Условие. Рассчитать и выбрать стандартную посадку с натягом для соединения по заданному варианту (рис. 3.1, табл.3.1), работающего при температуре 70оС. Начертить схему полей допусков сопрягаемых деталей; определить наибольшие и наименьшие предельные размеры вала и отверстия, их допуски, наибольший и наименьший натяги, допуск посадки. Вычертить эскиз соединения, обозначив на нем посадку, и эскизы сопрягаемых деталей, проставив размеры с полями допусков.
Таблица 3.1
Вариант | Номинальный диаметр соединения d н.с.,мм | Длина l, мм | d1, мм | d2, мм | Осевая сила Fa, H | Крутящий момент Тк, Н×м | Вариант | Номинальный диаметр соединения d н.с.,мм | Длина l, мм | d1, мм | d2, мм | Осевая сила Fa, H | Крутящий момент Тк, Н×м |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1 | 50 | 30 | - | 150 | 1000 | 250 | 13 | 30 | 16 | 10 | 150 | 530 | - |
2 | 50 | 45 | 10 | 150 | 800 | 150 | 14 | 60 | 42 | - | 140 | 650 | 500 |
3 | 56 | 40 | 10 | 200 | 750 | - | 15 | 70 | 28 | - | 140 | 400 | 200 |
4 | 56 | 20 | 5 | 170 | 1200 | - | 16 | 55 | 26 | - | 130 | 530 | 200 |
5 | 60 | 30 | 8 | 150 | - | 100 | 17 | 36 | 22 | - | 100 | - | 70 |
6 | 60 | 20 | - | 180 | - | 250 | 18 | 16 | 10 | - | 120 | 190 | - |
7 | 60 | 40 | - | 160 | - | 200 | 19 | 80 | 45 | 10 | 120 | 630 | - |
8 | 67 | 20 | - | 200 | - | 150 | 20 | 85 | 42 | 10 | - | 850 | - |
9 | 67 | 22 | - | 320 | 500 | 120 | 21 | 56 | 38 | 20 | - | 680 | - |
10 | 67 | 26 | - | 240 | 1100 | 150 | 22 | 56 | 36 | 20 | - | 1000 | 400 |
11 | 71 | 36 | 10 | 280 | 1400 | 300 | 23 | 67 | 32 | 30 | - | 800 | 300 |
12 | 71 | 30 | 10 | - | 300 | 400 | 24 | 67 | 34 | 10 | - | 650 | 350 |
25 | 85 | 32 | 30 | 240 | 820 | 900 | 38 | 90 | 45 | - | 220 | 800 | 450 |
26 | 85 | 28 | 30 | 250 | - | 600 | 39 | 90 | 48 | - | 140 | 800 | 600 |
27 | 71 | 16 | 5 | - | 1600 | - | 40 | 100 | 56 | - | 200 | 360 | 740 |
28 | 75 | 50 | 20 | - | 1450 | - | 41 | 71 | 30 | 20 | - | - | 500 |
29 | 75 | 48 | 25 | - | - | 650 | 42 | 71 | 28 | 10 | - | - | 400 |
30 | 80 | 42 | 35 | - | - | 700 | 43 | 75 | 26 | 20 | 150 | - | 150 |
31 | 80 | 38 | 20 | 200 | - | 550 | 44 | 75 | 26 | 10 | 160 | - | 375 |
Окончани табл. 3.1
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
32 | 80 | 36 | 10 | 220 | 840 | 500 | 45 | 80 | 40 | 20 | 170 | - | 600 |
33 | 80 | 34 | 20 | 230 | 880 | 600 | 46 | 80 | 42 | 10 | 180 | - | 700 |
34 | 50 | 26 | 20 | 180 | 980 | - | 47 | 95 | 50 | - | 200 | 700 | 1400 |
35 | 100 | 28 | 20 | 190 | 720 | 800 | 48 | 95 | 53 | - | 200 | 200 | 1100 |
36 | 45 | 22 | 20 | 160 | 750 | 100 | 49 | 100 | 56 | - | 220 | 300 | 755 |
37 | 25 | 14 | 10 | 150 | 780 | - | 50 | 100 | 60 | - | 220 | 400 | 550 |
Примечание. Право выбора материала сопрягаемых деталей предоставляется студенту.
Указания к решению
Расчет посадок с натягом производят в следующем порядке:
1. По значениям внешних нагрузок (Fa, TK) и размерам соединения (dH.C, l) определяется требуемое минимальное давление (Па) на контактных поверхностях соединения:
при действии ТК ;
при действии Fa ;
при действии ТК и Fa . (3.1)
Здесь Fa – продольная осевая сила, стремящаяся сдвинуть одну деталь относительно другой, Н; ТК – крутящий момент, стремящийся повернуть одну деталь относительно другой, Н×м; l – длина контакта сопрягаемых поверхностей, м; f – коэффициент трения при установившемся процессе распрессовки или проворачивания (табл. 3.2).
|
|
2. По полученным значениям [Pmin] определяется необходимое значение наименьшего расчетного натяга Nmin (м) как
, (3.2)
где Еd и ЕD – модули упругости материалов соответственно охватываемой (вала) и охватывающей (отверстия) деталей, Па; Сd и CD –коэффициенты Ляме, определяемые по формулам
; . (3.3)
Здесь d1 – диаметр отверстия полого вала, м; d2 – наружный диметр охватывающей детали, м; md и mD – коэффициенты Пуассона соответственно для охватываемой и охватывающей деталей.
Таблица 3.2
Материал сопрягаемых деталей | Коэффициент трения f |
Сталь – сталь | 0,06 – 0,13 |
Сталь – чугун | 0,07 – 0,12 |
Сталь – латунь | 0,05 – 0,1 |
Сталь - пластмассы | 0,15 – 0,25 |
Таблица 3.3
Материал | Е, Па | m | sТ, Па |
Сталь 45 | 2×1011 | 0,3 | (34-44)107 |
Сталь 30ХГС | 1,96×1011 | 0,3 | (74-84)107 |
Чугун ВЧ | (1,6-1,9)×1011 | 0,25 | (33-40)107 |
Бронза оловянистая | 0,84×1011 | 0,35 | (8-20)107 |
Латунь | 0,78×1011 | 0,38 | (14-25)107 |
Таблица 3.4
или | md = mD = 0,3 | md = mD = 0,25 | ||
Cd | CD | Cd | CD | |
0,0 | 0,70 | 1,3 | 0,75 | 1,25 |
0,1 | 0,72 | 1,32 | 0,77 | 1,27 |
0,2 | 0,78 | 1,38 | 0,83 | 1,33 |
0,3 | 0,89 | 1,49 | 0,95 | 1,45 |
0,4 | 1,08 | 1,68 | 1,13 | 1,63 |
0,5 | 1,37 | 1,97 | 1,42 | 1,92 |
0,6 | 1,83 | 2,43 | 1,88 | 2,37 |
0,7 | 2,62 | 3,22 | 2,67 | 3,17 |
0,8 | 4,25 | 4,85 | 4,30 | 4,80 |
0,9 | 9,23 | 9,83 | 9,28 | 9,78 |
Для сплошного вала (d1 = 0) Cd = 1 – md; для массивного корпуса (d2® ∞) CD = 1 + mD. Значения Е и m приведены в табл. 3.3. Значения Сd и СD в зависимости от соотношения диаметров даны в табл. 3.4.
3. С учетом поправок к определяется величина минимального допустимого натяга
, (3.4)
где gш – поправка, учитывающая смятие неровностей контактных поверхностей деталей при образовании соединения;
gш = 1,2 (Rzd + RzD) = 5 Rad + RaD), (3.5)
где gt – поправка, учитывающая различие рабочей температуры деталей (tD и td) и температуры сборки (tсб), различие коэффициентов линейного расширения материалов соединяемых деталей (aD и ad),
; (3.6)
gц – поправка, учитывающая ослабление натяга под действием центробежных сил (существенна для крупных быстровращающихся деталей); для сплошного вала и одинаковых материалов соединяемых деталей
.
Здесь V– окружная скорость на наружной поверхности втулки, м/с; r - плотность материала. Поправка gц для стальных деталей диаметром до 500 мм, вращающихся со скоростью до 30 м/с, не учитывается; gn – добавка, компенсирующая уменьшение натяга при повторных запрессовках (определяется опытным путем).
4. Определяется максимальное допустимое удельное давление [Pmax], при котором отсутствует пластическая деформация на контактных поверхностях деталей. В качестве Pmax берется наименьшее из двух значений
; , (3.7)
где sТd и sТD – предел текучести материалов охватываемой и охватывающей деталей.
5. Устанавливается наибольший расчетный натяг (м) как
(3.8)
6. С учетом поправок к определяется величина максимального допустимого натяга по формуле
, (3.9)
где gуд – коэффициент увеличения удельного давления у торцов охватывающей детали, принимается по графику (рис. 3.2); gt – температурная поправка, учитываемая, если при рабочей температуре натяг увеличивается.
7. Выбирается посадка по табл. А4 приложения А с соблюдением следующих условий: максимальный натяг Nmax в подобранной посадке должен быть не больше [Nmax], т.е. Nmax £ [Nmax]; минимальный натяг Nmin в подобранной посадке должен быть больше [Nmin], т.е. Nmin > [Nmin].
8. Рассчитывается необходимое усилие при запрессовке собираемых деталей как
Fn = fn×Pmax×p×dH.C×l, (3.10)
где fn – коэффициент трения при запрессовке, fn = (1,15-1,2)f; Pmax – удельное давление при максимальном натяге (Nmax),
|
|
. (3.11)
Пример. Рассчитать и выбрать посадку с натягом для соединения с размерами dH.C. = 100 мм, l = 60 мм, d1 = 30 мм, d2 = 150 мм, предназначенного для передачи ТК = 600 Н×м с продольной осевой нагрузкой Fa = 500 H. Рабочая температура соединения 800С.
Принимаем: сталь 30ХГС (sТd = 80×107 Па), латунь ЛМцС 56-2-2 (sТD = 24×107 Па), взятые по табл. 3.3; высоту неровностей поверхностей вала Rad = 0,8 мкм и отверстия ступицы RaD = 1,6 мкм – по приложению Б.
Решение
1. Определяем минимальное удельное давление по формуле (3.1)
(f = 0,08 и выбрано из табл. 3.2).
2. Вычисляем минимальный расчетный натяг, предварительно определив коэффициенты Ляме по формулам (3.3) или табл. 3.4:
Тогда по зависимости (3.2)
.
3. Определяем минимальный допустимый натяг по уравнению (3.4), затем находим поправки по выражениям (3.5) и (3.6)
gш = 5 (Rаd + RаD) = 5×(0,8 + 1,6) = 12 мкм;
.
[Nmin] = + gш +gt + gц + gn = 33,8 + 12 + 53 + 0 + 0 = 98,8 мкм.
4. Определяем величину максимально допустимого удельного давления, для чего рассчитываем Pd и PD по выражениям (3.7):
Следовательно, [ Pmax ] = 77,4×106 Па.
5. Определяем максимальный расчетный натяг по формуле (3.8) как
= 327,3 × 10-6 м = 327,3 мкм.
6. Определяем максимальный допустимый натяг по выражению (3.9):
где gуд = 0,85 (см. рис. 3.2).
7. По табл. А.4 приложения А выбираем посадку
, для которой Nmax = 232 мкм < [Nmax],
Nmin = 124 мкм > [Nmin],
dmax= 100,232 мм, Dmax= 100,159 мм, dmin= 100,178 мм, Dmin= 100,0 мм,
Td = 0,054 мм, TD = 0,054 мм,
TN = Nmax – Nmin = 232 – 24 = 108 мкм.
Запас прочности соединения для данной посадки
Nmin – [Nmin] = 124 – 98,8 = 25,5 мкм.
Запас прочности деталей
[Nmax] - Nmax = 290 – 232 = 58 мкм.
8. Строим схему полей допусков (рис. 3.3).
9. По уравнению (3.10) определяем усилие запрессовки Fn, предварительно установив удельное давление при максимальном натяге по зависимости (3.11):
.
Тогда Fn = fn×Pmax×p×dH.C ×l = 0,096×5,22×107×3,14×100×10-3×60×10-3 = 94×103 H,
где fn = 1,2×f = 1,2×0,08 = 0,096.
10. Эскизы соединения и сопрягаемые детали приведены на рис. 3.4.
Вопросы для контроля
1. Для каких целей назначают посадки с гарантированным натягом?
|
|
2. Из каких условий определяется наименьший допустимый натяг?
3. Из каких условий определяется наибольший допустимый натяг?
4. Какими способами осуществляется процесс сборки деталей при посадках с натягом?
5. Как влияют механические свойства материалов сопрягаемых деталей на допустимые наименьший и наибольший натяги?
Задача 4