Основы государственно-правового устройства России

1. Основные характеристики государственного устройства

Сущность государственного устройства составляют: ядро структурной организации государства, его конституционные модусы, а также основные принципы и научно-теоретические основы организации государственного устройства.

Органической составной частью сущности государственного устройства Российской Федерации являются научно-теоретические основы организации государственного устройства, выработанные практикой государственного строительства.

Важнейшими из них являются следующие.

1) Идея демократичности, в соответствии с которой государственное устройство формируется в интересах всего народа и всех граждан, а при территориальных преобразованиях учитывается волеизъявление населения соответствующей территории.

2) Идея цивилизованности. На её основе государственное устройство строится в соответствии с научными принципами управления, предполагает разрешение конфликтных ситуаций ненасильственными средствами.

3) Идея гуманности, предполагающая в качестве важнейшей цели организации государственного устройства повышение качества жизни граждан, создание условий для всестороннего развития личности.

4) Идея толерантности в сфере национально-государственного устройства РФ находит своё выражение в том, что российский законодатель проводит политику культурного плюрализма, то есть уважения и приятия всего многообразия культур разных народов — этносов населяющих нашу страну; что обеспечивает взаимопонимание и терпимость в идеологической, национальной, религиозной и языковой сферах жизни.

5) Идея субсидиарности, как соблюдение принципа «лучшего уровня» или «лучшего звена» в государственном управлении при решении вопросов совершенствования государственной, в том числе территориальной организации, когда управленческие задачи решаются на том уровне, где для этого есть наиболее благоприятные условия.

6) Идея универсальности, то есть всесторонний учёт оптимального множества факторов при решении задач государственного устройства, максимальное использование всех имеющихся возможностей, опора на предшествующий как положительный, так и отрицательный опыт.

7) Идея концептуальности, означающая использование при формировании государственного устройства новых подходов к решению управленческих задач с целью получения эффективного результата; наличие сквозной руководящей идеи сопровождающей достижение цели от замысла до воплощения его в жизнь; целостность, завершённость и системность содержания в разработке нового подхода.

8) Идея консенсуальности, обеспечивающая принятие решения на основе консенсуса («общего согласия»), когда либо все участники управленческого процесса голосуют «за», либо нет голосующих «против». При этом воздержавшиеся от голосования рассматриваются как согласные с решением. Использование такого способа принятия решений при совершенствовании государственного устройства является надёжной гарантией последовательного и добровольного исполнения принятых решений.

Содержание государственного устройства проявляется во взаимодействии многообразных составных элементов, которые отражают своеобразие и специфику этого феномена. Наиболее значительными его составными частями являются следующие:

· гражданство, которому в содержании государственного устройства принадлежит роль ключевого компонента;

· политический режим;

· форма правления;

·  правовая система:

o первая правовая система — это действующие на территории Российской Федерации международно-правовые нормы (а) правовые акты универсальных международных организаций; б) нормативные правовые акты в форме договоров и соглашений Российского государства с другими суверенными государствами, в том числе с государствами, входящими в состав СНГ; в) нормативные правовые акты в форме договоров и соглашений субъектов Российской Федерации с иностранными государствами и субъектами зарубежных федераций);

o вторая правовая система — это нормативные акты Содружества Независимых Государств. Содержащиеся в них правовые нормы формируют собственное право СНГ;

o третья правовая система — это действующие на территории Российской Федерации законы и другие законодательные акты Союза ССР по вопросам, не урегулированным российским законодательством;

o четвертая — национальная или внутригосударственная, т. е. собственно российская правовая система: Конституция, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, конституции, уставы и региональные законы субъектов Российской Федерации; нормы внутригосударственного договорного права; нормативные акты, принимаемые на местных референдумах и органами местного самоуправления.

o пятая правовая система - имеющее юридическую силу на территории Российской Федерации право иностранных государств;

o шестая правовая система складывается из правовых норм, которые содержатся в решениях, принимаемых на основе аналогии права.

· государственный суверенитет;

· компетенция государства (права, обязанности, гарантии реализации прав и обязанностей, ответственность за реализацию прав и обязанностей, предметы (вопросы) ведения, территориальный масштаб действия полномочий и временной масштаб действия полномочий);

· органы государства;

· государственная территория.

 

2. Федеративное устройство Российской Федерации

Согласно Конституции РФ (статья 5) Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.  

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Всего в России 85 регионов - субъектов Российской Федерации, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область (Еврейская авт.обл.), 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра).

К принципам федеративного устройства Российской Федерации относятся:

— государственная целостность;

— равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;

— равноправие субъектов Федерации;

— единство системы государственной власти.

 

3. Система органов государственной власти в РФ

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов.

Государственный орган — это структурно обособленный элемент государственного аппарата, осуществляющий строго определенные законодательством функции и обладающий необходимыми для этого государственно-властными полномочиями.

Государственные органы объединены одной системой, но при этом разнообразны и осуществляют различные функции.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В зависимости от направления деятельности, задач, объема полномочий и порядка образования различаются следующие виды органов государства:

1) законодательные (представительные) органы — Федеральное Собрание — парламент РФ и парламенты республик в составе РФ, а также представительные органы (государственные собрания, думы, народные собрания и т.д.) в других субъектах федерации (Московская городская Дума, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и т.д.).

Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут;

2) органы исполнительной власти — Правительство РФ — высший орган федеральной исполнительной власти, федеральные министерства, федеральные агентства, федеральные службы, правительства, министерства и администрации субъектов РФ.

Главной задачей органов исполнительной власти является реализация Конституции РФ, законов, указов Президента РФ, решений вышестоящих органов исполнительной власти;

3) судебные (правоохранительные) органы - ветвь государственной власти в Российской Федерации, основная функция которой заключается в отправлении правосудия судами в лице судей, и привлекаемых в установленном законом порядке присяжных и арбитражных заседателей.

 

Особое место в системе органов государственной власти занимает институт Президента Российской Федерации. По Конституции РФ он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование. Он взаимодействует с законодательным органом РФ и тесно связан с исполнительной властью, имеет весомые полномочия по воздействию на нее. Президент РФ является главой государства, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, возглавляет Совет Безопасности РФ, является гарантом Конституции РФ и в соответствии с нею определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ.

 

4. Органы государственной власти в субъектах РФ

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют:

— законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

— высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

— иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ;

— высшее должностное лицо субъекта РФ.

 

5. Правовые основы местного самоуправления

Местное самоуправление это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательством субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Сутью местного самоуправления является самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Никто и никакой орган не вправе вмешиваться в решение этих вопросов субъектами местного самоуправления. Перечень вопросов местного значения определяется федеральными законами, законами и другими нормативными актами субъектов РФ.

Нормативное определение местного самоуправления (ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») дано не через «деятельность населения», а через «форму осуществления народом своей власти», так как в Конституции РФ местное самоуправление признано одной из форм народовластия.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с законодательством к предметам ведения органов местного самоуправления относятся:

— управление муниципальной собственностью;

— формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

— установление местных налогов и сборов;

— осуществление охраны общественного порядка;

— управление муниципальным жилищным фондом, муниципальными дорогами;

— местные системы энерго-, водо- и теплоснабжения;

— благоустройство и санитарное благополучие;

— муниципальный транспорт;

— коммунальное хозяйство и др.

Согласно Конституции РФ (ст. 130), местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования.

Под территориальным общественным самоуправлением понимаетсясамоорганизация граждан по месту их жительства на частитерритории поселения. Оно может осуществляться в пределах территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома;многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

В соответствии с Конституцией (ст. 131) структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. В РФ структуру органов местного самоуправления составляют:

— представительный орган муниципального образования;

— глава муниципального образования;

— местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

— контрольный орган муниципального образования;

— иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

Представительный орган избирается непосредственно населением. К ним относятся собрания представителей (думы, муниципальные собрания и т.п.). Он не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Глава муниципального образования (мэр, староста и т.п.) является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: