Конкурентоспособность предприятия

 

Основной целью любого предприятия в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке, рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли. Главным средством увеличения прибыли является высокая конкурентоспособность предприятия.

Конкурентоспособность предприятия — это реальная и потенциальная способность изготавливать и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и качественным (неценовым) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других предприятий-конкурентов.

Конкурентоспособность предприятия относительная характеристика, поэтому она может быть выявлена только путем сравнения предприятий, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти предприятия функционируют. Таким образом, одно и то же предприятие может быть конкурентоспособным на местном и региональном рынке и не быть таковым на национальном и тем более на мировом рынке.

Конкурентоспособность предприятия определяют следующие показатели:

- экономический потенциал и эффективность деятельности предприятия:

- основной капитал;

- собственный и заемный капитал;

- объем продаж;

- доля на рынке;

- производственный и сбытовой потенциал:

- производственные и сбытовые мощности;

- наличие сырьевой базы;

- научно-исследовательский потенциал:

- число исследовательских центров;

- ежегодные расходы на НИОКР;

- финансовое положение:

- платежеспособность;

- кредитоспособность.

Цель анализа конкурентоспособности фирмы — установить, какого конкурентного преимущества может добиться фирма и как его можно реализовать и защитить в конкретной ситуации.

Анализ конкурентоспособности путем сравнения продукции предприятия с товарами предприятий-конкурентов. Сравниваемые параметры товаров-конкурентов можно подразделить натри группы: технические, экономические и маркетинговые.

1) к техническим параметрам относятся:

показатели, характеризующие качество продукции (товара): его соответствие государственным и техническим условиям надежность, безопасность и т.д.;

нормативные показатели отражающие соответствие стандартам, патентную чистоту и т.д.

2) к экономически параметрам относятся: отпускная цена, себестоимость продукции, затраты на установку, затраты на эксплуатацию и т.д.

3) к маркетинговым параметрам относятся: имидж предприятия, организация технического обслуживания, дизайн товара, сроки его поставки, условия его оплаты,, стимулирование реализации (продаж) товара с помощью системы скидок, организация каналов продвижения товара, эффективность рекламной компании.

 

5 .Проверочный тест

 

1.Конкурентоспособность товара - это:

 

а) степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя

б) способность фирмы, производящей этот товар, достигать законным путём экономических и социальных преимуществ по сравнению с другими

в) закономерность, состоящая в том, что стремление придать товару наилучшие характеристики в одних отношениях заставляет в какой-то мере поступиться его достоинствами в других отношениях

 

2.Повышение конкурентоспособности в области качества продукции:

 

а) подразумевает устранение недостатков и усиление преимуществ продукции

б) улучшение производственного климата и взаимопонимания между руководителем и исполнителем путём формирования общих целей, направленных на улучшение стандартов и качества жизни

в) одинаковый доступ к информации для всех без исключения изготовителей, органов государственной власти и потребителей, если эта информация относится к требованиям безопасности, стандартизации, методам испытай или сертификации

 

3.Потребительские свойства товара –

 

а) фальсификация товара

б) свойства товара, проявляющиеся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей

в) средство его реализовать

 

4. Что понимается как «планомерный и целенаправленный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие соответствие характеристик создаваемой продукции требованиям»?

а) обеспечение качества

б) управление качеством

в) контроль качества

 

5. Конкурентоспособность предприятия:

 

а) план мероприятий, намеченных предприятием по улучшению качества продукции

б) количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество

в) возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: