Кл Тема Наука и образование 18в

18 век в России – время становления российской науки. Крупнейшими событиями этого времени стало открытие Академии наук и Московского университета. Российские учёные, путешественники, мореходы в это столетие сделали ряд важнейших открытий. Проводились академические экспедиции для изучения новых, ещё не известных науке территорий. 18 век стал эпохой прорыва в научно - технической мысли России. А.К. Нартов, К.Д. Фролов, И.П. Кулибин - выдающиеся техники и изобретатели. Этими славными именами по праву гордится Россия, но особая роль в развитии российской науки принадлежит М.В. Ломоносову – величайшему учёному своего времени.

 

В Западной Европе начиная с эпохи Возрождения и почти до конца XIX века большой популярностью в высшем обществе пользовались произведения часового искусства с необычными механическими устройствами. В эпоху Просвещения механизмы применялись в часах и прочих диковинных предметах, чтобы доказать победу разума над предрассудками.

В России музыкальные часы украшали интерьеры императорских дворцов, особняков знатных людей. Они вызывали восхищение совершенством исполнения мельчайших деталей и красотой технической композиции.

Один из самых знаменитых автоматов XVIII века – часы «Павлин», которые сейчас находятся в Павильонном зале Малого Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

 

 

1777 году фаворит императрицы Екатерины II князь Григорий Потёмкин приобрёл эти часы ей в подарок. Они были изготовлены в Лондоне в 1770-е годы английским механиком Джеймсом Коксом. В Петербург они прибыли в разобранном виде в 1781 году. Собрал часовой механизм и «заставил» его работать гениальный русский механик Иван Кулибин. С 1794 года и по сегодняшний день автомат с часами находится в действующем состоянии.

В XVIII веке происходит становление российской науки. Указ о создании в России академии, «в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам» был подписан ещё Петром I в 1724 году. Это петровское начинание после его смерти было воплощено в жизнь как художественное отделение Академии наук.

Она была открыта в Петербурге в 1725 году. При Академии наук были организованы обсерватория, физическая и химическая лаборатории, ботанический сад, музей, библиотека, типография. Первоначальный преподавательский состав Академии был представлен иностранцами. Среди них основатель гидродинамики Даниил Бернулли, математики Якоб Герман, Христиан Гольдбах, физик Георг Бюльфингер, астроном и географ Жозеф Делиль.

 

 

Первым Президентом Академии наук был назначен лейб-медик Петра I Лаврентий Блюментрост. Он был единственным уроженцем России в первом составе академиков.

С 1783 по 1794 год Академию наук возглавляла Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова. Она была первой в мире женщиной, занимавшая такую ответственную должность.

Екатерина Романовна умело управляла Академией. Ею были организованы публичные лекции, которые посещало много слушателей. Во время руководства Дашковой было увеличено как количество студентов-стипендиатов Академии, так и воспитанников академии художеств. Несколько молодых людей отправлены были для завершения образования в немецкие университеты.

По инициативе Екатерины Романовны и под её председательством в 1783 году была учреждена Императорская Российская академия. Её главной задачей должно было стать исследование русского языка.

Главным научным достижением Российской академии было издание «Толкового словаря русского языка». Для популяризации в России лучшие произведений зарубежной литературы Дашковой был учреждён «переводческий департамента». Именно в это время появился целый ряд переводов с классических языков.

 

Она же предложила издавать сатирический журнал «Собеседник любителей российского слова». На его страницах были опубликованы произведения Державина, Хераскова, Фонвизина. Печаталась в «Собеседнике» и сама императрица Екатерина II. Например, здесь были опубликованы её «Записки о русской истории» и «Были и небылицы».

В середине XVIII века на службу в Академию наук поступил Михаил Васильевич Ломоносов. С его именем связан целый пласт открытий в химии, физике, геологии, географии, астрономии. Михаил Васильевич внёс большой вклад в развитие русской литературы и языка. Отстаивал права низшего русского сословия на образование.

В 1748 году при Академии наук им была организована первая химическая лаборатория. Под влиянием Михаила Васильевича и при поддержке Ивана Шувалова в 1755 году был основан университет в Москве.

какие новшества появились в ряде наук приведенных на слайде:

  • Ботаника - Ботанический сад.
  • Зоология - Анатомический атлас.
  • География - Атлас Российской империи.
  • Геология - карты месторождений.
  • Астрономия - наблюдения за звездами в обсерватории.
  • Физика - открытие кинетической теории газов.
  • Химия - в лабораториях создают краски, клей, фильтры.

 

 

Большой вклад внёс Ломоносов и в становление российской исторической науки. Его труд «Краткий российский летописец» был в те времена основным учебником по истории России.

Вместе с Ломоносовым историческую науку развивали Василий Татищев и Михаил Щербатов.

 

 

 

 

«История Российская» Татищева первым научным историческим исследованием.

При написании «Истории Российской от древнейших времён» историк, философоф и публицист Михаил Щербатов использовал большое количество летописных источников.

Также он нашёл и опубликовал множество письменных исторических источников, таких как «Царственная книга», «Летопись о многих мятежах», «Журнал Петра Великого».

В XVIII веке в России открывались и первые музеи. Так ещё Петром I в 1719 году была открыта Кунсткамера. Она стала первым естественно-научный и историческим музеем в Российском государстве.

Первыми экспонатами для неё послужили целые коллекции и отдельные вещи, купленные Петром I в Европе во время Великого посольства.

В настоящее время здание Кунсткамеры является символом Российской Академии наук, в котором располагается Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.

Начало другому известнейшему российскому музею положила Екатерина II в 1764 году. Эрмитаж создавался на основе частных коллекций и в 1852 году был открыт для публики.

 

.

 

Эрмитаж – это крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.

Сегодня в его богатейших коллекциях содержатся памятники первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры VIII–XIX вв.

В XVIII веке к России были присоединены огромные территории, развивалась промышленность и торговля. Эти факторы дали мощный толчок развитию естественных наук.

Академией наук были организованы научные экспедиции для изучения и освоения новых земель. В это время продолжалось изучение Поволжья и Урала, началось активное исследование Дальнего Востока. В 1725-1729 годах состоялась моя Первая Камчатская экспедиция. Передо мной стояла задача доказать существование пролива между Азией и Америкой. Следом отправился я во Вторую экспедицию и исследовал Сибирь подразделив ее на Западную и Восточную, как особые физико-географические районы. Один из участников моей экспедиции, Степан Петрович Крашенинников, опубликовал в 1756 году крупное двухтомное «Описание земли Камчатской». Так труды наши были не напрасны, и принесли много пользы государству Российскому. А последователи мои начали осваивать уж и земли Америки, отошедшей к России. И уж вам, потомки, наверное, теперь понятно, почему пролив между Азией и Америкой назван Беринговым.

 

 

Во время Второй Камчатской экспедиции во главе с Витусом Берингом было подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, обследованы побережье Камчатки и Охотского моря. Известным русским путешественником Степаном Крашенинниковым было составлено первое «Описание земли Камчатки».

В 1768—1774 годах были организованы экспедиции Петера Палласа, Самуила Гамелина, Ивана Лепёхина для изучения природы, хозяйства и культуры Поволжья, Урала, Сибири, Прикаспия и Кавказа. В результате этих экспедиций коллекции Кунсткамеры были пополнены ботаническими, зоологическими, минералогическими материалами. А профессор Петер Паллас передал в музей костюмы народов Поволжья и коллекцию литой позолоченной монгольской и калмыцкой буддийской скульптуры

 

 

Вопросы - задания для класса;

Брейн - ринг

• Какой русский ученый в 1741 году написал оду в честь восшествия на престол Елизаветы Петровны?

• Оду на его рождение написал ………, а гороскоп составил великий математик Эйлер. Правда, кажется, всех не­взгод не предусмотрел. О ком идет речь?

• Отправившись в 1789 г. заграницу, он написал оттуда «Пись­ма русского путешественника». А какую историю в 12 томах он написал, вернувшись?

• Какому знаменитому россиянину А.С. Пушкин посвятил эти строки?

Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;

Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!

Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:

Будешь умы уловлять, будешь помощник царям

. Кто из этих поэтов был ученым-естествоиспытателем?

А. Г. Державин. В. М. Ломоносов.

Б. В. Жуковский. Г. К. Батюшков.

• Какой русский ученый родился в деревне Денисовка в семье

помора?

• в Архангельской или Мурманской области родился М.В. Ломоносов?

• Что, если верить М.В. Ломоносову, питает очень моло­дых мужчин?

2. Станция «Техников и изобретателей»

(Выступление с электронной презентацией - 5мин.)

- Выдающиеся техники и их изобретения;

А.К. Нартов, К.Д. Фролов, И.П. Кулибин, И.И. Ползунов, И. и М.

Моторины.

 

Большой вклад в изучение природного электричества внесли Георг Вильгельм Рихман и Михаил Ломоносов.

Рихман проводил опыты по теплообмену и испарению жидкостей в различных условиях; предложил первую работающую модель электроскопа со шкалой. Однако он погиб при проведении опытов с атмосферным электричеством.

Развитие промышленности, военного дела и транспорта требовало усовершенствования существующих механизмов и появления новых технических устройств. Поэтому в XVIII веке появилось множество различных изобретений.

Так, русский учёный и механик Андрей Нартов в 1729 году разработал конструкцию первого в мире токарно-винторезного станка с суппортом, а в 1741 г. скорострельную батарею из 44 мортир.

Памятником русского литейного искусства стал самый большой в мире колокол – Царь-колокол, который в настоящее время находится на постаменте в Московском Кремле.

 

 

 

 

Его отлили отец и сын Моторины по приказу императрицы Анны Иоанновны в память потомкам о её царствовании. Высота колокола составляет 6,24 метра, диаметр — 6,6 метров, масса — около 200 тонн.

В 1763 году теплотехник Иван Ползунов собрал паровой двигатель. Он же изобрёл первую паровую машину для приведения в действие воздуходувных мехов на Барнаульских заводах. Русский горный инженер, механик и гидротехник Козьма Фролов создал установку в виде системы водяных колёс. С её помощью откачивали воду и подавали руду из шахт.

Нарицательным символом смекалки и изобретательности стало имя уроженца Нижнего Новгорода Ивана Кулибина. Екатерина II была так сильно поражена изготовленными мастером часами, что предложила Кулибину возглавить механические мастерские Академии Наук. Так началась петербургская карьера изобретателя.

Часы, преподнесённые Кулибиным императрице, были размером с гусиное яйцо и состояли из 427 деталей. В них работал механизм часового боя, музыкальный аппарат воспроизводил несколько мелодий, а внутри них был крошечный театр-автомат.

В копилке изобретений мастера модель моста через Неву длиной в 298 м, прототип прожектора, семафорный телеграф и многие другие вещи, значительно опередившие своё время. Также он усовершенствовал шлифовку стёкол для оптических приборов и, благодаря этому, изобрёл уникальный микроскоп

 

Работа с историческими документами;

 

Школьные товарищи

 

'От отца к сыну передавались секреты плавильного дела, ковки и закалки металла, умение строить заводские печи. Но почему надо работать так, а не иначе, нельзя ли изменить, улучшить отцовские приемы работы, молодые мастера не знали. Они ничему, кроме своего мастерства, не учились, часто даже читать не умели.

Чтоб мастера были образованнее, лучше разбирались в своем деле, и завели на Урале горнозаводские школы. Там учили не только.грамоте, арифметике, но и начаткам механики, черчению.

Ползунов и Фролов были очень способными учениками. Мы не знаем, дружили ли они в школе,— Фролов был в старшем отделении, когда Ползунов только начинал учение. И потом всю жизнь они почти не встречались, хотя работали рядом. У обоих была одна и та же страстная мечта. Оба талантливо, упорно, справляясь со всеми препятствиями, добивались своей цели — одной и той же. Но шли они к цели разными путями.

Что же за мечта у них была, какая цель стояла перед ними? Облегчить бесконечно тяжелый труд крепостных рабочих в рудниках и на заводах и в то же время увеличить его производительность.

Облегчить труд — это значило переложить самую тяжкую его часть на машины и механизмы. Их было тогда мало. А создавать новые мешало главным образом то, что не было сильного, надежного двигателя, который приводил бы машины в движение.

Вот этим самым важным для того времени вопросом — как создать хороший двигатель — и занимались всю жизнь оба изобре­тателя.

Единственным видом энергии, которым умели в то время пользо­ваться для заводских нужд, была сила текучей воды. На пути водяного потока ставили колеса с насаженными по ободу лопатками, которые толкала вода, или ковшиками, в которые вода лилась сверху. От вращающегося водяного колеса движение передавалось насосам, заводским механизмам.

Неудобство водяных колес было в том, что они привязывали завод к реке. Да и маломощным был этот двигатель.

Фролов, работая на уральских золотых приисках, изобрел немало механических приспособлений, которые облегчали труд рабочих и увеличивали добычу. Но он мог использовать только часть своих изобретений: у него не было достаточно сильного двигателя, чтобы приводить в движение новые механизмы. И тогда он стал ду­мать, как можно заставить водяные колеса делать больше работы, как увеличить их мощность. Он придумал удивительные вещи...

А Иван Ползунов считал, что водяные колеса отживают свой век. Надо создать двигатель для рудников, расположенных далеко от реки. И для заводов нужен новый двигатель, удобнее, мощнее водяного колеса.

Но как же> без него обойтись?^

'

Вопросы. Зачем были открыты на Урале горнозаводские школы? Как

 

учились в школе Фролов и Ползунов, какова была их маль­чишеская

 

мечта? Как они ее осуществили?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: