры средневековья тема назидания, поучения, предостережения, воспитания на примере. Художественный язык таких образов часто носит смешливый народный характер. Например, известно изображение XIII века в соборе города Наумбурга (Германия), на котором

Химеры и горгульи готических соборов

кот и обезьяна играют в шахматы. Как трактовать такой сюжет? Просто улыбка мастера? А, возможно, в нем кроется глубокий смысл, ведь и кот и обезьяна в средние века символизировали глупость, легкомыслие, тщеславие, лень, однако, способные играть в такую мудрую игру как шахматы, они на самом деле не так уж и глупы?..

Живя в постоянном тревожном ожидании Страшного суда, опутанный бесконечными предупреждениями о греховности земного пребывания, человек средневековья создал особую «смеховую культуру», которая давала возможность выплеснуть разнообразные эмоции то ли в забавных изображениях, то ли в веселых стихах вагантов, то ли в безудержности карнавального веселья под маской.

 Собор в городе Наумбург (Германия) XIII в. Кот и обезьяна играют в шахматы.

Хотя готику называют храмовым стилем, своим изяществом она всегда очаровывала людей и вызывала желание воплотить этот стиль и в светской архитектуре, и в изобразительном искусстве, и в быту. Здания городских ратуш, жилые дома горожан, одежда и обувь, письменный шрифт приобретали узнаваемую готическую вертикаль и некоторую замысловатость как метку готики. Понятие изысканной красоты расширяет эстетику средневековья, внутреннее убранство жилища становится богаче, крой платья сложнее, вырабатываются новые, утонченные формы этикета. Так готика превратилась в «художественное лицо» зрелого средневековья. На главной площади Брюсселя –ратуша, Дом короля, цеховые и жилые дома.

Вопросы для повторения лекции

Культура расцвета европейского средневековья

1.В какой период европейского средневековья центры культуры перемещаются из монастырей в города?

2. Попробуйте кратко определить характерные черты средневекового города.

3.Как Вы понимаете выражение: «Воздух города рождает свободу»?

4. Кто такие бюргеры, патриции? Какие организации знал средневековый город?

5. Что вы можете рассказать о создании первых европейских университетов?

6.Кого готовили первые европейские университеты?

7.В чем заключалась университетская автономия в средние века?

8. На основании чего можно утверждать, что жизнь средневековых университетов основывалась на демократических традициях?

9.Чем особенно прославились названные университеты?

- Сорбонна

- Болонский

- Салерно

10.Кто такие ваганты? Как ещё называли бродячих

актеров в Европе?

11. Как появился международный гимн студентов?

12. Дайте общую характеристику науки средневековья?

13. Почему средневековая наука описывала окружающий мир, но не вскрывала механизмы бытия?

14. Почему в средневековье изобретательство считалось безнравственным? Как объяснить, что в такой ситуации средневековая Европа всё-таки знала технологический прогресс?

15.Что такое схоластика?

16. В чем значение постановки вопроса о свободе воли для развития культуры средневековья?

17. Какие новые литературные жанры появились в европейском средневековье? Приведите примеры произведений.

18.Что Вы знаете о произведении «Тристан и Изольда»?

19. К какому жанру литературы принадлежат такие произведения как «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»?

20.Какой художественный стиль был характерен для расцвета европейского средневековья?

21. Какая страна является родиной готики?

22.Перечислите основные характерные черты готического стиля

23.Почему готику часто называют философией света?

24.Для какого художественного стиля характерен витраж? Какой сакральный смысл существовал в украшении храмов витражами?

25. Как называется характерное окно на западном фасаде готического храма?

26.Какие декоративные элементы украшают готический храм?

27.Назовите известные Вам памятники культуры расцвета европейского средневековья

28.Каким образом готика как большой художественный стиль проявилась в различных сферах жизни человека в расцвете средневековья?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: