Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности

3. Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают: 1) индуктивные умозаключения – от единичных фактов к общему выводу; 2) дедуктивные умозаключения – от общего к частному; 3) умозаключение по аналогии – когда вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без учета всех условий.

Выделяют следующие виды мышления:

1. По форме: 1) наглядно-действенное – непосредственно включенное в деятельность; 2 ) наглядно-образное – осуществляющееся на основе образов, представлений прошлого опыта; 3) абстрактно-логическое – на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

2. По характеру решаемых задач: 1) теоретическое – на основе рассуждений и умозаключений; 2) практическое – суждения и умозаключения связаны с решением конкретных задач.

3. По степени развернутости: 1) дискурсивное – опосредованное логикой рассуждений; 2 ) интуитивное – на основе непосредственного чувственного восприятия.

4. По степени новизны и оригинальности: 1) репродуктивное (воспроизводящее) – на основе образов и представлений, взятых из определенных источников. Другое название – конвергентное мышление, при котором все усилия концентрируются на поиске единственного правильного решения; 2) продуктивное (творческое) – на основе творческого воображения. Другое название – дивергентное мышление, т.е. поиск решения по всем возможным направлениям, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов, что приводит к оригинальным решениям.

Творческое мышление пластично, подвижно, оригинально. Творческая деятельность представляет собой высший уровень развития мышления человека, который обладает следующими особенностями:

- получение результата. Которого раньше никто не добивался;

- возможностью действовать различными путями, не зная, какой из них может привести к желаемому результату;

- априорной (предварительной) неизвестностью способов, с помощью которых этот результат может быть достигнут;

- отсутствием достаточного опыта решения подобных задач;

- необходимостью действовать самостоятельно и без подсказки.

При решении поставленных задач выбирают следующие стратегии мышления, различающиеся по эффективности и по уровню сложности:

1) Случайный перебор осуществляется по методу проб и ошибок. Главный недостаток в том, что поиск ведется несистематично и поэтому может оказаться неполным.

2) Рациональный перебор. При такой стратегии исследуют некое центральное, промежуточное или наименее рискованное предположение, а затем, изменяя по одному элементу, убирают неправильные элементы поиска. Круг поиска постепенно сужается, пока не будут найдены ключевые элементы искомой категории или поставленной задачи.

3) Систематический перебор, когда субъект охватывает всю совокупность возможных гипотез и, систематически анализируя их одну за другой, пытается найти решение. Такая стратегия охватывает большинство вариантов, позволяет наиболее адекватно разрабатывать планы долговременных и сложных действий. В повседневной жизни такая стратегия используется редко, потому что утомляет, считается скучной.

Наряду с понятием «мышление» в психологии используется термин «интеллект». Если мышление представляет собой процесс решения задач с целью получения новых знаний и создания чего-либо, то интеллект – это характеристика общих способностей, необходимых для решения таких задач.

Интеллектуально развитым называют человека, который одинаково хорошо умеет решать и умственные, и образные, и практические задачи, т.е. обладает мышлением во всех трех названных областях. Односторонне интеллектуально развитым будет такой человек, чьи мыслительные способности в основном проявляются только в одной из перечисленных областей человеческой деятельности: в логике мышления или умении выражать мысль в слове, в манипулировании образами или в практических действиях с реальными материальными предметами.

Интеллектуальные способности человека проявляются по-разному. Продукты словесно-логического мышления – это, прежде всего, научные знания. Результатами интеллектуальной деятельности в форме образного мышления становятся произведения искусства, карты, чертежи, схемы, планы и т.п. Продуктами практического мышления человека логично мыслящего, художественно даренного, становится мир материальной культуры, созданной людьми.

В 1994 году психолог Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта. Согласно ей, у каждого из нас есть доминирующий тип интеллекта, но в той или иной степени имеется и каждый из указанных автором восьми, их можно развивать:

1) Лингвистический. Его обладатели живут в мире слов. Именно они легко понимают текстовые инструкции, любят писать и читать. Им легче, чем другим, даются иностранные языки.

2) Логико-математический. Они решают абстрактные задачи, быстро делают простые и сложные расчеты, любят шахматы, судоку.

3) Визуально-пространственный. Ориентироваться на местности, замечать визуальные детали – это к ним. Легко понимают инструкции в виде диаграмм, чертежи.

4) Музыкальный. Они легко осваивают музыкальные инструменты, часто настукивают ритм, напевают.

5) Телесно-кинестетический. Это те, кто в совершенстве владеет телом, обладает хорошей координацией. Они очень подвижны, среди них много танцоров и спортсменов.

6) Экзистенциальный. Его носителям свойственно глубокое понимание собственного «Я» и законов жизни. Рассудительны, владеют эмоциями и осознают свои недостатки и достоинства.

7) Социальный. Они хорошо умеют понимать других, чужие эмоции, потребности и цели. Они коммуникабельны и часто становятся душой компании.

8) Натуралистический. Здесь – ценители природы, которые хорошо понимают ее законы. Среди них немало биологов, садоводов, любителей животных.

Контрольные вопросы по теме:

1) Какова роль внимания в процессах познания?

2) Для чего человеку необходима память?

3) На чем основаны приемы улучшения памяти человека? Какие мнемотехнические приемы вы знаете и применяете в учебной деятельности?

4) Что такое мышление и чем оно отличается от других познавательных процессов?

5) Что такое творческое мышление?

6) Чем понятие «интеллект» отличается от понятия «мышления»?

7) Какой из указанных типов интеллекта доминирует, на ваш взгляд, у вас? Почему вы так думаете?                         

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: