Симбиоморфные сумчатые грибы – лишайники
Теоретические сведения
Лишайники – это своеобразная группа организмов, насчитывающая более 25 тыс. видов. Тело (или таллом) лишайника образуют гетеротрофный компонент – гриб из отдела Ascomycota (на 98%) или Basidiomycota, называемый микобионтом, и водоросль из отдела Chlorophyta или Cyanophyta, называемая фикобионтом. Все сумчатые грибы облигатные симбиотрофы и вне связи с водорослями растут очень медленно и имеют плохо структурированную мицелиальную массу.
Вегетативное тело лишайника представлено слоевищем, которое состоит только на одну десятую из фикобионта, а большая часть объема таллома приходиться на микобионта. По морфологической организации талломы лишайников можно объединить в три основных морфотипа (жизненных форм): накипные – в виде порошкообразных, бугорчатых или корковых налетов, всей поверхностью прирастающих к субстрату; листоватые – в виде разнообразных листовидных пластинок, прикрепленных к субстрату с помощью пучков грибных гиф – ризин, и кустистые – в виде ветвящихся лент или разветвленных стволиков, прикрепленных к субстрату с помощью ризин, гомф (пучки гиф в виде толстой ножки) или псевдогомфов (образованы гифами сердцевины).
|
|
По анатомической структуре выделяют лишайники с гомеомерным строением – рыхлое сплетение гиф, с более или менее равномерным распределением клеток водоросли, и гетеромерным строением – дифференцированным на слои: верхний коровый, водорослевый (гонидиальный), сердцевинный, нижний коровый, от которого отходят ризины.
Размножаются лишайники преимущественно вегетативно: частями таллома и особыми специализированными образованиями – соредиями и изидиями. Кроме того, каждый из компонентов лишайников может размножаться самостоятельно. Микобионты размножаются как бесполым путем, за счет образования конидий в пикнидах (полузамкнутые образования в талломе лишайника), так и половым – с помощью сумок с аскоспорами, образующихся в перитециях или апотециях. Фикобионт размножается путем деления клетки пополам.
Практические задания и контрольные вопросы
К занятию необходимо знать следующие вопросы. Общая характеристика лишайников: морфологическое и анатомическое строение, жизненные формы, размножение, питание, распространение и экология. Система лишайников.
Цель занятия: изучить особенности строения, размножения лишайников и их многообразие.
Материалы и оборудование: микроскопы, наборы для микропрепарирования; образцы лишайников: гипогимния вздутая (Hypogymnia physodes), фисция (Phiscia sp.), пельтигера пупырчатая (Peltigera aphtoza), разные виды рода кладония (g. Cladonia). Гербарные наборы с морфотипами лишайников. Таблицы.
|
|
Задание
1. Рассмотрите гербарный материал и зарисуйте внешний вид лишайников различных морфологических форм: накипных (леканора, лецидея); листоватых (пармелия, фисция, гипогимния); кустистых (кладония, уснея, эверния).
Накипная форма | Листовая форма | Кустистая форма |
Рисунок 1 – Жизненные формы лишайников
2. Изучите и зарисуйте гомеомерную и гетеромерную анатомическую структуру лишайников. На рисунке отметьте: при гомеомерном строении – верхний и нижний корковый слой, сердцевину; при гетеромерном – верхний и нижний корковый слой, ризины, гонидиальный слой, сердцевину.
| ||
Гомеомерная структура | Гетеромерная структура | |
Рисунок 2 – Анатомическая структура лишайника |
3. Изучите предложенные виды лишайников. Найти органы размножения гриба – апотеции и отметить мучнистый налет соредий. Зарисуйте соредии и изидии, на рисунке отметьте клетки водорослей и гифы грибов.
Рисунок 3 – Единицы размножения лишайников |
Вопросы и задания для самопроверки
1. Какие признаки положены в основу подразделения лишайников по морфологическим формам? Какая из них более прогрессивна и почему?
_________________________________________________________________
2. Какие особенности позволяют лишайникам быть «пионерными» видами? __________________________________________________________________
3. Почему лишайники называют индикаторами качества окружающей среды?__________________________________________________________
4. Перечислите экологические группы лишайников. _______________________________________________________________
Студент _______________________
Преподаватель ______________________
ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ
«____» ___________________
Лабораторная работа №7 (2 часа)
Отдел Bryophyta – Мохообразные