Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере здравоохранения

 

Законодательные аспекты государственного управления сферой охраны здоровья. Классификация нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения РФ. Распределение полномочий в здравоохранении и организационные формы управления.

С древних времен профессия врачевания считалась одной из самых важных. В разное время в обществе существовали различные, писанные и неписанные законы, затрагивающие деятельность медицинских работников и пациентов.

Первый дошедший до нас свод законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII век до нашей эры) определяет ответственность врачей: за операцию, сохранившую жизнь человеку - денежное вознаграждение в виде серебра; за операцию, приведшую к смерти человека - отсечение рук врачевателю.

В Древнем Египте при лечении руководствовались правилами «Священной книги». Если врач полностью соответствовал её требованиям, то независимо от результата лечения он освобождался от ответственности.

В Древнем Риме профессия врача высоко почиталась, Гомер поспел в «Илиаде»: «Стоит многих воителей смелых один врачеватель искусный». Юлий Цезарь предоставлял римское гражданство всем изучающим медицину. К ответственности привлекались врачи за продажу ядов, за аборты, кастрацию.

Гиппократ (V век до н. э.) в работе «О враче» писал, что врач должен выглядеть здоровым, иначе он не сможет правильно заботиться о других. В «Клятве» он впервые определил обязательства, которые берет на себя человек, посвятивший себя медицине. В своих сочинениях Гиппократ сравнивает врача с богом. Врачу свойственно презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота мыслей, знание. 

В России после принятия христианства зарождалось врачевание в виде народной, в основном языческой и церковной медицине. Вред, причиненный лечением, влек за собой ответственность как за умышленное преступление. При монастырях создавались больницы. В городах врачеванием занимались лекари. В «Русской правде» (X век) повреждения делились на легкие и тяжкие, и в зависимости от этого устанавливалось наказание.

Аптекарский приказ ведал (XVI-XVII вв.) врачебными делами и аптеками, в том числе выдача разрешения на медицинскую деятельность, военно-врачебная экспертиза. В конце XVII века в одном из царских указов упоминается, что смерть, наступившая в результате лечения, влечет за собой смертную казнь. Позднее за смерть от неправильного лечения виновный предавался церковному покаянию. Если же лекарь допускал незначительные ошибки в лечении, то его лишали права вести практическую деятельность до тех пор, пока он не пройдет вновь испытания и не получит свидетельства.

При Петре I врачебная деятельность подвергалась более подробной регламентации. В 1721 году принят Указ о создании Медицинской коллегии, а затем Медицинской канцелярии для управления медицинским делом, надзор за деятельностью госпиталей, учреждение аптек и снабжение медикаментами. Подготовленные за рубежом – доктора; с отечественным дипломом – лекари; фельдшера – подлекари. Впервые открываются госпитали с моргами. Указы Екатерины II об организации медико-хирургических академий в Москве и Санкт-Петербурге, в которых трудились Сеченов, Боткин, Павлов, Пирогов.

Единый врачебный закон появился в 1857 году, просуществовал до 1917 года.

В 1927 году сформирован Народный комиссариат здравоохранения РСФСР, который утвердил такие принципы здравоохранения, как: общедоступность, бесплатность, профилактическая направленность и народное просвещение.

В 1946 году сформировано Министерство здравоохранения СССР. В 1945 году была создана ООН, Устав которой закрепил основополагающие принципы в области прав человека и гражданина. В 1948 году Генеральной ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, которая закрепила личные, политические и социально-экономические права и свободы человека.

До начала 90-х годов правовые акты, регламентирующие деятельность медицинских работников, определялись нормами социалистического законодательства: Основы законодательства СССР от 1961 года, закон РСФСР «О здравоохранении» от 1971 года.

В 1993 году принимается ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», который определил

¾ основные принципы охраны здоровья граждан;

¾ ответственность за причинение вреда здоровья и другие положения.

       В 2011 году был принят один из основных нормативных актов, регулирующих в настоящее время отношения в сфере здравоохранения, это Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Данный нормативный акт определил правовой статус пациента, медицинского работника, охрану здоровья граждан, определил понятия врачебной тайны, лечащего врача и др.

В настоящее время используется следующая классификация нормативно-правовых актов по юридической силе в сфере здравоохранения РФ:

1) Конституция РФ от 12.12.1993 г.

2) Федеральные конституционные и федеральные законы. Например: ФКЗ «О чрезвычайном положении», ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» от 2011 г., ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» от 2010 года, Закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 1992 года и др.

3) Подзаконные нормативно-правовые акты: Постановления Правительства РФ. Например: ПП РФ «О социальном показании для искусственного прерывания беременности» от 6.02.2012 г. Указы Президента РФ, Приказы Министерства здравоохранения РФ.

4) Локальные НПА (в том числе региональные нормативно-правовые акты). Например: Постановления Правительства Курганской области, приказы по медицинскому учреждению.

5) Международные нормативно-правовые акты: международные договоры, конвенции, декларации международных организации, ратифицированные РФ.

В основу ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» положено понятие охраны здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, медицинского характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья в соответствии с федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан» и принципами международного права:

1) бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в пределах, установленных действующим законодательством;

2) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья;

3) приоритет профилактических мер;

4) доступность медицинской помощи;

5) социальная защищенность;

6) ответственность органов государственной власти, предприятий и учреждений за обеспечение прав в области охраны здоровья.

Согласно статье 72 Конституции РФ общие вопросы здравоохранения относятся к совместному ведению органов власти РФ и её субъектов.

С организационной точки зрения в РФ можно выделить следующую систему здравоохранения:

1) Государственная: Министерство здравоохранения РФ; органы управления здравоохранения субъектов РФ; лечебно-профилактические учреждения, находящиеся в государственной собственности; медицинские, фармацевтические и аптечные предприятия, подведомственные органы государственной власти РФ и органы власти субъектов РФ, органы надзора в сфере здравоохранения, Российская академия медицинских наук.

2) Муниципальная: муниципальные органы управления здравоохранения; лечебно-профилактические муниципальные учреждения.

3) Частная: медицинские, фармацевтические организации, находящиеся в частной собственности (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, индивидуальные предприниматели).

Вопросы и задания:

1. Опираясь на лекционный материал, укажите, в какой период отечественной истории правовое регулирование отношений в России в области оказания медицинской помощи получило наибольшее развитие. Как вы думаете, с какими событиями это было связано?

2. Перечислите принципы охраны здоровья, закрепленные в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан».

3. Опираясь на лекцию, приведите примеры государственных, муниципальных и частных учреждений здравоохранения в РФ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: