1) Испытательный участок – на нем проводят испытание машин, после ремонта и испытания машин в случае внепланового ремонта. При поступлении электрических машин в соответствии с графиком предремонтные испытания не проводят. Предремонтные испытания включают:
- измерение сопротивления изоляции обмоток,
- испытание электрической прочности изоляции,
- проверка целостности подшипников на холостом ходе по шуму,
- проверка осевого выбега ротора,
- правильность прилегания щеток к коллектору,
- измерение вибрации в режиме холостого хода,
- замер воздушного зазора (без разборки ЭМ),
- состояние крепежных изделий,
- плотность посадки подшипниковых щитов,
- повреждения отдельных частей машины.
2) Разборочное отделение. Проводят поузловую разборку электрических машин, дефектацию деталей; исправные детали передают в комплектовочное отделение, остальные – на ремонт. Основное оборудование этого отделения – моечные машины, съемники, станок для обрезки лобовых частей, станок для извлечения обмотки из пазов, печь для выжига изоляции.
3) Обмоточно-сушильно-пропиточное отделение. Здесь ремонтируют старые и изготавливают новые обмотки.
4) Слесарно-механическое отделение. Здесь ремонтируют и изготавливают новые детали.
5) Комплектовочное отделение. Сюда поступают исправные детали с разборки и с ремонтного цеха и производят укомплектование электрических машин.
6) Сборочное отделение. В отличие от разборки здесь имеется станок для балансировки (отделочные работы производят в изоляционно-обмоточном отделении).
Технические условия ремонта.
Приемка электрических машин в ремонт производится по акту, в котором указывается паспортные данные машины, объем предполагаемого ремонта, технические требования, которым должна удовлетворять электрическая машина после ремонта.
В ремонт принимают только комплектные электрические машины, имеющие все основные узлы, включая старые обмотки. Все установочные и соединительные детали должны быть демонтированы.
В ремонт не принимаются электрические машины с разбитыми корпусами и подшипниковыми щитами, со значительными (более 25%) повреждениями стали.
Отремонтированные машины должны пройти приемо-сдаточные испытания, после чего ремонтная организация дает гарантию 1 год. На корпусе должен присутствовать новый щиток с номинальными данными, в котором указан завод, проводящий ремонт, номинальные данные машины и дата выпуска.
Содержание текущего и капитального ремонта.
Текущий ремонт проводят для электрических машин находящихся в эксплуатации и резерве. Объем текущего ремонта включает следующие элементы:
- Поузловая разборка.
- Проверка состояния подшипников, их промывку и замену при превышении радиального зазора.
- Продувка сжатым воздухом обмоток и коллектора.
- Устранение местных повреждений изоляции и обмоток.
- Сушка обмоток.
- Покрытие лобовых частей покровными эмалями.
- Шлифовка и зачистка контактных колец и коллектора.
- Проточка и продораживание коллектора.
- Проверка и регулировка щеточного механизма.
- Сборка электрической машины.
- Проверка на холостом ходе и под нагрузкой.
Капитальный ремонт проводят только для электрических машин находящихся в эксплуатации. При плановом капитальном ремонте, как правило, производят замену обмоток. В коллекторных машинах проводят замену коллектора, если наблюдается повреждение более 5 коллекторных пластин.
Типовой объем капитального ремонта включает:
- Производство операций текущего ремонта, а также:
- Проверка зазора между статором и ротором замером или расчетным путем.
- Механический ремонт корпуса, подшипниковых щитов и магнитопровода (заварка трещин, приварка лап, восстановление резьбовых отверстий, восстановление посадочных мест в корпусе и щите),
- Ремонт сердечников ротора и статора (удаление замыканий между отдельными листами, устранение распушения листов, ликвидация осевого сдвига).
- Ремонт вала (исправление торцевых отверстий, устранение прогиба, восстановление посадочных поверхностей, восстановление шпоночных канавок).
- Сборка и пайка схем.
- Проведение испытаний после ремонта.
После капитального ремонта замена подшипников производится независимо от их состояния. При этом виде ремонта обмотки их круглого провода и низковольтные обмотки из прямоугольного провода не используют.






