Л.С. Выготский – один из величайших философов и психологов, разработавший теорию высших психических функций. Развитие высших психических функций Выготский считает правомерным процессом, зависящим от слова (которое воспринимается в качестве посредника между личностью и окружающим миром. По его мнению знаки языка способны изменить не только физический мир, но и сознание субъекта, оперирующего им. По специально разработанной структуре экспериментальной программы было выявлено, что развитие высших психических функций происходит в процессе развития сознания. Умственное развитие трактуется нераздельно с мотивационным (его еще называют аффективным).
Труды Выготского отличаются высочайшей методологической культурой, поскольку в них излагаются конкретные экспериментальные и теоретические проблемы, сопровождающиеся философской рефлексией. Наиболее яркими примерами могут стать работы о речи, мышлении, эмоциях, развитии психологии и многие другие. Опубликованная в 1982 году рукопись «Исторический смысл психологического кризиса» раскрывала смысл распада общей психологии на несколько отдельных направлений с различными пониманиями предмета, методов и закономерностей развития психологических процессов и явлений. Все вышеизложенное требует создания единой дисциплины, т.е. общей психологии, которая раскрывала бы учения об общих понятиях и принципах, позволяя сохранить единство данной науке. Главным методом учений должно быть понимание духовных ценностей, а не анализ личности и ее переживаний. Культурно-историческая теория развития психического состояния человека раскрывала понятие коллективной деятельности, а также происхождение индивидуальной деятельности из коллективной.
|
|
Рефлекторное кольцо, схема сенсорных коррекций и их роль в организации движений человека.
Рефлекторное кольцо - совокупность структур нервной системы, участвующих в осуществлении рефлекса и передаче информации о характере и силе рефлекторного действия в центральной нервной системе.
Рефлекторное кольцо включает в себя:
- рефлекторную дугу;
- обратную афферентацию от эффекторного органа в центральную нервную систему.
Прямая афферентация - принцип работы функциональных систем организма, обеспечивающий поступление сенсорной информации, на основе анализа которой формируется адекватное целенаправленное поведение.
Рефлекторная дуга - совокупность чувствительных и двигательных структур нервной системы, необходимых для осуществления рефлекса.
Рефлекторная дуга состоит:
- из рецептора;
- из афферентного, центрального и эфферентного звеньев; а также
|
|
- из эффектора.
Различают:
- моносинаптические двухнейронные рефлекторные дуги; и
- полисинаптические трех-и-более-нейронные рефлекторные дуги.
Принцип сенсорной коррекции
в ЦНС должны непрерывно поступать афферентные сигналы, содержащие информацию о реальном ходе движения, а затем перерабатываться в сигналы коррекции.
А теперь познакомимся с дополнительными факторами, которые, помимо моторных команд, влияют на ход движения.
Во-первых, это реактивные силы.
Во-вторых, это инерционные силы.
В-третьих, это внешние силы.
Последний непланируемый фактор – исходное состояние мышцы.
Состояние мышцы меняется по ходу движения вместе с изменением ее длины, а также в результате утомления. Поэтому один и тот же управляющий импульс, придя к мышце, может дать совершенно разный моторный эффект.
Итак, действие всех перечисленных факторов обусловливает необходимость непрерывного учета информации о состоянии двигательного аппарата и о непосредственном ходе движения. Эта информация получила название «сигналов обратной связи». Кстати, роль сигналов обратной связи в управлении движениями, как и в задачах управления вообще, Н. А. Бернштейн описал задолго до появления аналогичных идей в кибернетике.
Тезис о том, что без учета информации о движении последнее не может осуществляться, имеет веские фактические подтверждения.
Системный подход в психологии.
Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы:
· целостного комплекса взаимосвязанных элементов;
· совокупности взаимодействующих объектов;
· совокупности сущностей и отношений.
Системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.
Системный подход не самоцель. В каждом конкретном случае его применение должно давать реальный, вполне ощутимый эффект. Системные описания служат средством решения многих теоретических и прикладных задач, встающих сегодня перед психологами.
В теоретическом плане это:
· интеграция и систематизация психологических знаний;
· устранение избыточности в накопленной информации и сокращение объема описания
· выявление инвариантов психологических знаний;
· преодоление недостатков локального подхода, уменьшение субъективизма в интерпретации психических явлений.
В прикладном плане это:
· задачи психодиагностики, проектирования и управления автоматизированными системами;
· повышения эффективности процесса обучения, совершенствования психологического образования.
Существует несколько разновидностей системного подхода: комплексный, структурный, целостный.