Историческое развитие сознания

Введение

 

Начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, которая коренным образом отличается от всего предшествующего пути биологического развития живых существ. Новые формы общественного бытия порождают также и новые формы психики, отличные от психики животных. Существенное отличие человека от животных, как вида, состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Наличие сознания является своего рода вершиной психического отражения. Сознание – это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. В результате в образе сознания выделяются две плоскости: объективная - Мир, и субъективная - «Я», то есть, личное переживание, то, как человек относится к предмету.

Но сознание не ограничивается только отражением действительности, оно также проявляет свои творческие и деятельные качества. «Сознание — это виртуальный мир реального бытия, общения и целесообразной психической деятельности человека, регулируемый центральной нервной системой. Основоположники материалистической теории общественной жизни в разных ракурсах подчеркивали потенциальную активность сознания, считая, что оно может не только адекватно отражать, но и целенаправленно творить (изменять, преобразовывать) действительность соответственно интересам и идеалам людей», - И.Л. Андреев, доктор философских наук [7,7]. Я согласен с этим определением и считаю, это большой дар для человечества. Ведь благодаря осознанной  деятельности, мы сейчас обладаем поистине удивительными и гениальными изобретениями.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания. Известно, что ещё с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни. Но, несмотря на то, что они прилагали все усилия и даже очень близко подошли к этой разгадке, пока им не удалось добиться своего, а именно, точно трактовать, чем же, по сути, является человеческое сознание.

В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине сознание, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одним из наименее разобранных. Это и подчёркивает актуальность выбранной мною темы.

В данном реферате я ставлю себе целью рассказать о том, что же понимается под сущностью сознания сейчас, а также ознакомиться с его историческим развитием, структурой и свойствами.

 

 

Историческое развитие сознания

Прежде чем говорить о современных представлениях сознания, я считаю, что необходимо в первую очередь рассказать о развитии сознания. Это должно помочь нам понять, почему сознание на данном этапе развития человечества имеет такую сложную многоуровневую структуру (об этом правда, будет сказано немного позже). Ведь предположение о том, что сознание у человечества зародилось в один прекрасный день, будет неверным. На самом деле, оно прошло очень долгий путь развития. Хочется отметить, что обсуждая данную проблему, следует понимать, пока наука не располагает исчерпывающими доказательствами той или иной гипотезы возникновения сознания. Тем не менее, можно попытаться с высокой степенью достоверности реконструировать процессы, происходившие на нашей планете миллионы и сотни тысяч лет назад.

 

Развитие сознания у человека неразрывно связано с началом общественной трудовой деятельности. В развитии трудовой деятельности, изменившей реальное отношение к окружающей среде, заключается основной и решающий факт, из которого проистекают все отличия человека от животного; из него же проистекают и все специфические особенности человеческой психики.

По мере развития трудовой деятельности человек, воздействуя на природу, изменяя, приспособляя ее к себе и господствуя над нею, стал, превращаясь в субъекта истории, выделять себя из природы и осознавать свое отношение к природе и другим людям. Через посредство своего отношения к другим людям человек стал все более сознательно относиться и к самому себе, к собственной деятельности; сама его деятельность становилась все более сознательной: направления в труде на определенные цели, на производство определенного продукта, на определенный результат, она все более планомерно регулировалась в соответствии с поставленной целью. Труд как деятельность, направленная не определенные результаты, требовал предвидения.

Характерная для трудовой деятельности человека целенаправленность действия, строящегося на предвидении и совершающегося в соответствии с целью, составляет основное проявление сознательности человека, которая коренным образом отличает его деятельность от несознательного, “инстинктивного” в своей основе поведения животных.

Возникновение человеческого сознания и человеческого интеллекта может быть правильно объяснено только в зависимости от его материальной основы, в связи с процессом становления человека как исторического существа.

Развитие все более совершенных чувств было неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областей в мозгу человека, преимущественно тех, в которых локализованы высшие чувства, а развитие все более совершенных движений – с развитием все более дифференцированной моторной области, регулирующей сложные произвольные движения. Все более усложнявшейся характер деятельности человека и соответственно все углублявшейся характер его познания привел к тому, что собственно сенсорные и моторные зоны, т.е. проекционные зоны в коре мозга, которые непосредственно связаны с периферическими и эффекторными аппаратами, как бы расступились, и особое развитие в мозгу человека получили зоны, богатые ассоциативными волокнами. Объединяя различные проекционные центры, они служат для более сложных и высоких синтезов, потребность в которых порождается усложнением человеческой деятельности. В частности, особое развитие получает фронтальная область, играющая особенно существенную роль в высших интеллектуальных процессах. При этом с обычным у большинства людей преобладанием правой руки связано преобладающее значение противостороннего левого полушария, в котором расположены главнейшие центры высших психических функций, в частности центры речи.

Так развитие трудовой деятельности и новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменение его строения, а развитие его строения обусловило в свою очередь возможность появления и развития новых, все более сложных функций, как двигательных, так и сенсорных, как практических, так и познавательных.

Речь стала существенным стимулом развития человеческого мозга и сознания. Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается результатами общественного опыта: наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого. Огромное многообразие стимулов дало мощный толчок для дальнейшего развития мозга. А дальнейшее развитие мозга создало новые возможности для развития сознания. Эти возможности расширялись по мере развития труда, открывающего человеку в процессе воздействия на окружающую его природу все новые ее стороны.

Благодаря орудиям труда и речи сознание человека стало развиваться как продукт общественного труда. С одной стороны, орудия как обобществленный труд передавали в овеществленной форме накопленный человеком опыт из поколения в поколение, а с другой стороны, это передача общественного опыта, его сообщение совершалось посредством речи.

 

В дополнение к гипотезе, объясняющей возникновение сознания у человека развитием его общественной трудовой деятельности, существует также культурно-историческая концепция развития психики человека и формирования его сознания, которую предложил Л. С. Выготский. Известный российский психолог Л. С. Выготский полагал, что в процессе формирования сознания можно выделить три последовательных процесса, тесно связанных между собой:

Первый из них заключался в инвертировании вектора взаимодействия человека и природы: уже на ранних стадиях своего развития человек при помощи орудий труда стал влиять на природу не меньше, чем она на него. Механизм воздействия на природу предполагал создание орудий труда и развитие функции материального производства со стороны человека.

Второй важный процесс — это переход от освоения внешней среды к освоению собственной психики. В процессе овладения природой человек научился управлять и своей психикой. У него появились высшие психические функции и произвольная деятельность, а также возникают специальные психологические орудия воздействия на собственную психику (от зарубок на дереве до письменной речи).

Третьим важным процессом становления человека как разумного существа, по Л. С. Выготскому, явилось формирование и развитие речи. Сначала в процессе совместной деятельности слова-приказы были обращены к другим людям. Но впоследствии, человек научился направлять их на себя и управлять своим поведением. Этот процесс является формой интериоризации деятельности.

Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения. Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, — он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

В заключение следует отметить, что, конечно, концепция Выготского имеет ряд недостатков и может подвергаться критике, но она сыграла огромную роль в становлении научной психологической мысли. Ее основные положения были использованы при разработке такой практической проблемы, как дефектология. Концепция Выготского также оказала влияние на формирование современных научных взглядов на проблему происхождения психики и развития сознания человека.

Сегодня в отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о том, что происхождение сознания человека связано с его социальной природой. Сознание невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания — общественно выработанных способов передачи человеческого опыта. Эти способы обеспечивают полноценное развитие психики ребенка.

 

Структура сознания

После предварительных замечаний по поводу того, как сознание зародилось и потом в дальнейшем развивалось, попробуем теперь разобраться, какова структура и организация сознания в наши дни, какие основные элементы оно включает.

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном.

В более узком и специальном значении сознание - не просто психическое состояние, а высшая, собственно человеческая форма отражения действительности. В структуре сознания отчетливо выделяются такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.

Познаниеиосознаниевещейимеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Поэтому выделяют обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Но оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.[1]

Воздействующие на нас предметы и события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя: чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.), а также аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром. Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли.

Итак, стоит подвести  краткий итог вышесказанному в данной главе. Мы выяснили, что сознание включает несколько основных структурных блоков, главными из которых являются:

познавательные процессы, к которым относятся ощущения, восприятия, представления, мышление, память, язык и речь;

эмоциональные состояния - позитивные и негативные, активные и пассивные и т.д.;

волевые процессы - принятие и исполнение решений, волевые усилия.

 

Все эти структуры сознания обеспечивают формирование знаний и предметно-практическую деятельность человека по удовлетворению его многообразных потребностей. Также необходимо сказать, сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.[6]

 

Однако, это не единственный подход к выделению структурных частей сознания. К примеру, советский и российский психолог А. В. Петровский в структуре сознания выделяет следующие четыре основных характеристики:

1. Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. Таким образом, в структуру сознания входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

2. Закрепление в сознании различий субъекта и объекта. В истории органического мира только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию (познанию самого себя), т.е. способен обращать свою психическую деятельность на самого себя.

3. Обеспечение целеполагающей деятельности. Приведем известную цитату К. Маркса: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела, постройкой своих восковых ячеек срамит некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове». В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Таким образом, в функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и т.д.

4. В структуру сознания входят также определенные отношения (отношения к окружающей среде и общественные отношения, в которые включен человек).[9],[3]

        

    Другой, не менее известный психолог, последователь Выготского  А. Н. Леонтьев выделил в структуру сознания следующие компоненты: чувственную ткань сознания, значения и личностные смыслы.

чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивостью и т.д.

Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает в роли субъекта, как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект его деятельности.

Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно – свою означенность. Значения являются важнейшими «образующими» человеческого сознания.

Значения преломляют мир в сознании человека, Хотя носителем значений является язык, но язык – не демиург[1] значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операция) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность.

В значениях представлена преобразованная и свернутая в материи

идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, т.е. в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же «не психологичны» как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними.

Следует различать осознаваемое объективное значение и его значение для субъекта. В последнем случае говорят о личностном смысле. Другими словами личностный смысл – это значение того или иного явления для конкретного человека. Личностный смысл и создает пристрастность сознания. В отличие от значений личностные смыслы не имеют своего «психологического существования».

Сознание человека, как и сама его деятельность не является неким слагаемым входящих в него частей, т.е. оно не аддитивно. Это не плоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами. Это и не связь отдельных его «единиц», а внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе. Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания.

 

Подытожив все вышеизложенное, стоит сказать, не смотря на то, что существует множество подходов к выделению структурных блоков в сознании человека, и разные ученые рассматривают его по-разному, все они схожи в одном  – сознание целостно, т.е. подходить к рассмотрению данного предмета со стороны его отдельно взятых частей будет не совсем верным. Сознание представляет собой неразрывную структуру.

 

 

Бессознательное

Сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку последняя включает в себя и бессознательное.

Соотнесение понятий сознание и психика показывает, что психика более широкое понятие, чем сознание, поскольку психические явления могут носить как актуальный, так и потенциальный характер. Например, хранящиеся в памяти знания, не участвующие в процессах настоящего, не являются актуально сознательными. Даже у вполне развитого человека основной запас опыта хранится за пределами непосредственного контроля сознания. Человек испытывает все физиологически доступные воздействия, но не все они становятся фактом сознания. Психика является достоянием всех видов животных, сознание же присуще только человеку, да и то не во всяком состоянии. Сознание отсутствует у новорожденных, у некоторых категорий душевно больных, у человека в состоянии сна. Таким образом, в психической сфере человека помимо сознания существует огромная сфера неосознаваемого психического.

В науке до сих пор нет окончательного определения бессознательного. Одни авторы определяют бессознательное как психические процессы, которые осуществляются без контроля сознания, непроизвольно. Другие считают бессознательное основным регулятором внутренних функций и поведения в целом. Третьи рассматривают бессознательное как патологическое состояние психики.

Все теории бессознательного можно условно разделить на 2 группы. Первая исходит из признания бессознательного как определенной степени интенсивности сознания, основываясь на непрерывности психической жизни (Лейбниц, Сеченов, Узнадзе). Другая группа теорий рассматривает бессознательное, как нечто отличное от сознания, как самостоятельный источник активности психики (Гартман, Шопенгауэр, Фрейд).

Современные же представления о феноменологии бессознательного психического позволяют говорить о том, что сознание и бессознательное работают в режиме гармоничного единства. При этом зона максимально ясного сознания невелика. Бессознательное можно определить как совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, безотчетных и не поддающихся контролю.

В структуру бессознательного психического входит широкий круг явлений.

— Субсенсорные (то есть подпороговые) ощущения и восприятия.

— Интероцептивные ощущения, которые не осознаются в норме, когда человек здоров и начинают осознаваться только при нарушениях состояния здоровья.

— Автоматизмы и навыки, которые вырабатываются в течение жизни (например, автоматизм речи, ходьбы, навык письма, рабочие навыки). Сознательная деятельность может выполняться лишь тогда, когда большинство ее элементов автоматизировано. Мы можем следить за смыслом речи и письма, только если их механизм автоматизирован.

— Импульсивные действия — действия, совершаемые безотчетно, без контроля сознания. Часто такие действия человек совершает в состоянии аффекта.

— Информация, которая накапливается в течение всей жизни и хранится в памяти. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый момент в фокусе сознания находится только небольшая ее доля. Формы бессознательной переработки информации, в частности, интуиция.

— Установка как целостное состояние человека, выражающее динамическую направленность личности на активность в каком-либо виде деятельности, устойчивую ориентацию по отношению к определенным объектам.

— Психические явления, возникающие во сне. Сон — это не состояние отдыха мозга, а его деятельностное состояние. «Необходимость отвлечения от сигналов внешнего мира (именно это и составляет сущность сна) связана с особенностями организации переработки информации, с заполнением информационной емкости кратковременной памяти, с необходимостью рассортировки информации в долговременную память, в текущую программу деятельности, для уничтожения ненужного» (Вейн). То есть сон, как активное состояние мозга, характеризуется психической деятельностью, которая не осознается человеком.

Таким образом, сфера бессознательного психического велика и ее нельзя считать низшим уровнем психики, так как это специфически человеческое явление, детерминированное общественными условиями, неразрывно связанное с сознанием.

 

 

Заключение

 

    В заключение реферата я хотел бы отметить следующее:

Наиболее полно и подробно рассмотрев понятие сознания, вероятные причины его возникновения, его структуру, виды, я могу сделать следующие выводы:

- Формирование сознания связано с возникновением труда.

- Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.

- Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.

- Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее, оно - единое целое.

Также я ещё хотел бы  обратить внимание на некоторые его существенные черты, которые наиболее часто указываются в психологической литературе.

Сознание динамично, подвижно, изменчиво. В фокусе сознания непрерывно, с утра до вечера и даже во сне, у человека появляются, сменяя друг друга, то одни, то другие образы, мысли, представления. Сознание напоминает течение реки. Поэтому его иногда характеризуют термином «поток сознания».

Сознание никогда не существует в «чистом виде», само по себе, изолированно от его конкретного носителя. Эта особенность сознания выражается термином «субъектность сознания», а также отражается формулой: «Сознание — есть субъективный образ объективною мира». Все произведения человеческой культуры — материальные и духовные — первоначально возникли в сознании их творцов.

Всякое индивидуальное сознание возникает не па пустом месте, не в вакууме. Важнейшей особенностью сознания, которую особенно настойчиво выделяла отечественная психология, является тесная связь индивидуального сознания с общественным. Эта связь осуществляется через язык и речь, которые в своем содержании воплощают весь опыт человеческой культуры. Каждый человек в ходе индивидуального развития через язык и речь, так или иначе, приобщается к общественному сознанию.

Сознание активно. Эта черта сознания проявляется не только в процессе создания и изменения «картины мира», но и в предметно-практической деятельности по удовлетворению потребностей человека, которому необходим адекватный образ мира для того, чтобы его деятельность была эффективной. Эта особенность сознания выражается формулой: «сознание не только отражает мир, но и творит его».

 

 

6.Список литературы:

1) Дружинин В.Н. Психология. Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2002 г

2)  Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: 2 т. – Т. I. – М., 1983 (Возникновение и развитие сознания человека: 222 – 279.)

3) Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. — М.: Академия, 2002.— 512 с.

4) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: 2 т. – Т. I. – М., 1989. (Сознание человека: 156 – 190.)

5) Щербатых Ю. В. Общая психология. — Санкт-Петербург: Питер, 2008.

6) Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1999г.

7) Современное представление о человеческом сознании. Материалы научного семинара. Вып. № 4. М.: Научный эксперт, 2012. — 176 с.

8) Википедия. Определение сознания. // http://ru.wikipedia.org/wiki/Сознание_(психология)

9)  Гуманитарный портал. Современные представления об этапах развития психики, понятие о сознании. //

http://psyera.ru/4200/sovremennye-predstavleniya-ob-etapah-razvitiya-psihiki-ponyatie-o-soznanii

 

 


[1] Демиург -  с др.-греч. δημιουργός — «мастер, ремесленник, творец» от др.-греч. δῆμος — «народ» и ἔργον — «дело, ремесло, промысел».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: