Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет

Отличительная особенность психики ребенка раннего возраста — единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно. Наглядная ситуация часто «руководит» и восприятием, и поведением ребенка.

Когда появляются личные, собственные желания ребенка, они часто имеют форму аффекта (владеют ребенком). Одновременно с обособлением личных желаний происходит и обнаружение взрослого как важнейшего действующего лица ситуации. К трем годам ребенок обобщает действие.

Психологические новообразования раннего девства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.

Кризис трех лет. Л.С. Выготский описал «семизвездъе симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет:

1)негативизм — стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;

2)упрямство — ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого уже потребовал, он связан своим первоначальным решением;

3)строптивость направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;

4)своеволие — проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;

5)протест-бунт — ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;

6)симптом обесценивания —ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;

7)деспотизм — ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Кризис проявляется в отделении от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка, потребности реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», и «Я» наполняются содержанием, становятся осмысленными. Возникает феномен «Я сам», знаменующий психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития. Ближе к 3м годам дети впервые демонстрируют негативистические тенденции. На предложение идти гулять ребенок вопреки обыкновению отвечает: «Не хочу», и данная реакция не зависит от поведения взрослых; ребенок в любом случае остается недоволен.

Новообразование кризиса 3х лет - «гордость за достижения». Для детей становятся значимыми результат, успех в деятельности и признание взрослого. Отношения других к себе закладывают начальную самооценку и «стремление быть хорошим».

При относительно демократичной системе отношений взрослого и ребенка критический период протекает приглушеннее. Но и в этих случаях дети иногда сами ищут повод противопоставить себя взрослому, так как им это «внутренне необходимо». Ситуации, в которых необходимо настоять на запрете, существуют, и родители, несмотря на негативные реакции и провокации ребенка, должны их обозначить.

У детей начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность. Они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Ребенок познает различие между «хочу» и «должен». Если кризис протекает вяло, это может свидетельствовать о задержке в развитии волевой стороны личности. Отмечается, что дети, не имевшие проблем с поведением в трехлетнем возрасте, став взрослыми, часто характеризуются как безвольные и безынициативные. Чувства стыда и неуверенности вместо автономии возникают у детей тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

К концу раннего детства интересы ребенка смещаются к миру взрослых и возникает новое отношение к ним. Теперь он выступает как олицетворение социальных ролей («мамы вообще», папы, водителя автобуса, врача, милиционера), как носитель образцов действий и социальных отношений (руководства и подчинения, заботы и агрессии). Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценной игры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: