ТЕМА 1
СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА МАРКЕТИНГА
1. Сущность и значение ЭММ.
2. Сущность маркетингового планирования.
3. Сущность и структура плана маркетинга.
Сущность и значение ЭММ
Экономический механизм маркетинга – совокупность маркетинговых методов, способов, форм, инструментов, рычагов воздействия на экономические отношения и процессы в рамках какой-либо организационной структуры.
Структуру экономического механизма предлагается строить в виде функционально-целевой схемы взаимодействия функциональных подсистем, подсистем обеспечения и экономических рычагов, комплекс которых направлен на обеспечение достижения целей субъекта рыночной деятельности (рис. 1).
Цели предприятия/ маркетинга:
Прибыль,
Доля рынка,
научно-технический прогресс,
лояльность потребителя
управление качеством продукции,
рациональное использование ресурсов, охрана окружающей среды как составляющие социально-этического маркетинга.
|
|
Функциональные подсистемы ЭММ:
товар, цена, распреде-ление, продвижение, маркетинг менеджмент
(планирование / прогнозирование, организация, мотивация, контроль)
Подсистемы обеспечения маркетинга:
информационное обеспечение (внешние, внутренние исследования),
внутриорганизационные отношения
(производство, финансы, R&D, кадры)
Экономические маркетинговые рычаги:
ценовая / товарная дифференциация;
методы стимулирования сбыта.
Рис. 1. – Функционально-целевая схема построения экономического механизма предприятия
Рис. 2. – Функционально-целевая схема построения экономического механизма маркетинга
Разработку собственной концепции маркетинга фирма-производитель (продуцент) может начать с определения своего места в системе информационных, денежных и материальных потоков в отрасли (экономике), что, в свою очередь, связано с поиском оптимальной модели отношений с определенной совокупностью субъектов рынка (рис. 1.3).
Всю многоаспектность понятия "маркетинг" обобщенно можно представить в виде системы его характеристик (рис. 1.1).):
• принцип поведения предприятия, заключающийся в последовательном направлении всех решений, касающихся рынка, на требования и нужды потребителей (маркетинг как принцип управления предприятием);
• средство достижения преимуществ со стороны потребителей по сравнению с конкурентами с помощью комплекса специальных рыночных мероприятий (маркетинг как средство);
• систематический, опирающийся на современный инструментарий поиск решений (маркетинг как метод); Решения, принимаемые фирмой в сфере маркетинга, носят комплексный характер, существенно влияют на определение ценности процесса принятия решений. Так формируется единая система принятия решений (рис. 1.8- факторы внутренней среды предприятия).
|
|
•
Для украинского бизнеса характерна концентрация принятия всех ключевых решений в руках собственника или топ-менеджера. Очень часто собственник не видит смысла в стратегических маркетинговых планах и не заинтересован в их реализации. В стратегическом маркетинговом планировании обязательно должны участвовать:
• собственник или его полномочный представитель (но не тот, кто лишь выполняет контрольную функцию, а тот, кто ознакомлен с видением собственника и четко понимает место компании в общей структуре бизнеса);
• генеральный директор;
• финансовый директор;
• руководитель отдела продаж;
• руководитель производства;
• отдел маркетинга.
Деятельность рабочей группы не должна определяться как помощь отделу маркетинга, на самом деле это разработка стратегии бизнеса в целом.
РАЗНИЦА В РАЗМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Высшее руководство фирмы контролирует такие факторы маркетингa:
• разработку общих целей и корпорационной культуры;
• определение области деятельности фирмы;
оценку роли маркетинга в достижении общих целей фирмы.
• способ удовлетворения спроса.
Приведенные определения маркетинга отражают различные аспекты маркетинговой деятельности фирмы:
• целевой, показывающий важность установления иерархии целей (генеральные, общие, частные, единичные) и принципов их взаимосвязи;
• организационный, подчеркивающий значимость правильного выбора организационной модели маркетинга;
• функциональный, с помощью которого систематизируется совокупность функций и подфункций маркетинга в процессе достижения целей;
Маркетинг-микс (известен еще как четыре P маркетинга) определяет направленную на получение прибыли и удовлетворение потребностей покупателей политику компании. "Продвижение" и "Место" относятся в первую очередь к тому, как фирма привлекает потенциальных покупателей, а "Товар" и "Цена" позволяют удовлетворить их потребности.
• методологический, позволяющий формировать комплекс приемов, средств и методов, использование которых способствует принятию оптимальных решений.
Сочетание различных аспектов маркетинговой деятельности фирмы приводит к появлению интегрирующего управленческого эффекта, согласно которому маркетинг фирм представляется как управленческая деятельность, интенсифицирующая процесс принятия любого маркетингового решения (например, процесса управления спросом с целью получения прибыли; сочетания интересов продавцов и покупателей).
Итак, маркетинг определяется:
возможностями компании;
потребностями покупателя;
маркетинговой внешней средой.
Сущность маркетингового планирования
Экономический механизм маркетинга мы будем рассматривать через призму маркетингового планирования. Поскольку термин "планирование маркетинга" используется для описания методов применения ресурсов маркетинга для достижения маркетинговых целей (см. рис. 1.1).
Маркетинговое планирование - одна из приоритетных функций управления маркетингом, которая заключается в подготовке вариантов маркетинговых решений в виде прогнозов, проектов, программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возможности выполнения и проверки их выполнения
Многие компании ведут свою деятельность безо всяких планов.
Основной парадокс современного развития управления заключается в том, что с ростом неопределенности и нестабильности изменений, происходящих во внешней среде, именно тщательное планирование помогает руководству фирмы предвидеть эти изменения, адекватно реагировать на них и в перспективе активно влиять на среду развития предприятия.
|
|
В теории планирования выделяют три важнейших аспекта.
Первый из них - социально-экономический. Он заключается в изучении конкретных закономерностей, определяющих развитие социально-экономических процессов. Второй - методология планирования - это органическое единство логики разработки прогнозов, проектов программ и планов, специфических методологических принципов и подходов, системы показателей, используемых в процессе планирования.
Планирование представляет собой два взаимосвязанных процесса. С одной стороны — это творческий процесс, который выходит за рамки любых методик. С другой стороны — это некоторая технология выбора комплекса последовательных действий, которые должны дать результат.
Важной составной частью методологии планирования является методика планирования - совокупность методов, приемов разработки, обоснования и анализа прогнозов, программ и планов, временных горизонтов, системы расчетов показателей, их взаимосвязи.
Под методом планирования понимают конкретный технический прием, с помощью которого решается определенная проблема планирования, рассчитываются числовые значения показателей планов. В связи с различием в структурированности проблем планирования используется несколько методов разработки планов (рис.1.2).
Разработка всех видов управленческих решений в виде прогнозов, программ и планов невозможна без системы показателей. Только с их помощью могут быть реализованы логика, принципы и методологические подходы планирования.
По планированию под показателем следует понимать меру (количественную или качественную) планового задания. Система показателей, используется в планировании, должна соответствовать определенным требованиям. К важнейшим из них относятся:
♦единство и обязательность;
♦ сопоставимость;
♦ измеримость;
♦ комплексность;
♦ адаптивность;
♦ адресность;
♦ ориентированность на рост прибыли;
♦ количественная ограниченность.
|
|
Классификация показателей в зависимости от связи с объектом планирования и содержанием:
♦ конечные и промежуточные;
♦ натуральные и стоимостные;
♦ количественные и качественные;
♦ сетевые;
♦ абсолютные и относительные;
♦ утверждаемые, расчетные и информационные (справочные)
Третий аспект планирования - организационный. Он охватывает комплекс вопросов, связанных с постановкой круга задач, которые решает система органов, участвует в процессе планирования, определения функций, организации их работы, а также придание определенной организационной формы конечным результатам планирования.
Если содержание и последовательность процесса определены, полезным для организации является составление схем воспроизводящих процесс планирования в календарной последовательности. Эти схемы могут иметь различный вид: диаграммы, таблицы, графические цепочки, графики-пирамиды и др.. Примеры подобных форм плановой документации представлены в табл. 1.1.
Процесс планирования в организации продолжается непрерывно.
Согласно схемам последовательного планирования определенные операции за планирование осуществляются регулярно, ежегодно, примерно в одно и то же время года.
В процессе планирования принимают участие:
♦ высшее руководство фирмы;
♦ команда плановиков;
♦ руководители и специалисты подразделений.
Служба планирования принимает участие в разработке стратеги фирмы, объяснении ее основных целей. Окончательные решения, связанные с утверждением стратеги, принимает высшее руководство.
Состав и величина служб планирования в организации зависит от организационной структуры, от представлений о стиле управления.
Деятельность по сбыту и по маркетингу необходимо сочетать или, по крайней мере, они должны преследовать одни и те же цели. Между двумя этими сферами должен идти постоянный обмен информацией, иначе это неблагоприятно скажется на планировании маркетинга.
Прежде чем составлять план маркетинга, фирма должна решить, какой из подходов она может использовать в процессе разработки и реализации плана.
Подходы к маркетинговому планированию:
• системный, согласно которому следует разработать комплекс взаимосвязанных целей и задач. В соответствии с этим комплексом разрабатывают перечень методов планирования и основных экономических показателей, оценивающих запланированные и фактические результаты маркетинговой деятельности фирмы;
• интегрированный, предполагающий согласование планов фирмы, маркетинговой службы и отдельных хозяйственно-управленческих подразделений;
• программно-целевой, связанный с выделением приоритетов маркетинговых коммуникаций фирмы, под которые разрабатываются маркетинговые программы и планы;
• многоуровневый, согласно которому выделяются уровни планирования маркетинговых воздействий фирмы (внешний уровень — маркетинговые воздействия фирмы направлены на субъекты ее внешней маркетинговой среды; внутренний уровень — объектом маркетинговых воздействий становится организационная структура фирмы, функционально-иерархические связи между ее подразделениями и службами). Кроме того, выделяются уровни управления маркетинговой информационной системой, маркетинг-миксом и его субмиксами, процессом разработки и реализации плана маркетинга и процессом контроллинга. Это позволит фирме повысить эффективность процесса разработки методики ее маркетингового планирования;
• логический, согласно которому существует определенная логика разработки плана маркетинга, предусматривающая последовательность этапов постановки целей и задач маркетинговой деятельности фирмы, выбора и обоснования стратегии и бюджета маркетинга, анализа реальности планируемых объемов производства в соответствии с критериями целесообразности (экономичности) и оптимальности (рациональности).
Благодаря маркетинговому планированию менеджеры предприятия смогут ясно понять, какую позицию намеревается занять предприятие на рынке для достижения своих целей. Это поможет менеджерам различных подразделений работать вместе, а не только решать собственные узкофункциональные задачи.
Сущность и структура плана маркетинга
План маркетинга — письменный документ, который представляет собой инструмент планирования и реализации маркетинговой деятельности предприятия, с помощью которого обеспечивается непрерывный процесс анализа, управления и контроля, направленный на приведение к более полному соответствию возможностей предприятия требованиям рынка. Поэтому, исходя из тех задач, которые решает план маркетинга, его положение в корпоративном плане играет координирующую роль.
Основное назначение плана маркетинговых взаимодействий фирмы состоит в пояснении заинтересованным лицам как именно компания собирается воздействовать на рыночную ситуацию, чтобы обеспечить достижение своих целей.
Как документ с формальной структурой он обязывает того, кто его пишет, излагать свои мысли, факты и выводы последовательно и логично с тем, чтобы их поняли другие.
Классификация планов маркетинга:
• по уровням управления:
для высшего руководства — более формализованные (укрупненные, общие планы, определяющие направления будущего развития компании),
для средних и низовых уровней — более конкретные (подробные, детальные планы, разрабатываемые для конкретной ситуации и конкретных проблем маркетинга);
• по срокам (продолжительности) действия —
краткосрочные (до одного года),
среднесрочные (2—5 лет) и
долгосрочные (5—10 лет);
В традиционном планировании планы обычно подразделяются в зависимости от того, на какой период времени они рассчитаны, например: долгосрочные планы; среднесрочные планы; краткосрочные планы. Универсального определения периодов планирования не существует.
Долго- и среднесрочные планы часто называют "стратегическими", потому что в них рассматриваются рассчитанные на длительный период времени стратегии бизнеса, краткосрочные планы часто называют "корпоративными" или "бизнес-планами", так как они являются руководством для повседневной деятельности. Использование того или иного плана зависит от того, чем занимается компания, какие рынки она обслуживает и насколько необходимо ей планирование выпуска продукции в будущем.
Стратегическое планирование - э то процесс установления соответствия между целями и потенциалом фирмы, с одной стороны, и изменяющимися возможностями рынка — с другой. Новое "стратегическое" планирование предполагает, что менеджмент оперативно реагирует на поступающую информацию и использует ее. Данный подход принят и специалистами по маркетингу.
Долгосрочное планирование направлено на оценку общих экономических и деловых тенденций на много лет вперед. Долгосрочный план определяет основные благоприятные факторы и угрозы, которые будут оказывать влияние на деятельность фирмы на протяжении последующих нескольких лет, соответствующих срокам освоения продукции, которые в среднем составляют 5-7 лет. Он содержит долгосрочные цели, основные маркетинговые стратегии, которые будут использованы для их достижения, и определяет необходимые для этого ресурсы.
Среднесрочное планирование более практично и занимает период не более 2-5 лет (обычно — 3 года). Среднесрочный "стратегический" план основывается на тех же стратегиях, что и долгосрочный, но основные решения должны осуществляться за более короткие сроки. К такого рода решениям относятся: внедрение новой продукции, потребность в капиталовложениях, наличие и использование персонала и ресурсов.
Краткосрочное планирование (и бюджетирование) обычно охватывает период до одного года, описывает текущую ситуацию, краткосрочные цели фирмы, программу действий, бюджет и формы контроля.
Многие фирмы в своей маркетинговой деятельности опираются на определенное сочетание этих планов;
• по охвату производимой продукции (услуг) —
для отдельных продуктов;
один интегрированный план, включающий всю продукцию, или
общий план с разделом маркетинга.
Если предприятие продает различные товары или действует в нескольких регионах (или и то и другое сразу), то для нее можно подготовить не только генеральный план маркетинга для всех товаров во всех зонах, но и план для отдельных товаров в разных зонах.
• по масштабу (глубине, сложности) решаемых проблем маркетинга — стратегические и тактические;
• по целевой направленности: обычные (когда какая-то цель плана отдельно не выделена) и целевые (когда все действия сфокусированы на определенной цели — планы разработки нового продукта; проекта инвестиций в маркетинг-микс или его субмиксы; проведения рекламной кампании и т. д.);
• по способу составления —
централизованные (лидером разработок является высшее руководство, представляющее планы для низовых звеньев) и
децентрализованные (планы разрабатывают низовые звенья для утверждения высшим руководством).
Основное условие разработки планов подразделений и дочерних компаний состоит в том, что они должны быть увязаны с генеральным планом компании.
Типовая структура маркетингового плана включает такие блоки:
1. Краткое резюме и содержание плана.
Ситуационный анализ:
2. Анализ внешней среды предприятия (макро- и микроокружения) (в т.ч. анализ рыночной конъюнктуры, потребителей, конкурентов): текущей ситуации, предшествующее, прогнозируемой.
3. Анализ внутренней среды предприятия: общая характеристика деятельности фирмы: оценка и анализ прошлого, текущего состояния и прогноз развития.
4. Цели маркетинга и маркетинговая стратегия.
5. Программа действий (определение комплекса мероприятий в рамках базовой стратегии маркетинга):
Маркетинговые программы разрабатываются как комплекс мероприятий, направленных на реализацию наиболее значимых для фирмы маркетинговых целей, скоординированных и согласованных по исполнителям, срокам и ресурсам.
- товарная;
- ценовая;
- распределительная;
- коммуникационная.
6. Определение бюджета маркетинга.
7. Контроль эффективности внедрения.
8. Планирование на предвиденные обстоятельства
Процесс планирования — итеративный процесс.
Объем плана может колебаться от 30 до 130 страниц в зависимости от масштаба бизнеса, типа рынка, однако структура документа остается для разных компаний практически неизменной.
Структуры различных планов
Полный план. Полному плану маркетинга компании и другим главным планам маркетинга соответствует наиболее полная структура (см. приложение, рис. 2.2).
Базисный план. Впланах, посвященных отдельным рынкам, отдельным товарам, данные о бюджетах, прибылях и убытках, как правило, не приводятся. В этом случае используется структура более общего характера (см. приложение, рис. 2.3).
План изменений во времени оценивает текущие рыночные позиции. Он используется в качестве первого этапа в подготовке полного плана маркетинга для различных товаров, чтобы решить, какие из них обладают наиболее привлекательными перспективами (см. приложение, рис. 2.4).
План для нового товара. При составлении этого плана данные по сбыту товара в прошлом отсутствуют, но вы можете использовать информацию о замещаемом новым продуктом товаре или аналогичной продукции конкурентов. Без этого невозможно обосновать необходимость его производства. В случае с совершенно новым продуктом маркетинговое исследование проводится исходя из размеров рынка, конкуренции и т. д.
Особое значение имеет здесь информация о бюджете, и не важно, отдельным пунктом или нет, в плане должно присутствовать полное обоснование причин внедрения нового товара. Обычно это делается в кратком виде в резюме и более полно в разделах «ситуационный анализ» и «бюджет» (см. приложение, рис. 2.5).
План маркетинга — только одна из составляющих корпоративного плана (или бизнес-план компании направляет ее деятельность), поэтому процесс планирования должен осуществляться как часть генерального плана компании и процесса бюджетирования.
ДОДАТКИ