Тема : «Повышение экологической безопасности автомобиля при проектировании» (1 час)

При развитии отечественной автомобильной промышленности неизменным многие годы оставалось одно требование — повышение эффективности при выполнении машинами определенных технологических операций. Однако в последнее время приоритет требований сместился в сторону уменьшения воздействия автотранспортных средств на окружающую среду за счет улучшения их экологических качеств. Основные экологические подходы к проектированию технических систем сводятся к следующему (HCO/TR 14062, 2002):

· • повышение эффективности использования материалов (возможность уменьшить воздействие на окружающую среду за счет минимального использования материалов, использование материалов с низким воздействием на окружающую среду, использование восстановленных материалов, оценка совокупного воздействия на окружающую среду от всех материалов, входящих в конструкцию на стадии проектирования);

· • повышение энергетического КПД (определение затрат энергии на протяжении жизненного цикла; возможность уменьшения использования энергии, использование энергии более низкого воздействия на окружающую среду, использование энергии из восстановленных источников);

· • проектирование с целью повышения чистоты производства и эксплуатации (выбор чистых производственных технологий, исключение опасных материалов, разработка перспективных систем, исключающих решения, основанные на единичных экологических критериях, и др.);

· • проектирование для обеспечения долговечности (обеспечение длительного срока службы; возможности технического обслуживания и ремонта; экологических улучшений, обусловленных новыми технологиями, и др.);

· • проектирование с целью оптимальной функциональности (возможности исполнения множественных функций, унификации, автоматизированного управления и оптимизации; сравнение с экологическими показателями аналоговой продукции и др.);

· • проектирование для повторного использования, восстановления и рециклирования (рассмотрение возможностей для облегчения демонтажа, уменьшения видов применяемых материалов, использование материалов после рециклирования, деталей, узлов и материалов в последующей продукции);

· • исключение потенциально опасных веществ и материалов в продукции.

Экологические требования должны учитываться разработчиками машин как можно более полно уже на стадии проектирования с выполнением соответствующих конструкторско-технологических мероприятий по следующим направлениям:

· • повышение экологичности конструкции машины и ее агрегатов в части приспособленности к утилизации и рекуперации на последней стадии жизненного цикла;

· • повышение экономичности ДВС;

· • снижение массы конструкции;

· • уменьшение сопротивления движению;

· • снижение токсичности отработавших газов (в том числе за счет установки нейтрализаторов);

· • возможность использования экологически более чистых видов топлива;

· • применение комбинированных источников энергии;

· • улучшение акустических показателей;

· • снижение воздействия движителей на почву.

Повышение экологичности конструкции машины и ее агрегатов в части приспособленности к утилизации и рекуперации наиболее эффективно реализуется, если при конструировании применить принцип агрегатирования, который заключается в создании техники из унифицированных агрегатов, узлов, приборов и деталей.

Этот принцип в определенной мере принят при создании современных автотранспортных средств, и при утилизации машины ее изделия — модули должны использоваться в дальнейшем при создании новых объектов. Однако задачи по организации быстрой разборки автомобиля, сортировке и использованию изделий и материалов, совместимых с точки зрения их рециклирования, могут быть решены только при обязательной четкой идентификации, производимой с помощью стандартизированной маркировки изделий. В соответствии с Директивой 2000/53/ЕС разработчики и производители автотранспортных средств совместно с изготовителями материалов и оборудования должны использовать стандарты кодового обозначения узлов и материалов, пригодных для восстановления и утилизации.

 

Рассмотрим возможности использования экологического управления на этапе проектирования агрегатов автомобиля. Повышение экологической безопасности узлов, агрегатов и самого автомобиля при их разработке связано с совершенствованием системы проектирования за счет расширения круга задач, решаемых на разных стадиях проектирования. При системном исследовании, анализе и оценке проектируемых объектов и условий их функционирования определяются импликативные взаимосвязи (которые строятся по принципу «если..., то...») между показателями назначения (прежде всего функциональными, структурными и конструктивными) и показателями входа и выхода на основных уровнях продукционной системы — производства, эксплуатации и переработки.

Под продукционной системой понимаем совокупность материально или энергетически связанных единичных процессов, которые выполняют одну или более конкретных функций; под структурированной системой — совокупность технических элементов (подсистем), имеющих общее параметрическое множество.

Для определения экологических показателей проектируемых систем исследованы возможные экологические последствия функционирования их в полном жизненном цикле, т. е. исследованы материальные и энергетические потоки на входе и выходе продукционной системы.

Процесс разработки (проектирования) узлов, агрегатов и самого автомобиля — это трансформация различных требований в научно-техническую документацию для производства. Задачей проектирования на современном этапе является создание объектов, выполняющих заданные функции наилучшим образом (с наибольшей эффективностью) при минимальном использовании материальных и энергетических ресурсов, при минимальных затратах на производство и эксплуатацию объектов, при минимальном воздействии на окружающую среду на всех этапах жизненного цикла. Поэтому вопросы поиска и оптимизации проектных решений по совокупности технических, технологических, экономических и экологических критериев занимают важное место в научных исследованиях. В основном развитие в области проектирования технических объектов получили работы по выбору сочетаний параметров, дающих лучшие значения рабочих показателей при выполнении ряда ограничений, т. е. работы по параметрической оптимизации.

Автоматизированные оптимизационные расчеты строятся на алгоритмах получения конструктивного решения без поэтапного анализа и оценки альтернативных вариантов на соответствие экологическим требованиям.

Примером практического использования такого подхода является анализ экологических показателей электрооборудования автомобилей[1].

Используя описанные выше методы и результаты расчета приведенной массы негативных выбросов в атмосферу при производстве и рециклинге материалов проектируемой системы (рис. 4.8), а также анализируя экологические показатели и функциональные ограничения (частота прокручивания вала двигателя при -20 °С), представленные на рис. 4.9, можно сделать выводы о преимуществах различных конкурентоспособных вариантов.

 

Таблица 4.8. Общая модель интегрирования экологических аспектов в процесс проектирования

Стадии процесса проектирования Действия, связанные с интегрированием экологических аспектов
Планирование Рассмотрение экологических аспектов в полном жизненном цикле, формулирование экологических требований, анализ внешних факторов, выбор соответствующих подходов к экологическому проектированию, уточнение выбранных подходов с точки зрения основных проблем, экологический анализ эталонной продукции и др.
Концептуальное проектирование Проведение ориентированного анализа жизненного цикла, формирование измеримых задач, разработка концепции проектирования, удовлетворение экологических требований, объединение требований с техническими условиями, использование результатов анализа эталонной продукции
Детальное проектирование Применение экологического подхода к проектированию, увязка с техническими условиями, включая жизненный цикл объекта
Испытание/прототип Верификация технических условий путем испытания прототипа и анализ рассмотренных данных по жизненному циклу прототипа
Производство Сокращение технологических операций, выбор материалов и заготовок, не требующих дополнительной обработки. Использование лучших на данном этапе технологических процессов, способствующих сокращению материале- и энергоемкости и сокращению выбросов вредных веществ в окружающую среду

нецелесообразности первоначально спланированной разработки, что предполагает полную переработку задания.

Второй этап (концептуальное проектирование) направлен на структурный синтез, он включает в себя выбор концептуальной конструктивной схемы объекта и его элементов, типа устройства. Здесь решаются такие задачи, как определение основных размеров элементов конструкции, выбор конструкционных материалов, подшипниковых узлов, выполняются механико-прочностные расчеты. Вопросы, которые приходится решать разработчику на данном этапе, в наименьшей степени поддаются формализации. Базой для выполнения этих работ является множество патентных технических решений, а также опыт предшествующих разработок. Основной результат этапа состоит в выборе прототипа объекта.

Основные экологические требования на этом этапе следующие: материалы новой конструкции должны быть экологически «дружественными»; следует избегать использования опасных и токсичных материалов (свинец, ртуть, кадмий, асбест и т. п.), а также композиционных материалов, которые плохо поддаются последующему рециклингу. Если возможно, необходимо использовать материалы, производство и обработка которых наносят наименьший вред окружающей среде и требуют наименьшего расходования энергии, а также рециклируемые и рециклирован- ные материалы. Предусмотреть возможности удобного демонтажа и использования продукции, ее отдельных узлов, деталей и материалов после окончания срока службы.

Третий этап (детальное проектирование) заключается в определении параметров объекта. При этом, как правило, решается задача нахождения такого сочетания значений параметров, которое дает лучшие значения одного или нескольких показателей (пока — функциональных) объекта, например КПД, массы активных материалов, стоимости и пр., при выполнении заданных ограничений. Здесь снижение веса и объема продукции приведет к повышению экологической эффективности как на стадиях транспортировки и перемещения, так и при эксплуатации. Оптимальный выбор характеристик различных деталей и узлов, а также соотношения массы различных конструктивных материалов в структуре объекта позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду при производстве и рециклинге этих материалов. При критериальной параметрической оптимизации возможна оптимизация по ряду критериев, среди которых должен присутствовать и экологический критерий, обеспечивающий минимизацию техногенного воздействия с учетом жизненного цикла.

Четвертый этап (испытание/прототип) — детальное исследование показателей качества и функционирования проектируемого объекта в различных условиях. Проводятся различные поверочные расчеты объекта — электромагнитный, тепловой, деформационный и др. На этом этапе целесообразно проводить исследование и определение вибрационных, акустических, тепловых, электромагнитных и других показателей воздействия на человека и окружающую среду, а также вычисление комплексного экологического показателя проектируемой системы для более обоснованного выбора окончательного варианта.

На этапе производства определяют допуски на параметры. Решение этой задачи связано с результатами вероятностного анализа, а также зависит от возможностей технологического оборудования, с помощью которого будет производиться проектируемый объект. Здесь следует стремиться к сокращению технологических операций, выбирать материалы и заготовки, не требующие дополнительной обработки. Использовать лучшие на данном этапе технологические процессы, способствующие сокращению мате- риало- и энергоемкости и сокращению выбросов вредных веществ в окружающую среду.

Результаты проектирования, полученные на предыдущих этапах, фиксируются в комплекте проектной документации, содержащей набор текстовых и графических документов. В сопровождающих документах актуально указывать полученные результаты экологического анализа с учетом жизненного цикла, полученные экологические показатели, схемы последующего рециклинга системы в целом, отдельных узлов, деталей, материалов.

Можно сформулировать следующие особенности экологического проектирования технических объектов:

· • имеется не только иерархическая подчиненность этапов и их структурированных систем сверху вниз, но и зависимость экологических показателей последующих этапов от результатов, полученных на предыдущих этапах, что приводит к появлению обратных связей между этапами и определяет итеративный характер проектирования;

· • этапы синтеза (с учетом экологических требований) чередуются с этапами экологического анализа тех последствий, к которым приводит этот выбор;

· • проектные задачи отличаются большим многообразием, объемом и трудоемкостью, что определяет целесообразность применения экологических критериев различной сложности.

Задачи комплексного проектирования приведены в табл. 4.9.

При проектировании (конструировании) автомобилей для повышения экологической безопасности необходимо следовать следующим рекомендациям [4] (Звонов В. А. и др., 2001):

· 1. Разработка новой концепции:

o • снижение потребления материалов и топлив (а соответственно, и энергии) на всех стадиях жизненного цикла;

o • расширение функций продукции (повышение универсальности);

Таблица 4.9. Задачи комплексного проектирования

Стадии проектирования Задачи технического проектирования Задачи экологического проектирования
1. Техническое задание Определение основного назначения, технических характеристик, показателей качества и технико-экономических требований Анализ условий функционирования объекта с учетом жизненного цикла, объект должен иметь наилучшие, но не избыточные характеристики, определение технико-экологических требований
2. Техническое предложение Техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности разработки объекта на основе анализа различных вариантов возможных решений задачи проектирования Технико-экологическое обоснование целесообразности разработки объекта на основе комплексного экологического анализа различных вариантов возможных решений задачи проектирования
3. Эскизный проект, структурный синтез Разработка принципиальных решений, дающих общее представление об устройстве и принципе работы объекта, определение основных размеров элементов конструкции,конструкционных материалов, механико-прочностные расчеты Анализ и выбор экологически «дружественных» материалов, в т.ч. рециклируемых и рециклиро- ванных, по возможности избегать использования композиционных материалов, предусмотреть использование объекта, его узлов, деталей, материалов по окончании срока службы
4. Технический проект, параметрический синтез Разработка окончательных технических решений,определение параметров объекта, оптимизация по технико-экономическим критериям Снижение веса и объема продукции. Определение экологических критериев оптимизации, снижающих техногенное воздействие на всех стадиях жизненного цикла
5. Разработка документации Разработка конструкторских документов для изготовления и испытания объектов Методические указания по изготовлению и испытанию объекта в соответствии с технико-экологическими требованиями. Результаты экологического анализа, экологические показатели с учетом жизненного цикла
6. Опытный образец Проверка качества функционирования объекта Проверка экологических показателей

· • продукция должна иметь наилучшие характеристики, но не иметь избыточных.

· 2. Выбор экологически «дружественных» материалов:

o • необходимо избегать использования опасных и токсичных материалов (свинец, ртуть, кадмий, хром, асбест и т. п.);

o • необходимо выбирать материалы, производство и обработка которых требуют меньшего расходования энергии;

o • необходимо использовать рециклируемые и рециклиро- ванные материалы.

· 3. Снижение веса и габаритов продукции:

o • снижение веса способствует снижению затрат энергии на перемещение;

o • снижение объема способствует уменьшению места, необходимого при транспортировке к потребителям и при хранении.

· 4. Оптимизация технологии производства:

o • использование технологических процессов, способствующих меньшей энергоемкости и меньшим выбросам вредных веществ;

o • уменьшение количества технологических операций;

o • использование материалов, которые не требуют дополнительной обработки (доводки) поверхности деталей;

o • технологический процесс должен проектироваться так, чтобы до минимума снизить образование отходов;

o • повторное использование отходов переработки в том же производственном процессе.

· 5. Повышение эффективности системы распределения (доставки) продукции:

o • необходимо использовать наиболее экологически «дружественную» упаковку (рециклируемую, наименьшей возможной массы и объема, не содержащую токсичных компонентов);

o • транспортировка должна осуществляться преимущественно по железной дороге или водным транспортом, нежелательно использование автомобильного и тем более воздушного транспорта.

· 6. Снижение воздействия на окружающую среду на стадии использования продукции:

o • необходимо стремиться к наименьшему энергопотреблению (расходу топлива), обеспечивать функции энергосбережения (для электронных приборов);

· • предпочтительно использовать экологически чистые (лучше возобновляемые) источники энергии;

· • необходимо обеспечивать наименьший возможный расход эксплуатационных материалов (масел, рабочих жидкостей, фильтров и т. п.);

· • в эксплуатации продукция должна как можно меньше выбрасывать вредных веществ и образовывать отходов;

· • должно быть исключено (разъяснено в соответствующих инструкциях) неправильное использование продукции, которое может привести к повышенному расходу энергоресурсов или загрязнению окружающей среды.

· 7. Обеспечение длительного срока службы:

o • конструкция должна быть надежной и долговечной;

o • продукция должна быть простой и удобной в обслуживании и ремонте, однако чем меньше потребность в обслуживании и ремонте, тем лучше;

o • узлы и детали, подверженные наиболее быстрому износу, могут иметь специальные приспособления, которые бы показывали необходимость замены (преждевременная замена увеличивает расход материалов в эксплуатации);

o • необходимо размещать детали, которые требуют частого контроля и замены, ближе друг к другу, чтобы снизить количество операций по разборке и контролю при обслуживании;

o • использование модульной конструкции, что позволяет упростить разборку и замену узлов.

· 8. Использование продукции по окончании срока службы:

o • необходимо предусмотреть повторное использование продукции после соответствующего ремонта;

o • отдельные узлы также могут быть повторно использованы (непосредственно или после ремонта), это необходимо учитывать при конструировании;

o • конструкция должна обеспечивать легкую разборку и разделение материалов;

o • материалы должны иметь маркировку (особенно пластмассы) для ускорения их сортировки;

o • чем больше материалов поддается переработке для повторного использования, тем меньше отходов необходимо будет захоронить на свалках;

o • узлы и детали, содержащие токсичные материалы, должны легко сниматься, чтобы в дальнейшем не засорять окружающую среду (особенно при сжигании отходов).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: